Урок в музейном пространстве "Великая Отечественная война в истории нашей школы"

Разделы: Внеклассная работа


Музей истории школы представляет одно из самых старых учебных заведений города: Первую женскую гимназию г. Екатеринодара, основанную в1883г. (ныне гимназия №36). Презентация.

Здание нашей школы является историческим памятником и охраняется государством.

С 1963г школа№36 получила статус школы с углубленным изучением иностранных языков (мультилингвальное профильное обучение: английскому, немецкому, французскому языкам).

За 123-х летний период своего существования, мы накопили огромный исторический материал по истории здания, летописи школы с ее традициями и интереснейшими судьбами учеников, прославившими нашу Отчизну.

Музей истории школы открыт в 1976 г., как результат многолетней поисково-собирательской работы школьников с выпускниками разных лет.

Основной и вспомогательный фонды музея содержат:

рукописные воспоминания учеников и учителей, старые классные журналы, документы об образовании и дневники прошлого столетия. В результате поисковой работы и многолетней переписки в фондах хранятся письма, фотографии, вырезки из газет, формы гимназисток 1909г и современниц, книги, фильмы, а также выписки из Краснодарского краевого архива, Краснодарского краевого военкомата и архива департамента образования и науки Краснодарского края.

Основной фонд насчитывает 3500музейных ед. Сейчас в музее 7 разделов. Экскурсии готовятся и проводятся на русском, английском, немецком и французском языках.

Музей выполняет связующую роль в системе образовательного пространства гимназии, а также является активной ячейкой в музейной сети города и края.

Как в каждом музее, у нас есть цели, задачи, устав, концепция развития,

положение и план работы, направленные на главное для музея:

1.Формирование ценностного отношения к культурному наследию

Музейные мероприятия: встречи с интересными людьми, образовательные проекты, творческие мастерские, организация переносных выставок в актовом зале школы.

2.Участие в образовательном процессе

(наполнение его своим материалом - изучая предложенную тему, гимназисты получают навыки самообразования, анализа, систематизации, и переходят к исследованиям)

3. Поддержание имиджа гимназии

(статьи в СМИ, участие в написании книг о выпускниках, конкурсах, научно-практических конференциях и переписка с выпускниками).

4. Поисковая и исследовательская деятельность (написание докладов, рефератов с привлечением музейных материалов).

Музей истории – это сохранение традиций и средство приобщения к истории и духовному наследию. Мы всегда помним, что наши гимназисты это стран не только сохранение традиций и гимназисты это страницы будущей истории.

I. Суханова Наталья Николаевна-

педагог дополнительного образования (c 2004г)

специальность по диплому: учитель математики,

высшая категория, педагогический стаж 31год.

 

II. Методическая тема 2004-2006г.г.

Возможности музейной педагогики в образовательном процессе гимназии:

  • Подготовила на тендерной основе проект реконструкции музея с участием гимназистов и студентов университета культуры.
  • Сформировала новые цели и задачи музея, а затем и создала новую структуру и формы работы (см. схему в презентации музея).
  • Наиболее эффективными методами работы с музейным материалом, в нашей гимназии на сегодня: методы диалогового общения, приемы практического манипулирования предметами, используя ассоциативные связи - на уроках русского, английского и немецкого языков.
  • Введены в практику музейные уроки в музейном пространстве при сотрудничестве с музеями города, в частности, краеведческим им. Д.М. Фелицына (уроки кубановедения).

III. Информация о заявленной методике

Музейный урок в музейном пространстве

(урок готовится и проводится в 4-е этапа)

  • 1-й этап проводится учителем предметником, предполагается освоение теоретическим материалом и терминологией.
  • 2-й этап – проводится непосредственно в школьном музее, музейным педагогом либо гимназистом экскурсоводом.
  • 3-й этап - предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам (к работе могут привлекаться не только гимназисты, но и их семьи).
  • 4-й этап - класс приглашается в краеведческий музей им. Е. Д. Фелицына, для продолжения беседы по заявленной теме, либо музей представляет передвижные выставки в стенах гимназии.

Тема музейного урока :

Великая Отечественная война в истории нашей школы.

Тема соответствует учебно-тематическому планированию курса “ Кубановедение” 9 класс, Раздел “История Кубани, XX век”, Тема №12

Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны ( 1941- 1945гг)

 В данной работе представлен 2-й этап музейного урока и фотоиллюстрации творческих работ гимназистов по итогам 3этапа.

Музейный урок

Тема:

Великая Отечественная война в истории нашей школы

(выпускники – участники Великой Отечественной войны)

Великая Отечественная война потребовала от народа невиданных жертв и страданий.

Она была самой тяжелой из всех войн, какие знала история нашей Родины.

В это же время она явилась и героическим периодом этого периода истории.

Никогда не забудутся, и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги советских людей, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины.

Сегодня мы будем говорить о том, какой вклад в историю этой войны, внесли наши выпускники предвоенных лет и учителя.

22 июня 1941года.

Созидательный труд учителей и учащихся школы №36 был нарушен фашистским вторжением. Уже начало войны коснулось каждого. Уходили на фронт учителя и выпускники школы. 80 выпускников и 2 учителя не вернулись домой, навсегда остались в памяти школы ровесниками своих выпусков (материал о каждом из них представлен в альбомах и имена всех погибших занесены на памятную доску в нашем музее).

Меерович Федор Исаевич работал в школе №7 (ныне №36) учителем математики.

Во время оккупации Краснодара он был расстрелян фашистами.

Феденко Варвара Васильевна - учитель биологии, во время оккупации Краснодара являлась членом городского подполья, погибла в застенках гестапо.

В 1975году следопыты школы нашли более 400 учеников школы, которые приняли непосредственное участие на боевом и трудовом фронтах Великой Отечественной войны.

