В последнее время заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Уровень заболеваемости детей в дошкольном возрасте очень высок. Первое место в структуре заболеваемости (65% всей патологии) занимают болезни органов дыхания, среди которых 90% - ОРЗ и грипп.
Наибольшее число перенесенных острых заболеваний приходится на часто болеющих детей, абсолютный уровень заболеваемости которых в 2-4 раза выше, чем у редко болеющих. Часто болеющими детьми, принято считать детей, которые за год переболели 4 и более раз ОРВИ и ОРЗ. Высокая распространенность ОРВИ и ОРЗ объясняется тем, что они передаются воздушно-капельным путем, отличаются выраженной контагеозностью и наличием большого числа серологических типов разнообразных респираторных вирусов. Часто болеющий ребенок заболевает практически независимо от времени года, поэтому таких детей следует оздоравливать круглогодично.
Мной была разработана физкультурно-оздоровительная программа “Лучики здоровья”, направленная на оздоровление ЧБД в условиях ДОУ и дома Приложение. Она определяет основные направления, задачи, а также выполнение поставленных задач в течение одного года.
Почему такой срок? (1 год)
Дело в том, что данная программа начинает свою работу не с сентября, как все воспитательно-образовательные программы, а с января по декабрь, - (один календарный год).
Диагноз ЧБД – ставит педиатр, курирующий ДОУ.
Цель программы
Основная цель – перевод из группы часто болеющих в группу эпизодически болеющих.
Программа “Лучики здоровья” направлена на реабилитацию ЧБД, профилактику ОРВИ, ОРЗ и повышение резистентности организма часто болеющих детей.
Формирование у детей, родителей, педагогов ответственного отношения к собственному здоровью.
Ожидаемые результаты
- Снижение уровня заболеваемости.
- Расширение знаний взрослых и детей о понятии “здоровья” и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Умение использовать полученные знания для самооздоровления.
Основные принципы программы
- Принцип научности – все предложенные и используемые мероприятия научно обоснованны и практически апробированы, направлены на укрепление здоровья.
- Принцип доступности – основывается на том, что все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Такой выбор объясняется тем, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, а значит понятным и доступным для ребенка. Все составляющие части занятия просты и в основном уже знакомы детям и взрослым.
- Принцип активности и сознательности – польза от занятий может быть только в том случае, когда взрослые и дети осознают что и для чего они делают. Весь коллектив взрослых, как педагогов, так и родителей, нацелен на поиск новых, эффективных методов оздоровления себя и детей и применение найденных методов на практике.
- Принцип интегрированности – решение оздоровительных задач в системе “детский сад – дом” по возможности во всех видах деятельности (учеба, игра, гуляние, сон, свободная деятельность, и т.п.).
Принцип адресности и преемственности – учет разноуровневого развития и состояния здоровья, участвующих в оздоровлении; умение адаптировать содержание программы категориям разного возраста.
Основные направления и задачи программы
I. Профилактические:
- Решение реабилитационных задач ЧБД всеми средствами физической культуры;
- Предупреждение ОРВИ и ОРЗ методами неспецифической профилактики;
- Выполнение санитарно- гигиенического режима;
- Обеспечение семей ЧБД всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей;
- Предоставление родителям права выбора метода закаливания ребенка.
- Обеспечение оптимального режима реабилитации с индивидуализацией ее отдельных компонентов после перенесенного острого заболевания.
- Соблюдение единых требований к режиму детей дома и в ДОУ (продленный дневной сон, регулярные закаливающие процедуры (не прекращать после ОРВИ, а только снизить интенсивность), полоскание рта после еды, дотация фруктов и овощей по сезону, в том числе лука и чеснока; настойка шиповника; средства для повышения аппетита; витамины в возрастной дозе).
- Формирование навыка правильного дыхания, правильной осанки, профилактика плоскостопия.
ІІ. Учебные:
Обучение основам оздоровительной гимнастики.
Совершенствование навыков владения точечным и самомассажем.
Обучение всем видам дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений.
ІІІ. Коррекционные:
- Увеличение жизненной емкости легких.
- Увеличение физической работоспособности и выносливости.
- Повышение сопротивляемости организма простудным и другим заболеваниям.
ІV. Валеологические:
- Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей (стремление к здоровому образу жизни).
- Создание благоприятных условий для оздоровления организма.
- Формирование умений определять собственное плохое самочувствие и умение регулировать его.
- Выработка гигиенических навыков.
V. Психологические:
- Улучшение эмоционального состояния.
- Снятие психологической напряженности.
- Воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности.
- Развитие коммуникативных навыков.
Общие рекомендации по организации занятий с ЧБД
Для ЧБД я предлагаю два дополнительных оздоровительных интегрированных занятия в неделю, направленных на профилактику ОРВИ и ОРЗ и повышение резистентности организма.
Группа ЧБД – это разновозрастная группа (от ясельного до подготовительного к школе возраста), поэтому оздоровительные занятия варьируются по времени от 10-15 мин до 30 мин, и рекомендуется проводить их во второй половине дня.
При разработке занятий использовала рекомендации Министерства образования Р.Ф. и Министерства образования Республики Саха (инструктивно-методическое письмо “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения” от 14.03.2000 №65/23-16), где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие физкультурных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью. В занятии используются различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковая и дыхательная гимнастика, хождение босиком и др. виды закаливания.
Весь представленный материал можно использовать частично, либо по своему усмотрению. Так один и тот же массаж можно повторять на нескольких занятиях, в чередовании или подряд.
