Цели:
- сформировать у учащихся понятие о былине – виде устного народного творчества, создать у детей целостный образ героя;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать устойчивый интерес к чтению произведений устного народного творчества;
- обогащать словарный запас; прививать любовь к чтению.
Оборудование: грамзапись сказки, пословицы, скороговорка. На доске картина В.М.Васнецова “Богатыри”; толковый словарь; рисунок гуслей; магнитофон.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Введение в тему урока
Проверка домашнего задания.
Давайте вспомним, какой раздел мы начали изучать?
(Сказочные богатыри)
(Рисунок 1)
Каким стихотворением начинается раздел?
Почему этим стихотворением начинается раздел?
Какое домашнее задание?
- Выразительное чтение стихотворения “Руслан и Людмила” и нарисовать рисунок к стихотворению. У нас получилась выставка ваших рисунков.
Чтение стихотворения.
Звучит “Утро” Э. Грига. Учитель читает стихотворение.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Д. Чувство торжества, гордости за свою Родину.
У. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Какие пословицы о Родине вы знаете?
Д. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
– Своя земля и в горсти мила.
– На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Всякому мила своя сторона.
- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.
- Человек без Родины - соловей без песни.
Учитель. Ребята, на протяжении нескольких уроков мы гостили в царстве сказок. Сказка – это вид устного народного творчества. Какие еще виды устного народного творчества вам известны?
Дети. Пословицы, поговорки, потешки, небылицы.
Учитель. Сейчас я прочитаю вам отрывок из произведения, которое тоже относится к устному народному творчеству. Послушайте его внимательно.
Учитель читает отрывок из книги “Русская старина”
“Как во стольном граде Киеве собрались три
богатыря святорусских, три брата названых:
старый казак Илья Муромец да молодые Михайло
Потык с Добрыней Никитичем. И сказал Илья таковы
слова:
– Хватит нам, русским богатырям, по домам
сидеть, словно тараканам запечным! Пора нести
службу богатырскую – ехать по дальним
землям-краям, глядеть, не собирается ли походом
недруг на землю Русскую, показывать нашу удаль да
силу молодецкую. Поезжай-ка ты, Добрынюшка, за
синь-море соленое, а я, старик, поеду во чисто
поле, в дальнее раздолюшко...”
– Известен ли вам вид этого произведения?
Дети. Немножко похоже на сказку.
– Нет, это не сказка. Это произведение читается плавно, нараспев. Сказки так не читают.
Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с новым видом устного народного творчества – былиной.
III. Рассказ учителя о былине
У. Быль, былина, бывальщина... Как вы понимаете значение этого слова?
Дети отвечают.
– Прочитайте, как Владимир Иванович Даль поясняет значение этого слова.
На доске: Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый.
(Рисунок 2)
– Жили когда-то на Руси Великой люди –
песенники-сказители. Они сочиняли и
пели-рассказывали былины – разные истории про
богатырей русских, про битвы с лютыми врагами,
про царства-государства чужеземные, про великого
князя Киевского Владимира Красно Солнышко и
княжну Апраксию, их дружинушку могучую, про
чудеса невиданные. И сложено было этих былин и
ходило их по Руси великое множество.
Герои русских былин - Илья Муромец, Добрыня
Никитич, Алёша Попович, Садко … Былины
сочинялись как стихи; их обычно исполняли на
праздниках, на пирах особые люди –сказители,
которые по памяти рассказывали былины нараспев и
играли на гуслях- старинном музыкальном
инструменте. (Прослушивание фрагмента)
IV. Беседа по изобразительному искусству
У. Многие русские художники обращались в своем творчестве к изображению былинных героев. Посмотрите внимательно на репродукцию картины. Это картина “Богатыри” Виктора Васнецова. Она создавалась художником с 1881 по 1898 год (почти 20 лет). Кто на ней изображен?
(Рисунок 3)
Д. Я вижу на картине богатырей.
– Это всадники, они вышли в дозор.
У. Изображенные на богатырском выезде всадники, по словам художника, “примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого?”. В центре группы – Илья Муромец, слева от Ильи, княжеский дружинник Добрыня Никитич, справа – Алеша Попович. Давайте остановим свой взор на образе Ильи Муромца, ведь он главный герой урока.
Опишите его внешность.
Д. Илья Муромец одет в богатырские доспехи.
