Урок-КВН "Кладовые земли"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: проверить усвоение уч-ся учебного материала по теме “Полезные ископаемые”, вызвать желание знать больше и лучше.

Оборудование: плакаты “Нефть”, “Каменный уголь”, кадры из видео- фильма “Добыча и переработка полезных ископаемых”,образцы полезных ископаемых, физическая карта России, условные знаки полезных ископаемых.

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня у нас необычный урок по окружающему миру – урок-КВН.

- Что такое К. В. Н?

- В каждом К. В. Н есть жюри, которые оценивают ответы игроков, есть и команды. У нас тоже есть жюри и команды.

2. Представление команд.

- Команды, вам слово.

Все дети:

Мы, веселые ребята
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.

1 команда

Мы отвечаем дружно
И здесь сомнений нет,
Сегодня будет дружба
Владычицей побед!

2 команда

И пусть острей кипит борьба
Сильней идут соревнованья,
Успех решает не судьба,
А только наши знанья.

1 команда

И соревнуясь вместе с вами
Мы останемся друзьями -
Пусть борьба кипит сильней
И наши знанья крепнут с ней.

2 команда

Любит КВН наш дружный класс
И объявит заседание сейчас,
Вот наши гости, а вот – жюри,
Путь к победе труден, что ни говори.

1 команда

Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знанья проявить,
Надо грамотным и смелым быть.

1 команда

“Мы – искатели”

Наш девиз: “Кто ищет, тот всегда найдет!”

2 команда

“Веселые геологи”

Наш девиз: “Без мастерства воевать – победы не видать!”

3. Приветствие жюри.

Капитаны:

“Вам и слава и почет,

Все мы любим точный счет”.

Вручение эмблем своей команды.

4. Разминка.

(На доске физическая карта).

Учитель.

- Широко распростерлась наша Родина. От полюса Земли и полюса холода до солнечных субтропиков и величайших в мире сухих пустынь, от глубочайших низин мира до величайших гор Памира раскинулась наша Родина. А что таит в своих недрах земля?

Ровно половина запасов железных руд всего мира скрыта в недрах нашей Родины, три четверти мировых запасов марганца, свыше половины всех запасов нефти и половины всех известных фосфорных руд. Велики запасы угля - этого “хлеба промышленности”. Запасы только одного Тунгусского бассейна в Сибири, куда больше всех запасов угля во всей Англии. На долю наших торфяных запасов приходится около 60% запасов всего мира.

Геологи говорят, что они исследовали и изучили около 45% поверхности нашей страны. Почти неведомы еще хребты Урала, миллионы квадратных километров сибирских низин скрывают свои недра. А что еще скрыто в других местах, а около тебя, под твоей пашней, в корнях опрокинутого дерева, в весеннем разливе рек, в только что вырытой яме, а иногда и на твоем огороде?

Но чтобы на овладеть недрами нашей страны, надо много знать о полезных ископаемых, уметь узнавать их, знать основные свойства и многое другое. “Металлы и минералы сами на двор не придут, требуют глаз к своему происхождению” - говорил М. В. Ломоносов.

- Вот сейчас жюри и узнают, готовы ли вы к овладению новых недр земли.

1 задание

Игра-соревнование “Знак заблудился”.

- На карте расположены условные знаки нефти и каменного угля. Расставьте знаки на места добычи, расскажите, что знаете об этом полезном ископаемом? Ответ постройте по плану:

1. Основные свойства.

2. Места добычи.

1 команда - нефть, 2 команда - каменный уголь.

После ответов жюри подводят итог, выставляют оценки ответам на табло.

5. Домашнее задание.

1 команда принесла изделия из песка и глины, 2 команда - из стали и железа.

Представители 1 команды рассказывают о песке и глине с использованием кадров из виде-фильма “Добыча и переработка полезных ископаемых”.

Участники 2 команды рассказывают о железной руде с использованием компьютера (графики и рисунки).

2 задание. Загадки друг другу

1 команда

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтобы сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина).

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже. (Песок).

Минерал, имеющий твердость единицу. (Тальк).

Драгоценный камень, являющийся покровителем мореплавателей, матерей. (Изумруд).

2 команда

Покрывают им дороги,
Улицы в селеньях,
А еще он есть в цементе.
Сам он удобренье. (Известняк)

Этот мастер белый, белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске -
Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый
Ведь и он побелен ……. (мелом)

Каменные сосульки, образующиеся в пещерах. (Сталактиты).

Минерал, имеющий твердость десять, самый твердый камень. (Алмаз).

Жюри подводят итог этому конкурсу.

6. Конкурс капитанов.

1. Узнать полезное ископаемое по образцу. Назвать основные свойства.

(На столе - нефть, каменный уголь, известняк, мрамор, соль, песок, железная руда, глина и др.)

2. Вопросы капитанам.

- Из каменного угля приготавливают многие лекарства. Знаешь ли ты какие, назови.

(солол - от болей в желудке, пирамидон - от головной боли, аспирин - от температуры, сульфирин - от при простудных заболеваниях, нашатырный спирт - при обмороке или при потере сознания).

- Из двух полезных ископаемых братьями называют старшим - каменный уголь, младшим - торф. Почему? (Оба горят и произошли из растений, только торф образуется в течение нескольких тысячелетий, а для образования угля нужны миллионы лет.)

- Зачем на птицефабриках в пищу курам и уткам добавляют молотый известняк? (Известняк птицам необходим для образования скорлупы у яиц, т. к. у куриного яйца 10% скорлупы имеют в своем составе кальций, а у утиного яйца-15%. Поэтому у птиц потребность в кальции больше, чем у других животных.)

