Цели:
- совершенствовать умение записывать, читать и сравнивать дроби с одинаковыми числителями или одинаковыми знаменателями, отличать дроби от натуральных чисел;
- тренировать навыки решения текстовых задач на нахождение числа по доле и доли по числу;
- развивать мышление, математическую речь, воображение, кругозор, внимание, пополнять и активизировать словарный запас; через введение нескольких школьных предметов организовать диалог на заданную тему между учителем и учащимися;
- через художественные и музыкальные образы, а также эмоциональное состояние, через чувства повысить интерес учащихся к предмету математики и другим дисциплинам эстетического блока;
- воспитывать чувство коллективизма, товарищества и взаимовыручки, умение договариваться и работать в группах;
- используя здоровьесберегающие технологии, способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Оборудование:
- аудиозапись с музыкальными фрагментами из оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”; репродукции картин И.К. Айвазовского “Штиль”, “Девятый вал”, “Лунная ночь” и др.;
- словарные слова: штиль, шторм, маринист, архипелаг;
- сигнальные картинки по углам класса и по сторонам доски на морскую тему;
- офтальмологический тренажер, держалка;
- слова-наречия для характеристики музыки, рисунки с изображением дробей-чисел на морскую тему, раздаточный материал к игре “Танграм”, рисунки с изображением острова Буяна, корабля, белочки с орешками, “маяк” (для рефлексии), “вертушки”, “экологическое панно”.
Ход урока
I. Организационный момент.
У.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Д.
Постараюсь все понять,
Буду правильно решать.
II. Введение в тему.
У. Какую сказку мы изучали на уроке литературного чтения?
Д. “Сказку о царе Салтане” А.С. Пушкина.
III. Сообщение темы и целей урока.
У. Сегодня на уроке мы отправимся в морское путешествие на поиски острова Буяна, где обосновались царь Гвидон Салтанович со своей матушкой, путем решения разнообразных заданий по теме “Дроби”.
У. Оформим работу в тетради. У вас на полях маячки, и у меня он есть. (Демонстрация “маячка”: звезда объемная.) Он будет освещать наш путь. В конце нашего путешествия мы вернемся к нему, чтобы каждый из вас оценил свою работу.
У. Итак, в чем пришлось не по своей воле плыть по морской пучине?
Д. В бочке.
IV. Работа по содержанию урока.
1. Игра “Танграм”.
У. А мы отправимся на поиски острова на судне, которое нам нужно сначала сконструировать из набора геометрических фигур (ученики выкладывают парусник на столах, один ученик выкладывает на доске)
У. На каждой фигуре записана дробь, на одной - натуральное число. Прочитайте дроби. На какие две группы их можно разбить?
Д. Дроби и натуральное число.
У. Запишите дроби в порядке возрастания (1 вариант) и в порядке убывания (2 вариант). (Оценивание выполненной работы учащимися.)
У. Теперь можно смело отправляться в путь.
2. Штиль.
У. Одинакова ли погода на море?
Д. Безветренная погода - штиль, а сопровождающаяся шквалистым ветром - шторм. (Словарная работа.)
У. Да, погода бывает разная на море. Художники тоже заметили разное состояние моря и изображали его красками. Больше всего картин о море написал Иван Константинович Айвазовский. Художников, изображающих морские виды, жизнь моря, называют маринистами. (Портрет.)
У. В начале нашего путешествия нас сопровождала какая погода?
Д. Штиль. (Репродукция “Штиль”.)
У. По каким признакам вы догадались?
Д. Состояние моря спокойное, мелкая рябь, краски теплые, тона спокойные.
У. А что вы ощущаете, глядя на эту репродукцию?
Д. Спокойствие, легкость, умиротворение, свободу, мечтательность, блаженство и т.д.
У. Не только художники, но и композиторы, глядя на морские просторы, создавали свой музыкальный образ моря. Послушайте фрагмент симфонической картины Римского-Корсакова “Шехере-зада”.
У. Что можете сказать о музыке? Какое состояние моря описал композитор? Как она звучала?
Д. Музыка звучала лирично, мелодично, непринужденно, спокойно, легко и т.д.
У. Какими средствами композитор сумел передать картину моря? (звучит музыкальный фрагмент.)
Д. С помощью музыкальных инструментов. Звучал симфонический оркестр (клавишные, щипковые, струнные инструменты)
У. Какой вывод можно сделать из увиденного и услышанного?
Д. Одно и тоже явление природы художники передали разными средствами, но чувства при этом, состоянии души - одинаковое.
3. Игра “Внимание”.