– В правой руке держит палицу, он готов к бою, выглядывает не видно ли врага?
– У Ильи Муромца мужественное лицо, большая борода, широкие плечи.
– Конь под ним богатырский.
У. Да, ребята, вы правы: художник изобразил Илью Муромца мужественным, отважным воином, готовым сию минуту вступить в бой с врагами земли Русской.
Физкультминутка
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо -
Получается на славу!
Кто же на самом деле Илья Муромец? (Рассказ учителя об Илье Муромце)
В селе Карачарово, что под Муромом, если верить
былинам, родился знаменитый богатырь Илья
Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин. Жил
богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих
лесов— отсюда и фамилия. Илья
Муромец — реальная историческая личность,
воин, служивший киевскому князю. …Как одно-то на
небе красно солнышко. А один — то на Руси Илья
Муромец…
Неспроста древний Муром на высоком берегу Оки в
парке установил в прошлом году памятник своему
легендарному богатырю. Как символ не только
физической, но и, что более важно, высокой
нравственной силы. (Рисунок 4)
“…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за
сирот, за бедных людей…” …Из богатырей Илья
Муромец ушел в монахи. А погиб защищая Киев от
набега. За свои подвиги он был причислен к лику
святых и удостоился захоронения в
Киево-Печерской лавре. У изголовья перед его
гробницей гласит надпись – “Илья из города
Мурома”.
К иконе великого былинного святого богатыря в
местной карачаровской церкви идут и идут
верующие. (Рисунок 5)
1. Сейчас мы прочитаем произведение. Что это? (сказка, отрывок)
Речевая разминка.
Сейчас мы с вами разогреем наши голосовые связки, поработаем над дикцией и интонацией.
На доске написана скороговорка: (соберите скороговорку)
От топота копыт пыль по полю летит.
Давайте прочтём скороговорку с
- испугом
- восторгом
- хвастаясь
Словарная работа
Подбери к устаревшим словам современную “пару”.
Чтение сказки по частям с комментариями.
1 часть.
- Слушание сказки на кассете до слов:
“Любили его отец с матерью”.
- Читает учитель: “И вот живут они с сыном Ильёй …” до конца 1 части
После чтения 1-ой части:
- Как звали отца и мать Ильи?
- Что огорчило родителей?
2 часть.
Чтение 2-й части:
Читают дети до слов: “И жил Илья долгое время всё таким же столбом, никак не мог ногой шевельнуть”.
Слушание сказки на кассете от слов:
“Эх, ноги мои не хожалые, руки мои не держалые”.
Слушаем до слов: “Чувствую – силушки моей убавилось на половинушку”.
Чтение 2-й части со слов: - Посоветовались тогда странники и говорят: “Хватит, Илья Муромец, тебе силушки” до конца 2 части.
Словарная работа по ходу чтения:
- Как понимаете - есть сын, да никуда не годящий?
- Кто такой странник? (Человек, который ходит пешком, странствует.)
Уточняющие вопросы:
- Какое чудо сотворили странники с Ильёй?
- Какой наказ ему дали?
3 часть.
Дети слушают до слов: “Добрым словом вспоминали странников”.
Читают дети по цепочке: “А Илья Муромец всё стал присматривать, когда мужичок поведёт паршивенького жеребёночка”.
Читают до слов: “А когда было всё готово, пришёл Илья Муромец к отцу-матери, говорит: ---------
Обращение слушаем по кассете.
Читает учитель: “ Отец и мать заплакали: - Ах ты, милый наш сын...
Наказ родителей до слов: “Оседлал коня, сел на него и поехал”.
Словарная работа по ходу чтения:
Обух топора-- тупая сторона топора;
Что значит благословить? (Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания.)
Уточняющие вопросы:
- Как мать с отцом узнали о силе своего сына?
- Как напутствовали Илью отец с матерью?
Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили? (Они похожи, и родители и странники говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.)
Обобщение:
Давайте обобщим все, что мы знаем теперь об Илье Муромце, его характере, силе, поступках.
IХ. Итог урока
У. Что нового вы узнали на уроке?
Д. Мы познакомились с новым видом устного народного творчества – былиной.
– Узнали о русском богатыре - Илье Муромце.
- Что вас удивило?
На следующих уроках мы продолжим знакомство с русскими богатырями. Видеофрагмент.
А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнется!