Цель: Учить рассказывать сказку от имени героев, моделировать поведение персонажей. Развитие связной речи, коммуникативных навыков; гармонизация эмоционального состояния. Формирование критического мышления. Воспитание дружелюбного отношения друг к другу.
Адресат: Дети среднего дошкольного возраста, а также дошкольники, имеющие нарушение моторной координации.
Пособия: Магнитофон, записи веселой и спокойной музыки, маски с изображением героев сказки, текст и иллюстрация сказки, стулья и коврики по количеству детей, листы бумаги, краски, салфетки, мусорная корзина, декорации в виде домика и нескольких деревьев.
Словарная работа: Активизировать в речи слова зимовье, подсолнух.
Предварительная работа: Знакомство со сказкой “Зимовье зверей”, обсуждение отличительных особенностей каждого героя, рассматривание подсолнуха (или его иллюстрации).
Ход занятия
- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку. Но только на чем мы туда поедем? Как нам в нее попасть?
- А может, мы построим волшебный паровоз, который сможет нас доставить?
Под веселую музыку ребята “строят” паровоз, взяв друг друга за плечи, и едут. Остановившись, закрывают глаза и хором произносят: “Раз, два, три, в сказку попади”.
Затем дети рассаживаются на коврики, которые заранее постелены полукругом.
- Вот мы и приехали в сказку. Но в какую? Вы знаете?
Показ иллюстрации.
- Теперь вы догадались в какую?
- Кто ее герои?
- О чем узнали из этой сказки?
- Что вы думаете о поступках животных?
- Какой герой понравился больше? Почему?
- Какого героя вы осуждаете? Кто, по вашему мнению, повел себя не правильно? Почему?
- Как вы думаете, что чувствовал себя бык, когда все животные отказались строить дом? Когда угрожали ему? Когда спасли его?
- У каждого героя есть свой характер и ведут все они себя по-разному. Как вел себя бык (баран, свинья, гусь, петух, лиса, медведь, волк)? (Воспитатель помогает в подборе определений, корректирует ответы).
Далее распределяются роли по желанию детей либо воспитатель сам выбирает с учетом особенностей личностных качеств ребенка, ассоциируемых с характером сказочных персонажей. Раздает маски.
После чего воспитателем рассказывается сказка (Приложение 1), произнося только слова автора, одновременно дети проигрывают ее.
- Молодцы! Здорово получилось!
- Кто чувствовал себя не уютно в роли своего персонажа? А кому, наоборот, очень понравилось быть именно этим героем?
- Жаль, но со сказкой необходимо попрощаться. Давайте закроем глаза и произнесем слова: “Раз, два, три, из сказки выходи”.
“Строится” паровоз, на котором ребята возвращаются в группу.
- В сказке героям помогла справиться с опасностью дружба. Но и у нас в группе все ребята дружат друг с другом. А вот как дружат наши пальцы на обеих руках, мы сейчас посмотрим.
Дети стоя выполняют движения пальцами и кистями рук под слова воспитателя:
(Руки соединены в замок, кисти поворачиваются вправо и влево. Кончики пальцев находятся вместе).
Один, два, три, четыре, пять – начинай считать опять. (Поочередное касание пальцев, начиная с мизинцев).
Один, два, три, четыре, пять – мы закончили считать. (Поочередное касание пальцев, начиная с больших).
Встряхивание кистей. (Повторяем 2 – 3 раза).
Включается тихая спокойная музыка, дети рассаживаются на коврики.
- Дружба важна не только в нашей жизни и жизни героев, но и у растений дружба тоже очень ценится. Например, у подсолнуха все семечки находятся в середине и очень дружат между собой. Именно поэтому подсолнух такой красивый. Давайте представим себя маленькими семечками, которые вырастают в большой красивый подсолнух.
“Теплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из росточка вырос прекрасный подсолнух. Нежится на солнце подсолнух, подставляя теплу и свету каждый желтый лепесток, поворачивает свою изящную и гордую голову”. (Все дети изображают семечки – опускаются на корточки, затем растут – поднимают руки (бутон), на лице улыбка).
- Ой, а мы с вами и не заметили, что у нас на столе что-то стоит. Что же там? (листы бумаги, краски, салфетки)
- Сейчас мы попробуем изобразить, что чувствовал бык, когда животные отказались ему помочь. Какое у него было настроение? Какие цвета, по вашему мнению, для этого подходят?
- А чем же мы будем рисовать, ведь кисточек нет?
Рисуют пальцами, используя темные цвета, пытаясь изобразить обиду быка.
- Разве красивые рисунки получились? Нужно нам такое настроение?
- Тогда сомнем их и выкинем в ведро.
- Каким стало настроение быка после того, как животные спасли его?
- Какие цвета подойдут для изображения?
- Вот эти яркие, красочные рисунки мы сохраним. Наше настроение должно быть таким же, как они. Молодцы!
Моем руки.
- Что же на занятии мы делали? Куда ездили?
- Что было потом?
- Что запомнилось больше?