- Часто встречаются граниты одинаковой расцветки и одинакового строения. Но у одних плоскости блестят как зеркало, а у других они мутные, тусклые, весь гранит кажется каким-то серым. Как объяснить это явление. (Гранит с блестящими поверхностями свежий, а если плоскости стали мутными, тусклыми - гранит старый).

3 задание

По условному знаку назвать полезное ископаемое. (Нефть, газ, руда, золото и т. д.)

4 задание

Кто больше знает полезных ископаемых? (Отвечают поочередно.)

Жюри подводят итог этому конкурсу.

7. Музыкальная пауза.

1 команда “Веселые геологи” исполняют песню о каменном угле на мотив припева песни “Клен кудрявый”. (На уроке присутствует учитель музыки).

“Расчернявый, да уголь каменный какой.
Уголь нужный, да уголь черненький такой,
Без бензина, да керосина
Не обойдемся с тобой”.

2 команда “Искатели” исполняют частушку.

Все девчонки любят серьги,
Любят кольца надевать.
Так скажите-ка ребята,
Где металл нам добывать?.

- О каком металле говорится в частушке и где его добывают?

Жюри подводят итог конкурса.

8. Конкурс команд.

Задаются вопросы, чья команда ответит правильно на большее количество вопросов, набирает больше очков.

- Мы каждый день пишем, значит, соприкасаемся с каменным углем. Как? (Чернила изготовлены из красителей, красители – из каменного угля.)

- Почему Москву называют белокаменной? Приведите примеры. (Буровая в Ленинском районе города Москвы - одна из крупнейших буровых по добыче белого известняка. Большой театр, Библиотека имени Ленина, колокольня Ивана Великого и т. д.)

- Какое свойство каменного угля мы можем ощутить сейчас в классе? (Ощущаем тепло батарей, по ним течет горячая вода из котла, в топке которого горит каменный уголь.)

- Какой вид известняка можно встретить во всех музеях, парках культуры, во дворцах, в метро? (Мрамор).

- Человеку для построения костей нужен кальций- продукт известняка. Знаете ли вы, какая болезнь развивается у детей, если их организму не хватает кальция? (Рахит).

- Применение стекла в нашем хозяйстве колоссальное. Не найдете ли сейчас в классе предметов, сделанных из песка? (Оконное стекло, лампочки, ваза, стекло на часах и т. д.)

- Каждый урок И. З. О. , труда, математики мы используем предмет, изготовленный из дерева и глины. Какой это предмет, почему? (Глина входит в состав грифеля простых и цветных карандашей.)

- Какое свойство глины используют скульпторы, когда лепят этюды своих будущих скульптур? (Пластичность - это способность влажной глины принимать любую форму и сохранять ее при обжиге и сушке.)

- Как по-другому называют нефть, почему?

(Черное золото. Потому что нефть имеет громадное значение в народном хозяйстве. В наше время без нефти и продуктов ее переработки жизнь немыслима.)

- Можно ли потушить горящую нефть водой? (Нет, т. к. нефть легче воды.)

- Какие 4 нефтепродукта необходимы, чтобы мог двигаться автомобиль или автобус? (Бензин, смазочное масло, резина, покрышки колес.)

- Как изготавливают цветной пластилин? (Используют цветные глины).

- Какой продукт нефти защищает нашу одежду от повреждения молью? (Нафталин. Нафта в переводе с греческого – нефть.)

- Когда вы развертываете конфетку, вы соприкасаетесь с одним из продуктов нефти. Каким? (Конфеты заворачивают в бумагу, пропитанную парафином. Парафин- продукт нефти.)

- Как называют печь, в которой варят сталь. (Домна).

- О каком свойстве соли говорится в загадке: “В воде родится, а воды боится. ” (Соль хорошо растворяется в воде.)

- Из чего делают гвозди, пилы? Почему? (Из стали. Если из чугуна - кололись бы, если из железа - сгибались бы.)

- Наши консервные банки изготовлены из листового металла - жести. Что такое жесть? (Тонкий лист железа, покрытый тонким слоем олова.)

- Из чего делают колеса для железнодорожных вагонов и железнодорожные рельсы? (Рельсы из стали, колеса из чугуна.)

По основному свойству назвать полезное ископаемое.

1. Маслянистая жидкость, горит. (Нефть).

2. Черный, твердый, но хрупкий, горит. (Каменный уголь).

3. Блестящий, твердый, дорогостоящий. (Золото).

4. Плотный, тяжелый, притягивается к магниту. (Железная руда).

5. Горит, образован из остатков полусгнивших растений. (Торф).

6. Бесцветный, легче воздуха, горит. (Природный газ).

Жюри подводят итог данному конкурсу.

7. Итоги состязания.

Жюри подводят итоги. Подписывают грамоты.

Учащиеся в это время разгадывают кроссворд.

1. Место, где полезные ископаемые залегают в достаточном количестве. (Месторождение).

2. Человек, занимающийся поиском месторождений. (Геолог).

3. Какое съедобное полезное ископаемое можно встретить на кухне? (Соль).

4. Какое твердое полезное ископаемое черного цвета служит хорошим топливом? (Уголь).

5. Горная порода, которая состоит из отдельных зерен кварца, слюды и полевого шпата. (Гранит).

6.7. Железо в соединении с различными примесями, которое встречается в недрах земли и на ее поверхности. (Железная руда).

8. Какое полезное ископаемое вы используете в школе? (Известняк).

9. Назовите жидкое полезное ископаемое черного цвета, которое горит. (Нефть).

Заполняется кроссворд.

9. Итог урока. Награждения.

Урок закончен. Жюри подводят итоги. Награждение грамотами, памятными сувенирами.