Цели.
Знакомство с крылатыми выражениями и происхождением слов, с новыми пословицами и поговорками;
умение правильно ставить ударения в словах;
развитие образного и ассоциативного мышления, внимания и памяти;
воспитание любви к русскому языку.
Оборудование. Иллюстрации заглавной буквы в сказках, детские рисунки с буквами, Тесьма для показа размеров башмаков, карточка с заданием.
Ход занятия
1. Организационный момент.
У. Сегодня на занятии “Наш родной язык” вам предстоит узнать значение некоторых слов и словосочетаний русского языка, их происхождение. Ещё будем вспоминать пословицы и поговорки, а также поиграем в наши любимые игры со словами. Путешествовать, как всегда, мы будем по следующим страничкам (на доске):
“Крылатые выражения”
“К истокам слова”
“Говорите правильно”
“Пословицы и поговорки”
2. “Крылатые фразы”
Повторение ранее изученного материала
У. Прежде, чем мы познакомимся с новым фразеологическим оборотом, вспомните уже вам известные. Итак, кто объяснит, что обозначает и как появилось выражение “Красная строка”?
Д. Книги на Руси начали печатать немногим более 400 лет назад, а до этого переписывали текст от руки. Сначала текст писали сплошь, не разделяя на слова и предложения. Начало рассказа летописец открывал большой красивой буквой, замысловато разрисованной. Она выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Красная буква (в смысле “красивая”) и дала жизнь выражению “Писать с красной строки”
У. Где сейчас можно увидеть такую “красную” букву?
Д. В книгах со сказками.
У. На прошлом занятии вы начали рисовать такие буквы. Посмотрите, что получилось. (С обратной стороны доски размещена выставка детских рисунков).
У. Кто поможет нам вспомнить другие крылатые выражения, с которыми вы познакомились на предыдущих занятиях?
Д. “Перемывать косточки”. Сейчас это выражение обозначает “ сплетничать, злословить о ком-то”. Но, оказывается, этот оборот связан с существовавшим у славян обрядом так называемого “вторичного захоронения”. Спустя несколько лет после похорон умершего для очищения его от грехов и снятия заклятия его останки (т. е. кости) выкапывались и перемывались. Этот обряд сопровождался воспоминаниями о покойном, оценкой его поступков и т. п. То есть раньше это выражение имело прямой смысл и лишь позднее переосмыслено
Изучение нового материала
У. А вот знакомо ли вам такое выражение – “Жить на большую (широкую) ногу”? (записано на доске).
Д. Да.
У. Может, вы знаете, что оно обозначает?
Д. Это значит, жить богато, всё себе позволять, не считать денег.
У. А я хочу вам рассказать о происхождении этой фразы. Оказывается, в 14 веке в Западной Европе существовало такое правило: чем длиннее башмаки, тем человек богаче и знатнее. Так, башмак дворянина был в полтора фута. Если знать, что 1 фут равен 30,5 см, то полтора фута – это более 45 см, точнее, 45, 78 см. Башмак барона был уже 2 фута – это 61 см. А вот башмак князя и вовсе был 2,5 фута – это более 76 см. (Эти записи лучше сделать на доске)
(Кроме того, учитель с помощью широкой тесьмы соответствующей длины демонстрирует детям длину башмаков).
У. Как видите, по башмакам можно было определить самого знатного и богатого. Впоследствии вместо “жить на большую ногу” стали говорить “жить на широкую ногу”.
3. К истокам слова
У. Следующая наша страничка называется “К истокам слова”. Что мы узнаём, путешествуя по этой странице?
Д. О том, какое происхождение имеют самые обычные слова, как они попали в русский язык.
Повторение ранее изученного материала
У. Но сначала давайте вспомним происхождение некоторых слов, связанных со школой, учением.
Д. Слово карандаш произошло от тюркского кара (чёрный) и таш (камень). Свой путь карандаш начинает от свинцовых чёрных палочек для письма. След от таких палочек был тонким. А руки покрывались тёмным налётом. Потом уже люди догадались вставить эти палочки в футляры – кожаные, металлические, и, наконец, в деревянные.
У. О происхождении каких ещё слов мы говорили на предыдущих занятиях?
