Цель урока: повторить и обобщить знания по теме “Древний Египет”; начать формировать умение обобщать знания в виде таблицы; продолжить воспитывать у учащихся интереса к истории, уважения к культуре других народов.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
- Повторение и обобщение знаний.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
1. Поздравляю вас, друзья! Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по стране, которую изучали на протяжении 6 уроков. Кто скажет, как называется эта страна?
Ответ: Древний Египет.
Ребята, сегодня мы повторим все, что изучили на предыдущих уроках, заполним таблицу и подготовимся к контрольной работе. Откройте тетради запишите тему и начертите таблицу. А чтобы было интереснее, мы проведем с вами игру-викторину. За каждый правильный вопрос вы получите жетон в виде жука скарабея. Этот жук был талисманом у древних египтян.
2. Друзья, прежде чем отправиться в Древний Египет, давайте вспомним, на каком континенте он расположен?
Ответ: Африка.
Ребята, а вы помните, в каких детских книжках говорится об Африке?
Ответ: “Доктор Айболит” К. Чуковского.
Однако, Африка очень большой континент. Надо уточнить, где располагался Древний Египет?
Ответ: В С-В Африке, на берегах реки Нил, от первого порога до Средиземного моря.
Ребята, заполним первую строчку нашей таблицы. О чем мы с вами говорили?
Ответ: о местоположении .
Запишем это слово в первую графу. Во вторую занесем предыдущий ответ.
Подумайте, какие вещи нам там понадобятся? Какая там погода?
Ответ: в Африке очень жарко, дожди – редки, но сейчас там разлив Нила (с июля – по ноябрь).
Давайте запишем этот ответ в тетрадь. Древние египтяне думали, что в горах, где берет начало Нил, в пещере, которая охраняется змеем, сидит бог Хнума и льет воду из кувшина. Кто из вас может сказать, что было настоящей причиной разливов?
Ответ: таяние снегов и дожди в Центральной Африке.
Ребята назовите растения и животных Древнего Египта.
Ответ: финиковые пальмы, тростник – папирус, бегемоты, крокодилы, львы, обезьяны, утки и др.
Но самым прекрасным цветком в зарослях был лотос. Если настоящего египтянина попросить рассказать о лотосе, он глубоко вздохнет, поднимет к небу глаза и тихим голосом скажет: “Лотос – это цветок богов. Он бывает розовым и белым. Сыновья бога Гора родились из этих цветков. У нас о красивой девушке говорят, что ее губы подобны лепесткам лотоса”.
Ребята, сейчас мы выполним с вами два задания.
1) Внимательно прослушайте текст. Найдите ошибки. Дайте правильный ответ.
В северо-восточной Африке расположено одно из самых больших озер в мире – Нил. Долина Нила в древности была покрыта зеленью, по берегам росли финиковые пальмы, акации и высокий тростник, который называют пороги.
Течение Нила встречало на своем пути опасные каменистые преграды – дельту. Среди песков изредка встречались островки зелени – оазисы и ил.
2) Дан набор слов. Составьте с ними предложения.
Египет, повелитель, фараон.
Государство, столица, Мемфис.
Ребята представьте, что мы плывем с вами на корабле по Нилу. Что мы видим на западе, там, где пески?
Ответ: на Западе от реки Нил строили пирамиды.
Когда была построена самая большая пирамида и для какого фараона?
Ответ: 2600 г. до н.э. для Хеопса.
Почему пирамиды называют одним из чудес света?
Ответ: они построены без помощи машин.
Ребята, как называется здание, к которому ведет дорога от реки Нил?
Ответ: храм.
Как выглядел храм?
Ответ: Аллея сфинксов, обелиски, ворота с башнями.
Сообщение Тайны сфинкса.
Мы вновь заполним с вами таблицу. Каким богам поклонялись египтяне.
Ответ: Ра, Тот, Бастет и др.
Заполним таблицу. Скажите, какое занятие было у египтян главным?
Ответ: земледелие.
Ребята, а как учили в египетской школе? Где было учиться легче и почему? Чем отличался древнеегипетский учитель от вашего?
Ответ: много иероглифов, бил плетью.
Заполним таблицу. А теперь разгадаем кроссворд.
“В Древне Египте”
Если вы правильно решите кроссворд, то в обведенной рамкой клетках по горизонтали прочтете имя французского исследователя, разгадавшего в начале прошлого века тайну иероглифов.
По вертикали: 1. Особое приспособление для полива египтянами садов и огородов. 2. Богиня правды. 3. Первая столица Египта. 4. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона. 5. Фараон, для которого была построена самая большая пирамида. 6. Частицы полусгнивших растений, остающихся на берегах Нила после разлива. 7. Место впадения Нила в Средиземное море. 8. Каменные столбы у входа в храм. 9. Бог мертвых с головой шакала.
3. Вы замечательно справились с моими вопросами. На этом наше путешествие окончено. Но не печальтесь. Нас с вами ждет еще много увлекательных открытий в волшебной стране, которая зовется История. А с древними египтянами вы можете встретиться еще раз, прочитав книжки о них.
Вопросы для сравнения | Древний Египет | Междуречье |
1. Местоположение | С-В Африка, р. Нил, от 1-го порога до впадения в Средиземное море | |
2. Климат | Жаркий, нет дождей, с июля по ноябрь разлив Нила | |
3. Выдающиеся здания | Пирамиды, храмы | |
4. Религия | Многобожие, боги с телом человека, но головой животного | |
5. Занятия | Земледелие, ремесло. | |
6. Письменность | Иероглифы, папирус, красная строка. |
Ребята, подсчитайте ваши жетоны. Выставим оценки. Что вам понравилось на уроке?
Домашнее задание: 1. Допиши сказку. 2. Составь рассказ “Мое путешествие по Древнему Египту”. 3. Придумай кроссворд, ребус. 4. Нарисуй рисунок по теме “Древний Египет”.