Об использовании документа "Общеевропейские компетенции владения иностранными языками в неязыковом вузе"

Разделы: Иностранные языки


В документе “Общеевропейские компетенции владения иностранными языками” (“The Common European Framework of References, Gemeinsamer europaeischer Referenzrahmen fuer Sprachen Profile “Deutsch”) выделены шесть уровней владения иностранным языкам и соответствующие им тесты UCLES. Совет Европы определил пороговый уровень (Threshold Level) как базовый общеобразовательный. В связи с этим актуальной стала необходимость соотнесения требований к уровням владения иностранным языкам системы вузовского образования с общеевропейскими компетенциями, что привело бы к созданию единого общеевропейского образовательного пространства. В этом контексте система уровней владения иностранным языком и культурой, представленная в ЕЯП, явилась надёжной основой для разработки единых требований к сертификации языковой подготовки обучающихся различных категорий.

Чтобы студент мог адекватно оценивать свои знания и свой прогресс в изучении иностранного языка, у него должен быть какой-то эталон, позволяющий ему оценить и измерить свои достижения. Таким эталоном может служить, Европейский Языковой Портфель, который определен в документе “Общеевропейские компетенции владения иностранными языками”.

Что такое Европейский языковой портфель ЕЯП?

Это личный документ, который позволяет вам оценить собственную языковую компетенцию в различных языках и ваши контакты с другими культурами.

Он включает:

а) языковой паспорт, в котором имеется:

  • информация об обучаемом;
  • обзор достижений в изучении ИЯ;
  • факты межкультурных контактов;
  • языковые навыки, описанные на основе уровней “Общеевропейских компетенций владения иностранным языком”;
  • сведения об изучении языков и опыте межкультурного общения;
  • перечень сертификатов и дипломов.

б) языковую биографию, где имеется описание иноязычной коммуникативной компетенции владельца ЯП на основе европейской шкалы самооценки уровня владения коммуникативными умениями).

с) досье, содержащее документы, подтверждающие достижения в области изучения иностранных языков (творческие сочинения, проектные работы, итоговые тесты, сертификаты, дипломы, планы по дальнейшему изучению ИЯ).

Изучив требования всех четырёх видов речевой деятельности разных уровней ЕЯП, секциями кафедры иностранных языков Рудненского индустриального института была пересмотрена содержательная сторона всего учебного материала и начата работа по составлению нового УМК дисциплин.

При отборе учебного материала и организации языкового и текстового материала, вошедшего в силлабус и методические рекомендации для практических занятий, СРСП и СРС, мы руководствовались документами: “Referenzrahmen fuer Sprachen Profile “Deutsch”” (соответственно Европейским Языковым Портфелем др. языков) и утвержденной Министерством высшего образования Республики Казахстан Типовой программой для неязыковых специальностей. Далее учитывался объем программного материала специальности; тематика лексики и грамматики, диалогов и текстов; их стиль изложения, актуальность, познавательность, проблемность, и их социальная значимость.

Кроме этого в содержание учебного материала вошли задания, стимулирующие рефлексивную оценку. Они размещены в конце каждого цикла уроков. Студентам предлагается написать свое отношение к проделанной работе, отметить, что им понравилось, а что нет, и почему; что было трудным или может быть слишком легким. Все эти задания имеют цель - научиться анализировать собственную учебную деятельность и оценивать её. Важно, чтобы студенты осознали, что если они хотят добиться успехов в изучении иностранного языка, они должны быть готовы взять значительную долю ответственности на себя. (см Приложение 1)

Исходя, из конечных умений Типовой программы для студентов неязыковых специальностей, мы определили языковые уровни от von A1 до B 2., и соответствующие им компетенции по всем видам речевой деятельности. В начале учебного года кафедрой было проведено поуровневое тестирование по всем языкам (немецкий, английский, французский) “Einstufungstests von A1 bis B 2” среди вновь поступивших студентов. По результатам тестирования студенты были распределены по группам; от группы уровня А1 до группы уровня В2..

Затем каждому студенту был вручен языковой паспорт с его данными о:

  • результатах тестирования по всем видам РД - (чтение, письмо, аудирование, коммуникативная компетенция)
  • сведения о месте изучения языка (школа № )
  • шкалу самооценки уровня владения коммуникативными умениями и тесты по самоконтролю.

досье (силлабус) план дальнейшего изучения языка.( тесты для закрепления материала в ходе учебного процесса система творческих заданий, упражнений с использованием учебно-речевых ситуаций; методические рекомендации для работы для СРС.

Используя такую стратегию, мы поставили перед студентом задачу научиться:

  • определять уровень владения ИЯ в различных видах речевой деятельности, соотнося их с общеевропейскими уровнями;
  • ставить перед собой совершенно конкретные цели, пользуясь таблицей самооценки;
  • самостоятельно оценивать свои достижения в конкретном виде речевой деятельности, опираясь на языковой эталон, представленный в ЯП.

Такая кропотливая работа, обеспечила возможность в доступной форме определить, чем необходимо овладеть изучающему язык, чтобы использовать его в целях общения, а также какие знания и умения ему необходимо освоить, чтобы коммуникация была успешной.

