Дом крепок дружбой людей, в нем живущих. А в нашем родном городе Лиски сейчас проживают сотни людей самых разных национальностей. Русских, коренных жителей, больше всего, но для многих армян, азербайджанцев, турок, таджиков, сложились такие жизненные обстоятельства, что они вынуждены были покинуть свою Родину, где они жили, и найти то место, где их семьи обрели бы мир и спокойствие. Узы дружбы, связывающие ребёнка с ребятами других национальностей, очень важны для воспитания чувства сердечного расположения ко всем народам, населяющих нашу страну. А в наше время это особенно актуально. Дети разных национальностей, входящие в наш классный коллектив, хорошо дополняют друг друга, ведь у каждого национального характера есть свои яркие положительные стороны, свои достоинства. Любовь к Родине начинается с колыбельной, которая поётся на родном языке, а продолжается в школе.
Цели:
- Дать представление о странах, являющихся исторической Родиной учащихся нашего класса.
- Акцентировать внимание учащихся на национальных традициях и обычаях разных народов.
- Воспитание патриотизма, интернационализма, чувства взаимопомощи друг другу, уважения к людям разных национальностей.
Оборудование:
большой ковер, глобус на подставке, физическая карта, флажки с названием стран, на потолке подвешен большой рисунок солнца, стол для гостей, накрытый скатертью.
Для каждой страны: карточка с названием, герб, флаг, название столицы, “Буквари”, книги, фотографии и картины с изображением страны, национальные костюмы, хлеб и национальные блюда.
Звучит муз. О.Хромушина “Сколько нас”. Дети заходят в класс и становятся полукругом.
Песней звонкою открыли
Праздник мы весёлый свой,
Пусть летит она на крыльях,
Облетит весь шар земной.
Пусть повсюду встретит песня
Замечательных ребят,
Пусть для мира и для счастья
Смех и шутки зазвенят.
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Горя, голода, войны.
Пусть мир торжествует на свете
И дружат народы земли,
Пусть радуются все дети,
Пусть в счастье живут они.
Нет для дружбы расстояний,
Для сердец преграды нет,
Мы сегодня в светлый праздник
Хором: Детям мира шлём привет!
Армянка: Барев дзез, сирели андэсатеснер!
Азербайджанка: Салам, азис гонахлар!
Турок: Салам алейкум, азис мисафильлар!
Русский: Здравствуйте, дорогие гости!
Учитель:
- Дорогие ребята и уважаемые гости, приглашаю Вас совершить путешествие по странам. Но как нам побывать за короткое время сразу в четырех странах? Вспомним, на чем можно путешествовать?
(самолет, вертолет, поезд, машина)
-А на чем путешествовали сказочные герои?
- Лягушка путешественница на прутике;
- Иван–Царевич на Сером волке;
- Иван–Крестьянский сын на летучем корабле;
- Старик Хоттабыч на ковре- самолете.
Я предлагаю совершить путешествие на ковре- самолете. Но какое путешествие без карты (учитель открывает карту) и без глобуса (учитель ставит глобус на подставку на ковер)? Ковер-самолёт волшебный и слова нужны волшебные, чтобы он полетел. Запоминайте:
На ковре-самолёте
Путешествие у нас,
Над горами и морями
В самом деле - высший класс!
Дети усаживаются на ковер, крутят глобус, хором произносят “волшебные” слова.
Звучит музыка, дети представляют, что они летят на ковре. Музыка замолкает, глобус останавливается.
Учитель: Где мы оказались? (открывает часть доски, читаем название страны, рассматриваем герб, флаг)
Армения. (выступают дети в армянских национальных костюмах)
Поезд мчится на закате,
Горы за окном.
На цветущем Арарате
Снег лежит ковром.
Горы слева, горы справа,
Сильные ветра.
Джан, Армения, инчь шатлавнез-
Прямо чудеса!
Звуками играет и поёт зурна,
Ах, вот она какая,
Армения моя!
Ученики рассказывают о странах, сопровождая рассказ показом фотографий и картин.
