Задачи урока:
- дать отличительные признаки культурных растений от дикорастущих;
- познакомить учащихся с культурными растениями разных групп (овощными, зерновыми, плодовыми, декоративными, лекарственными);
- расширить знания учащихся о культурных растениях своего края; выявить части культурных растений, которые человек использует в пищу.
Оборудование и наглядные пособия: учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Проверка домашнего задания.
Яблоня, крыжовник, груша, сосна, берёза, лиственница – как они размножаются? Разделите их на две группы ( цветковые и не цветковые).
а) Вспомните стихотворение Валентина Берестова
на доске: | “Дерево, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни”. |
Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, так как человека просто не будет. Вспомните роль зелёных растений в “приготовлении пищи” для всего живого на Земле и обогащении воздуха кислородом, необходимым для дыхания. По всей значимости каждое растение достойно бережного отношения к нему, и его необходимо беречь.
Назовите правила поведения на природе:
1. Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны, барабаны!
2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
4. Убирайте за собой мусор, не оставляйте его на природе!
5. Берегите почву!
6. Берегите прекрасный мир растений!
7. При сборе трав, грибов бережно относитесь к тому, на чём они росли!
8. Не ловите детёнышей диких животных!
2. Сообщение и темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с вами с культурными растениями разных групп; узнаем, какие части культурных растений человек использует в пищу. Занятие будем проводить в форме заседания “Мы и окружающий мир”.
- Нужно составить доклад на тему: “Культурные растения”.
II. Работа над новым материалом.
- Наш учёный Костя Погодин предложил вспомнить, чем отличаются дикорастущие растения от культурных?
- Маша рассказала, что люди специально сажают Культурные растения в поле, в огороде, в саду. А рядом с культурными растениями прорастают растения, которые никто не сажал: одуванчики, осот, лебеда – это дикорастущие растения.
- Миша удивился: откуда они берутся?
- Откройте учебник - стр. 88.
- Рассмотрите рисунок и помогите Мише разобраться, кто в саду рядом с яблоней репейник посадил (роль животных в распространении плодов и семян).
- А как ещё расселяются семена растений? (С помощью ветра и воды).
III. Закрепление нового материала.
- Для закрепления знаний о культурных и дикорастущих растений откройте
Тетрадь для с – р с. 36. задание 50.
- Маша и Миша говорят об одних и тех же культурных растениях. Но каждый предлагает свою классификацию.
- Миша предлагает разделить все культ. раст. на группы в зависимости от того зачем
(для чего) человек их выращивает.
- Прочитайте, что сообщает нам Миша.
- Учитель читает на стр. 88, 89, 90. Обобщение: на какие группы разделил Миша культурные растения?
После чтения и обобщения Мишина схема.
Культурные растения для:
- своего питания
- изготовление тканей
- животных
- красоты
- Маша делит эти же растения на группы, отвечая на другой вопрос: какие культурные растения выращивает человек: овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные, лекарственные. Машина схема.
Культурные растения:
Овощные (капуста,…)
Плодовые
(слива,…)
Зерновые
(рожь,…)
Бобовые
(горох,…)
Декоративная (астра,…)
Лекарственные
(мята,…)
Прядильные
(лён…)
IV. Итог урока.
- Что нового узнали на заседании клуба?
- Какая схема вам больше нравится?
- Какие части культурных растений человек использует в пищу?
V. Домашнее задание.
- Прочитайте в хрестоматии “Наш мир знакомый и загадочный” главу
“Как размножаются растения” и “Зерновые растения”.
- Нужно составить доклад на тему “Культурные растения”.