Урок по теме "Для чего люди выращивают культурные растения?"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • дать отличительные признаки культурных растений от дикорастущих;
  • познакомить учащихся с культурными растениями разных групп (овощными, зерновыми, плодовыми, декоративными, лекарственными);
  • расширить знания учащихся о культурных растениях своего края; выявить части культурных растений, которые человек использует в пищу.

Оборудование и наглядные пособия: учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Проверка домашнего задания.

Яблоня, крыжовник, груша, сосна, берёза, лиственница – как они размножаются? Разделите их на две группы ( цветковые и не цветковые).

а) Вспомните стихотворение Валентина Берестова

на доске: Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни”.

Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, так как человека просто не будет. Вспомните роль зелёных растений в “приготовлении пищи” для всего живого на Земле и обогащении воздуха кислородом, необходимым для дыхания. По всей значимости каждое растение достойно бережного отношения к нему, и его необходимо беречь.

Назовите правила поведения на природе:

1. Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны, барабаны!

2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!

3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

4. Убирайте за собой мусор, не оставляйте его на природе!

5. Берегите почву!

6. Берегите прекрасный мир растений!

7. При сборе трав, грибов бережно относитесь к тому, на чём они росли!

8. Не ловите детёнышей диких животных!

2. Сообщение и темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с вами с культурными растениями разных групп; узнаем, какие части культурных растений человек использует в пищу. Занятие будем проводить в форме заседания “Мы и окружающий мир”.

- Нужно составить доклад на тему: “Культурные растения”.

II. Работа над новым  материалом.

- Наш учёный Костя Погодин предложил вспомнить, чем отличаются дикорастущие растения от культурных?

- Маша рассказала, что люди специально сажают Культурные растения в поле, в огороде, в саду. А рядом с культурными растениями прорастают растения, которые никто не сажал: одуванчики, осот, лебеда – это дикорастущие растения.

- Миша удивился: откуда они берутся?

- Откройте учебник - стр. 88.

- Рассмотрите рисунок и помогите Мише разобраться, кто в саду рядом с яблоней репейник посадил (роль животных в распространении плодов и семян).

- А как ещё расселяются семена растений? (С помощью ветра и воды).

III. Закрепление нового материала.

- Для закрепления знаний о культурных и дикорастущих растений откройте

Тетрадь для с – р с. 36. задание 50.

- Маша и Миша говорят об одних и тех же культурных растениях. Но каждый предлагает свою классификацию.

- Миша предлагает разделить все культ. раст. на группы в зависимости от того зачем

(для чего) человек их выращивает.

- Прочитайте, что сообщает нам Миша.

- Учитель читает на стр. 88, 89, 90. Обобщение: на какие группы разделил Миша культурные растения?

После чтения и обобщения Мишина схема.

Культурные растения для:

  • своего питания
  • изготовление тканей
  • животных
  • красоты

- Маша делит эти же растения на группы, отвечая на другой вопрос: какие культурные растения выращивает человек: овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные, лекарственные. Машина схема.

Культурные растения:

Овощные

(капуста,…)

Плодовые

(слива,…)

Зерновые

(рожь,…)

Бобовые

(горох,…)

Декоративная

(астра,…)

Лекарственные

(мята,…)

Прядильные

(лён…)

IV. Итог урока.

- Что нового узнали на заседании клуба?

- Какая схема вам больше нравится?

- Какие части культурных растений человек использует в пищу?

V. Домашнее задание.

- Прочитайте в хрестоматии “Наш мир знакомый и загадочный” главу

“Как размножаются растения” и “Зерновые растения”.

- Нужно составить доклад на тему “Культурные растения”.

Приложение