Д. О слове “каникулы”. Это слово обязано своим происхождением… небу. В буквальном переводе с латинского слово “каникулы” означает “собачки”. “Каникулой” древние римляне называли самую яркую звезду в созвездии Большого пса – Сириус. “Каникула” – Сириус – ежегодно появлялась на небосводе в июле, в самый разгар лета. А так как в это жаркое время года студентов и школьников освобождали от занятий, то в честь звезды эти дни и прозвали каникулами. Раньше этим словом называли только летний отдых, а теперь и всякий перерыв в учении.
Изучение нового материала
У. А теперь обратимся к истокам нового слова. Знаете ли вы, что такое шпаргалка? Я уверена в том, что ответ будет положительный. Надеюсь, вы не будете пользоваться шпаргалками на уроках. А история этого слова весьма прозаична. Оно пришло к нам из польского языка и означало… “лохмотья, грязная пелёнка”. Позднее поляки так называли измаранный, негодный лист бумаги. Не правда ли, интересная история?
4. “Цепочка ассоциаций”
У. А теперь немного передохнём и сыграем в игру “Цепочка ассоциаций”. По-другому мы называем её “Из мухи – слона”. Напоминаю, что игра заключается в следующем: я называю какое – либо слово и спрашиваю игрока, какие ассоциации возникают у него в связи с этим словом. Следующий игрок, услышав новое слово, называет свою ассоциацию на него и так далее. Слова нужно говорить быстро, не задумываясь. Игрок, который задержался с ответом, выбывает из игры.
(Может получиться, например, такая цепочка: “Шпаргалка – двойка – наказание – угол – треугольник – математика – учебник – книга – чтение – очки – глаза – лицо – портрет – фотоаппарат и т. д. ”
5. “Говорите правильно”
У. Перейдём к следующей рубрике – “Говорите правильно”. Не секрет, что каждому человеку нравится, когда его слушают внимательно. А внимание он может привлечь интересным рассказом и, конечно, правильной и грамотной речью.
(На доске написаны слова: Позвонить, позвоню, звонит, позвонишь, звоните)
У. Прочтите эти слова. Составьте предложения с последними тремя словами. Прочтите правильно предложение на карточке. (На карточке: Друг передал моей маме, что позвонит мне ровно в шесть часов.)
У. Молодцы. А теперь новое слово.
(На доске написано слово петля)
У. Прочтите это слово. Как вы думаете, какой слог здесь является ударным? (Звучат предположения детей)
У. Оказывается, произносить это слово надо, ставя ударение на первый слог. (Прикрепляется к доске карточка с этим словом: пЕтля)
(Словосочетания на доске: спустилась петля; накинуть петлю; метать петли; вязать большими петлями)
У. Прочтите вслух эти выражения. Составьте предложения со словом “пЕтля”..
6. Пословицы и поговорки
У. И, наконец, наша последняя на сегодня страница. Скажите, кто из вас любит пословицы? Действительно, наш родной язык был бы немыслим без поговорок и пословиц. Мы достаточно часто вставляем их в свою речь, и от этого она становится богаче и красивее. Мне известно, что вы знаете много поговорок и пословиц, и сейчас я это проверю.
“Замени пословицей”
У. Какими пословицами можно заменить следующие фразы:
*Береги время (Делу – время, потехе – час)
*Не болтай! (Держи язык за зубами)
*Учиться надо всегда (Век живи, век учись)
“Магические числа”
У. Вы знаете, что существуют числа, которые в древности считались магическими. Их можно встретить в сказках. Назовите их.
Д. “Волк и семеро козлят”, “Три медведя”, три головы у Змея Горыныча и т. д.
У. Вспомните пословицы и поговорки, где тоже встречаются числа.
Д. Семь раз примерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут. Сто голов – сто умов. Ум хорошо, а два – лучше. Один с сошкой, семеро с ложкой. И т. д.
“Закончи пословицу”
У. А в эту игру вы очень любите играть. Заодно и отдохнёте. Итак, я начинаю пословицу, а вы хором заканчиваете.
*Старый друг…(лучше новых двух)
*Терпенье и труд…(всё перетрут)
*Ученье – свет…(а неученье – тьма)
*Нет друга – ищи…(а нашёл – береги)
7. Итог
У. Наше занятие подошло к концу. Понравилась вам работа? Что нового узнали?
Зачем нужны знания, которые вы получаете на занятии “Наш родной язык”?