Методика проведения всех видов массажа, пальчиковой гимнастики, упражнений на развитие дыхания соответствует существующим научно обоснованным оздоровительным системам.
Т.к ЧБД это дети, страдающие заболеваниями верхних дыхательных путей, то большое внимание уделяется дыхательной гимнастике и дыхательным упражнениям.
Желательно использовать в каждом занятии упражнения с озвученным выдохом: “тик-так”, “у-ух”, “р-р-р”, “п-ф-ф” и т.д. (методика Б.С. Толкачева).
Выполняя дыхательную гимнастику по методике А.Н. Стрельниковой, следует соблюдать следующие правила:
- делать короткий активный вдох носом;
- выдох выполнять через рот;
- вдох делать одновременно с движением;
- все вдохи-движения выполнять в темпе марша;
- считать мысленно, про себя (счет в данной гимнастике идет по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной).
Очень полезно развивать дыхательную систему игровым методом: надувать воздушные шары, пускать мыльные пузыри, дуть на плавающие игрушки (шарики, бумажные лодочки), дуть на вертушки, нюхать цветы, гасить пламя свечи, дуть на горячий чай, рисовать через трубочку, при помощи дыхания, играть на игрушечных музыкальных инструментах (дудочки, губные гармошки и т.д.).
При подготовке детей к проведению массажа, рекомендуется объяснять им:
- Не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.
- Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.).
- При массаже пальцев рук можно использовать следующие приемы:
- вытягивание каждого пальца и надавливание на него;
- растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.
При проведении занятия рекомендуется учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.
Ход занятия можно изменять. В занятие можно включать:
- познавательную деятельность (теоретическая часть занятия);
- двигательные упражнения;
- дыхательная гимнастика;
- обще развивающие упражнения;
- психогимнастические этюды;
- закаливающие процедуры (самомассаж, водные процедуры, точечный массаж, хождение босиком, воздушные ванны, “нетрадиционный” массаж - игры с косточками, с крупой, хождение по камешкам и т.п.);
- фитотерапию (чаи, коктейли, лук, чеснок);
- ароматерапию (аромамедальоны, аромаподушечки, подбор комнатных растений);
- различные подвижные игры и т.п.
Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели-мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.
Как правило, занятие имеет тематический характер, либо нетрадиционную форму проведения – сказка, путешествие и т.п.
При составлении сценариев занятий наряду с авторскими использовала интересные оздоровительные сценарии из Интернета, переделывала их, связывала одной сюжетной линией, использовала детские песенки, стихи русских и современных детских поэтов. Применяла программу оздоровительных занятий М.Ю. Картушиной “Зеленый огонек здоровья”, “Быть здоровыми хотим”, “Здоровый малыш” под редакцией З.И. Бересневой, рекомендации М.Д. Маханевой “Воспитание здорового ребенка”, И.В. Чупаха “здоровый ребенок” - “гимнастика маленьких волшебников”, игры “Лечимся сами” и использовали рекомендации доктора Генриха Николаевича Ужегова, врача-педиатра Е. Комаровского, врача – реабилитолога С.М.Мартынова.
Брала за основу работы рекомендации курирующего врача – педиатра 1 категории Нерюнгринской детской поликлиники А.Л. Филипченко.
Использовала элементы танцевально-игровой гимнастики для детей “Са–Фи - Дансе”.
Перед проведением занятия рекомендую вам попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко выполнят по вашему показу. Большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении занятия имеет интонационное разнообразие вашей речи. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от оздоровительных занятий.
Эффективность работы
В оценке эффективности использовала рекомендации курирующего ДОУ врача педиатра А.Л.Филипченко: “В оценки эффективности проведенных лечебно-оздоровительных мероприятий основным критерием является динамика уровня заболеваемости каждого часто болеющего ребенка в течение года оздоровления в сравнении с заболеваемостью за предшествующий выздоровлению год (об эффективности выздоровления судят по динамике заболеваемости за год до и после лечения).
Для оценки эффективности оздоровления дети подразделяются на 4 группы:
I группа – ребенок перешел из группы часто болеющих детей в группу эпизодически болеющих или не болеющих (выздоровление);
II группа – ребенок перенес на 2 и более заболевания меньше, чем до оздоровления, но по количеству перенесенных заболеваний остался в группе часто болеющих детей (улучшение);
III – группа уровень заболеваемости ребенка до и в период оздоровления одинаков (без перемен);
IV – группа после оздоровления число острых заболеваний стало больше, чем до того (ухудшение).
Кроме того, эффективность оздоровления ЧБД оценивается по следующим показателям:
- Положительная и соответствующая возрасту динамика ростовесовых показателей;
- Стойкая нормализация показателей, функционального состояния организма (гемоглобин, пульс, параметры поведения: нормализация сна, аппетита, улучшение эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб);
- Отсутствие осложненного течения острых заболеваний;
- Уменьшение числа дней пропущенных по болезни одним ребенком за год.
Показателем эффективности оздоровления детей является:
Эффективным является оздоровление при ПЭО не менее 25%.”
Результативность своей работы вижу в том, что у детей снизилась заболеваемость. Так в 2005 году количество случаев заболеваний у детей этой группы составило 45, а в 2006 году уже 29 (в процентном соотношении снижение на 35%).
ПЭО=4/7*100 %=59%
Дети стали более активными на занятиях, возросла двигательная способность. Чтобы предупредить заболевание, дети вместе с родителями могут проводить лечебный массаж, закаливающие процедуры в домашних условиях. Ребята получили знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобрели навыки саморегуляции собственного физического состояния. Из семи детей четверо переведены из группы ЧБД в группу эпизодически болеющих.