- Армения - это не только горные склоны и каменистые поля. Если подняться на гору Техинис в центре страны, то на юге можно увидеть подёрнутые дымкой сады и виноградники Араратской долины, в центре которой расположена столица – город Ереван. А над этим (уже с турецкой стороны) величаво сверкает ледниками Арарат. На севере круглый год блещет лазурью гладь озера Севан, окруженного со всех сторон хребтами Малого Кавказа. А на западе страны горы, обращенные к мягким холмистым равнинам Грузии.
- Эревань - старое название столицы Армении - города Еревана. Ереван сохранил черты восточного города- маленькие духаны (кафе), смешение языков, культур, но центр современного Еревана- широкие площади и проспекты.
- Армянские традиции уходят далеко в глубь веков. В быту по сей день сохраняются взаимопомощь, прочность семейных и родственных уз.
- Барев дзез! Армянский народ очень гостеприимный. Гость на порог - счастье в дом. Я угощаю вас армянским национальным блюдом – лаваш, который долгое время остаётся мягким и ароматным.
(девочка ставит на стол для гостей лаваш на блюде)
Мальчик читает на армянском языке стихотворение, затем его перевод.
Девочка:
Я армянская девчушка,
Я резвушка - попрыгушка,
Предлагаю вам игру-
Схватить платочек на скаку!
Игра. Девочка держит белый платок. Звучит национальная музыка. Мальчики танцуют. С окончанием музыки девочка подбрасывает платок, а каждый из мальчиков старается быстрее его поймать.
Учитель ещё раз называет страну, в которой побывали, показывает её на карте, прикрепляет флажок.
- Повеселились, поиграли, узнали о Родине Седы Манвелян и Оганян Нарека, пора и в дорогу.
Все усаживаются на ковер, звучит музыка, вращаем глобус, произносим “волшебные” слова.
Азербайджан.
Читаем хором название страны, рассматриваем герб, флаг.
Выступают дети в национальных костюмах.
- Каждая страна чем-нибудь славится. Одна своим морем и реками, другая лесами, третья богатым урожаем и подземными богатствами. И все это: и море, и реки, и горы, и леса, и богатые урожаи фруктов есть в Азербайджане.
Дети с ковра:
- Осторожно, в Азербайджане очень высокие горы!
- В Азербайджане крутые дороги!
- Мальчишки, не зевайте, в море много кораблей!
- Меня зовут Керимова Шабнам! Добро пожаловать на мою Родину - в солнечный Азербайджан!
(читает стихотворение на родном языке и его краткий перевод)
1. Азербайджан многоцветен! Смотрите, какую картину я нарисовал, когда летели над этой страной! Жёлтый, зеленый и красный цвета - это Ленкоранская низменность с её обильным солнцем, пышной растительностью и плодородными красными почвами.
Здесь выращивают чай, лимоны, фейхоа и виноград. Черный цвет - знаменитые Бакинские нефтяные промыслы.
2. Но Баку, столица Азербайджана, интересен не только нефтью. Это очень древний город. Баку славится красивыми прибрежными бульварами, ночными огнями на нефтяных промыслах и старым городом, где сохранились дворец правителей, крепостные сооружения и, наконец, Кыз-Каласы, Девичья башня, с которой связано много легенд.
Танец девочки в национальном костюме.
После танца девочка берёт национальный хлеб на расшитом полотенце и ставит на стол перед гостями:
-Угощайтесь, гости дорогие! (на азербайджанском и на русском языке)
Учитель:
-В какой стране побывали? Как называется столица? (показывает её на карте, прикрепляет флажок)
Все усаживаются на ковер, звучит музыка, вращается глобус, хором произносим “волшебные” слова.
Турция.
-Нас приглашают Кибаров Камран, Нуриев Эльдар, Шахманов Айбек, Айдинова Севда.
Дети хором: Добро пожаловать в Турцию!
Учитель раскрывает доску, рассматривают герб, флаг, называют столицу Турции.
Выступают дети в национальных костюмах.