Далее предлагается фрагмент разработки урока по теме: Моя квартира/дом” для уровня А 1

см. приложение 2

Фрагмент разработки урока по теме: Моя квартира/дом” для уровня А 1

Unterrichtseinheit zum Thema: „Wohnen" fuer das Niveau AI

Hinweise fur Lehrende

Dieses Arbeitsblatt entspricht der Stufe A1 und die Aufgaben entsprechen den Aufgabentypen der Pruefung „Start Deutsch“. Sie sind zur Vorbereitung auf diese Prufung gedacht.

Zielgruppe:

  • Anfaenger (A1)
  • Jugendliche und Erwachsene

Vorkenntnisse:

  • Die Lernenden beherrschen schon einige einfache grammatische Strukturen und Satzmuster (Konjugation/Praesens, Wortfolge im einfachen Satz) und verfuegen uber einen geringen Wortschatz

Lernziel:

Rezeption/schriftlich

  • Kann aus kurzen informierenden Texten Angaben zu Personen und Orten entnehmen.
  • Kann den Inhalt von sehr einfachen Informationstexten und listenartigen Darstellungen zu vertrauten Themen erfassen, besonders wenn diese viele internationale Woerter und/oder visuelle Elemente enthalten.

Produktion schriftlich

  • Kann einfache persoenliche Angaben in geschriebener Form machen.

Arbeitsschritte:

  1. Einstieg in das Thema (Wortschatzsamlung)
  2. Aussonderung des neuen Wortschatzes Vermittlung und Festigung

 Wohnen in Muenchen

Neue Lexik: wohnen in Dat., seit Dat; etw. mieten; liegen an Dat.; stehen; muessen, moegen, zentral; teuer; billig, gut/ schlecht/ bequem eingerichtet sein; seit Dat; fuer Akk.; (das) Schlafzimmer; Wohnzimmer; Gaestezimmer; Kinderzimmer; die Garage; der Stadtrand; Miete zahlen;

Aufgabe 1

Was wissen Sie uber das Thema „Wohnen"?

 Aufgabe 2

Lesen Sie die Interviews und erkennen Sie aus dem Kontext die Bedeutung der neuen Woerter.

25-mal anders Wohnen in Munchen.

Die Reporter der Sueddeutschen Zeitung untersuchen, wie die Menschen in Muenchen wohnen:

Reporter: Wo und wie wohnen Sie?

Reiner W. „Ich wohne seit zwei Jahren in Muenchen . Die Wohnung liegt zentral. Sie hat zwei Zimmer, Kueche und Bad. Das Wohnzimmer ist gro? und hell und bequem."

Ulrike, P: „Ich miete eine kleine Wohnung in Muenchen. Sie liegt am Mozartplatz. Die Wohnung ist billig und gut eingerichtet. Im Schlafzimmer steht schone alte Mobel. Ich mag meine Wohnung."

Klaus, D. „Meine Familie wohnt in einem Haus am Stadtrand. Unser Haus ist gro? und gemuetlich. Es hat Wohnzimmer, zwei Schlafzimmer, ein Kinderzimmer, und Gaestezimmer. Neben dem Haus gibt es einen Garten. Fuer das Auto ist auch die Garage da. Aber es ist teuer und wir muessen hohe Miete zahlen.

Aufgabe3

Und wie wohnen sie? Fuellen Sie unseren Fragebogen aus.

Fragebogen

Wo und wie wohnen Sie?

Wohnort ___________________

Adresse _______________________

Laqe ___________________

Die/ unsere/ unser Wohnung /Haus ist ... und ...

  • gross. ? hell
  • klein ? dunkel
  • gemuetlich ? teuer

Die Wohnung/Haus hat: ein Wohnzimmer, _____ _____ ; sie/es ist __ und liegt _______ . Ich mag ____

Приложение 1

Образец один из тестов для самоконтроля

1. Я чувствую себя сегодня

  • хорошо
  • средне с. неважно

2. Мое участие сегодня на уроке было

  • очень активным
  • достаточным
  • недостаточным

3. Сегодня я понял материал и задания

  • очень хорошопо лексике
  • понял по грамматике
  • совсем не понял обрабатываемую информацию текста

4. В сравнении с прошлыми занятиями я чувствую, что ....

  • делаю большие успехи
  • уже делаю успехи
  • не имею успехов

5. Для того чтобы усвоить материал,

  • еще много работать мне дома нужно
  • немного поработать
  • я все понял и мне легко

6. Я а. знаю точно как нужно работать с дом заданием

  • не совсем уверен
  • совсем не знаю

7. Если у меня возникают проблемы я ....

  • пытаюсь их решить сам
  • пытаюсь решить проблему и спрашиваю у друзей или у преподавателя
  • не решаю проблему совсем и не говорю о ней ни с кем,

8. Мне не нужна помощь, я сам справлюсь

  • Мне нужно больше заниматься
  • У меня много проблем

9. Согласны ли Вы со своими оценками/ успехами да / нет