У. А за бортом добрые медузы, но на них дроби. Надо их записать по памяти (при проверке дети оценивают свою работу). (На “вертушках” - 5 медуз.)
4. Работа в группах.
У. Ребята, давайте “оживим” дроби. (Учащиеся после небольшой полготовки “оживляют” дроби.)
У. Молодцы. Что показывает знаменатель? А числитель?
5. Сравнение дробей.
Релаксация зрения.
У. Найдите пары дробей по общему признаку и сравните их. Запишите в тетради.
Д. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой числитель меньше и наоборот. Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой числитель меньше и наоборот.
6. Архипелаг
У. А на пути нам встречается целый архипелаг. Архипелаг - это группа близко расположенных островов.
Физкультминутка под фонограмму “Ветер по морю гуляет...”
Дети в положении стоя выполняют по команде учителя повороты всем корпусом к картинкам по углам класса (1-2-3-4) На них - острова.
У. Сядьте, поменявшись местами. Запишите все дроби. Какая часть островов под №1 заселена туземцами? № 2 - эта часть занята непроходимыми лесами; № 3 - эта часть занята топкими болотами; № 4 - эта часть занята горячими песками. Проверка: один ученик записывает дроби на доске.
У. Кто согласен с мнением ученика, покажите. (Самооценка выполненной работы.)
7. Шторм
У. Ребята, погода за это время резко ухудшилась. (Учащиеся показывают знак согласия: “крыша” над головой.)
Д. Начался шторм.
У. С помощью каких средств художник передал состояние моря? (Репродукции “Девятый вал”, “Шторм”.)
Д. С помощью красок.
У. Краски каких цветов и оттенков использовал художник?
Д. Черных, темных, мрачных.
У. А теперь послушайте музыкальный фрагмент. Каким представил море композитор? Как звучит музыка? (Звучит фрагмент музыкального произведения “Шторм”.)
У. Совпало ли у художника и композитора состояние души, были ли схожи их чувства?
У. А ваше состояние души совпало? Опишите свои чувства.
Д. Страх, негодование, ужас, отчаяние, чувство безысходности, тревога, жуткое состояние.
У. Итак, одно и тоже явление природы, состояние моря можно выразить разными средствами: художники — красками, музыканты - с помощью музыкальных инструментов.
8. Офтальмологический тренажер
У. Итак, сильный ветер принес грозовые тучи, посмотрите на “небо”. (Дети на середине класса выполняют упражнение с офтальмологическим тренажером.)
Ох, забот у нас немало.
Пройдем по красному овалу.
Чтобы нам не уставать,
Нужно “крест” нарисовать.
Мы на месте не стоим,
По “восьмерке” пробежим.
Зоркость чтоб развить немножко,
Пройдем по зеленой мы дорожке.
9. Решение задач.
У. Грозовые тучи принесли задачи. Оформляем работу, записываем слово “Задача”.
Суша занимает около 148460000 км, это 29% поверхности земли. Какую часть земли занимает водное пространство. Выразите оставшуюся часть с помощью дроби со знаменателем 100. (Дети решают самостоятельно. Самооценка после проверки решения.)
10. После шторма
У. Молодцы! И погода нам тоже улыбается. На горизонте появляется солнце, шторм постепенно сменяется на штиль.
У. Посмотрите, как вновь изображает Айвазовский состояние моря после шторма. Что изменилось в красках? (Репродукция “После шторма”.) А чувства изменились?
У. Послушайте фрагмент музыкального произведения. Что можете сказать о музыке? (Звучит фонограмма музыкального произведения.)
Д. Звучит тише, мягче, в конце легко, плавно, умиротворенно, сердечно, задушевно, лирично.
У. И вновь художники и композиторы разными средствами сумели выразить одно состояние моря.
11. Подведение итогов
У. Чайка, пролетающая у нас над головами, указывает нам точное направление на остров. (Звучит фонограмма.)
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова буяна
В царство словного Салтана.
И желанная страна
Вот уж издали видна.
У. Итак, наше путешествие заканчивается. Маяк помог достичь цели. Оцените свою работу. (Рефлексия (обращение к “маяку”).)
У. Мы на острове. Нас поджидает чудо. (Звучит фрагмент из оперы Римского-Корсакова “Чудо”.)
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки непростые –
Все скорлупки золотые.
Ядра – чистый изумруд.
Слуги белку стерегут.
12. Домашнее задание
У. Белка благодарит вас за урок и дарит вам орехи с сюрпризом (на орешках - домашнее задание).
У. А чем закончилась сказка, вы узнаете на уроке литературного чтения. Урок окончен.