- Современные турки - потомки всех народов, живущих в этих краях. В это число вошли славяне, венецианцы, греки и много других народов.
- Турция развивается очень быстро. За рубежом славятся турецкие курорты на Черном и Средиземном морях. Турецкие строители работают на стройках во многих странах. Многие жители Европы, и Россия в том числе, носят одежду турецкого производства.
- Анкара - столица турецкого Востока. В нем чудесным образом слились европейские и азиатские черты и традиции. А зажигательная турецкая музыка будет сопровождать нас на всех базарах и улицах.
Дети танцуют танец под зажигательную турецкую музыку, все в такт аплодируют.
Потом берут блюда с национальными лакомствами и ставят их на стол перед гостями.
Учитель:
-В какой стране побывали?
- Как называется столица? (показывает её на карте, прикрепляет флажок).
Все усаживаются на ковер, звучит музыка, крутится глобус, хором произносятся “волшебные” слова.
Музыка постепенно становится все тише, дети приставляют ладошки “козырьком” к глазам, смотрят “вниз”, встают по одному и читают стихи.
Вот родные леса и поля,
Вот родная наша земля!
Ах, Россия ты, Россия,
Как поёт твоя душа.
Сторона моя родная,
До чего ты хороша!
Волги- матушки разливы,
Берёзы здесь шумят и нивы.
Восходит алая заря.
Россия, ты нам дорога!
Учитель: Где же мы приземлились?
(хором называем страну, рассматриваем флаг, герб, краткая беседа по значению цветов на флаге, рисунку на гербе, называем столицу, на карте прикрепляем флажок).
Россия.
-Мы возвратились домой, в Россию.
Выступают дети в национальных костюмах, показывают фотографии, картины, сопровождают свой рассказ работой с картой.
- Наша страна огромная. И бывает так, что в одном её краю начинается лето, а в другом ещё стоит холодная зима. Природа России многообразна: на севере вечная мерзлота, а на юге бушует красками вечное лето. В России много городов с миллионным населением, и есть почти незаселенные территории. Благополучие и процветание России – в единстве её регионов. Они дополняют друг друга. Урал выплавляет металл и выпускает машины, Черноземный центр выращивает хлеб, на дальнем Востоке ловят рыбу, Сибирь-лес.
- Начинается земля, как известно от Кремля!
В этих словах Маяковского заключается определённая правда. На подступах к Москве разворачивались грандиозные битвы, в которых решался вопрос - “быть России или не быть”. - Трудно представить Москву без Красной площади, на которой проходят парады, и Кремля с его башнями, Царь-пушкой и Царь-колоколом. Москва-это сердце России. Каждый человек мечтает побывать в столице Родины.
- Русь талантами богата,
Поют здесь и девчата, и ребята.
Мы любим наши песни вольные
И берёзки белоствольные.
Дети водят хоровод, муз.Т. Потапенко “Ай, да берёзка”.
Песня “Наша Родина”.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Назовите страны, столицы, в которых мы побывали.
Как хорошо и мило,
Если дружат Турция,
Азербайджан, Армения и Россия!
Пусть в мире страны будут жить
И будут дети все дружить.
Учитель:
-Мы побывали в разных странах, с разными обычаями, традициями, культурой, но везде нам светило одно солнце, для всех людей одинаково, независимо от того, какой мы национальности (показывает на рисунок солнца под потолком).
-Всем станет интересней,
Хором:
-Если будем жить все вместе!
-Всем станет веселей,
Хором:
-Когда много на свете друзей!
-Чтобы взрослые и дети
Жили счастливо на свете,
Что нужно?
Хором:
-Мир и дружба!
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку друг.
За руки возьмемся, пусть пойдёт
По земле огромный хоровод!
Дети становятся полукругом, берутся за руки и поют песню “Шире круг”.
Учитель:
-Дорогие дети, надеюсь, что и спустя много лет вы будете помнить школьную дружбу и никогда не нарушите законов гостеприимства. А вас, дорогие гости, благодарю за внимание и, надеюсь, вы разделите с нами столь щедрый стол.