В основном фонде школьного музея хранятся их рукописные воспоминания либо послужные списки из Краевого Краснодарского военкомата.

Перелистывая страницы документов, книг и воспоминаний, обнаруживаешь, что практически ни о ком из этих, более чем 400 человек, нет никаких упоминаний. А ведь за каждой фамилией судьба достойного человека, заслужившего память и уважение не только близких людей.

Особое место в экспозиции “Великая Отечественная война” занимают материалы о героях Советского Союза наших выпускниках: Коваленко Борис Евгеньевич выпускник 1935г, Костылев Евгений Арсеньевич выпускник 1929г, Поздняков Алексей Петрович выпускник 1936г.

Три героя Советского Союза - объединены нашей школой. Каждый из них хорошо учился, занимался спортом, в школьные годы воспитал, а в последующем проявил великие качества сынов своего народа.

Но, при этом, каждый из них был очень индивидуален:

Коваленко Борис из семьи потомственного военного, переезжал с родителями по стране, меняя место жительство в соответствии со службой отца. По окончании нашей школы поступил в Московский институт физической культуры, окончил в 1941г, получив звание лейтенанта. С июня 1941по 1944г участвовал в боевых действиях на фронтах в составе Ленинградского первого, второго и третьего Белорусских фронтов в должностях от командира взвода до командира стрелкового полка. В феврале 1944г он был командиром лыжного батальона.

В то время немцы крепко вцепились в удобные позиции на правом берегу Днепра. Командир лыжного батальона получает задание: пройти скрыто в тыл врага, овладеть станцией Топищева на дороге Рогачево - Могилев, где скопилось большое количество вооружения и техники врага, подорвать полотно железной дороги на большом участке по обе стороны от станции, перекрыть шоссе и таким образом отрезать немцам пути организованного отхода. Продуманно и четко готовит он своих людей: проверяет, ориентирует, тренирует, отбирает 440 человек самых ловких и отважных. Необходимо найти брешь в обороне противника и проскользнуть незамеченными.

Под прикрытием ночи и пурги батальон белой лавиной скользнул на лед Днепра, перебрались, а там спасительный лес. Рейд был сложный и опасный. Лыжи пришлось снять и бросить в лесу. В 2часа ночи бойцы под командованием Коваленко с трех сторон налетели на станцию, как белые призраки. У врагов началась паника. В 3часа ночи станция Топища была занята. Захвачены большие трофеи. Подошедшие днем, воинские части закрепили достигнутое: пути отхода немцев Рогачевской группировки были отрезаны. После короткого отдыха батальон получил приказ: прорвать оборону противника и создать коридор для выхода из окружения белорусских партизан.

Двое суток держали этот “коридор” бойцы лыжного батальона. Многие десантники погибли, но по этому “коридору” вышло из окружения 7000человек.

За выполнение этих заданий все участники рейда были награждены.

Борис Коваленко получил звание майора и был удостоен самой высокой награды- звания Героя Советского Союза, указом президиума Верховного Совета от 24 июня 1944г. В мае 1945г Коваленко был направлен на учебу в военную академию им. М.В. Фрунзе. После ее окончания служил с 1949 по 1955гг в войсках Советской Армии, демобилизовался в звании подполковника. После демобилизацииработал в строительных организациях г. Свердловска до 1987г. В 1976г по приглашению поисковой группы школы приезжал на открытие музея истории школы №36.

Костылев Евгений Арсеньевич успешно окончил экстернатом нашу школу в 1929г, (тогда она называлась седьмой Советской трудовой школой). Поступил учиться в сельскохозяйственный институт, учился на отлично и после окончания получил приглашение на работу в родном ВУЗе. 1941г. Война….

В 1942г война дошла до Кубани. Евгений добился снятия брони. Надел военную форму и принял под свое командование противотанковую батарею в составе 267 отдельного конно-артиллерийского дивизиона. Первый бой был под станицей Кущевской, бой был выигран .Свою первую награду – Орден боевого Красного знамени, получил комбат Е. Костылев. В составе 3 Украинского фронта капитан Костылев участвовал в освобождении Одессы, Грозного, Баку, Венгрии и Чехословакии. В бою за небольшой венгерский городок артиллеристы уничтожили 14 танков, 11 бронемашин, 25 орудий, 27 пулеметов и более 900 фашистов.

Родина по достоинству оценила подвиг советских солдат, полк которым командовал Евгений Костылев, был награжден орденом Кутузова 111 степени. Командир Е.А. Костылев получил звание Героя Советского Союза.

1946г – демобилизация после ранения, возвращение в родной город, в звании подполковник. Сразу же приступил к преподавательской деятельности. Защитил кандидатскую диссертацию, стал доцентом кафедры мелиорации Кубанского сельскохозяйственного института.

Там он трудился до конца своей жизни - 22.02.1961г. Краснодарцы помнят отважного воина и талантливого ученого. Награжден орденом Ленина, 2 ордена Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2степени. Александра Невского, Красной Звезды, медалями.

Его именем названа улица г.Краснодара.

Поздняков Алексей Петрович коренной житель Краснодара, окончил 10классов в нашей школе, затем Мелитопольское Военное Авиационное училище с 1937 по 1940гг, по специальности летчик – истребитель. С апреля 1940г по май 1945г - послужной список летчика истребителя в период войны, предоставил школьному музею военкомат Краснодарского Края (на двух страницах). Война началась (с первых дней) у границы под Могилевом. Прошел всю войну, служил в Австрии, Венгрии. С августа 1944г по февраль 1945 окончил Борисоглебскую Военную Авиашколу пилотов им В.П. Чкалова, по специальности летчик- истребитель, по окончании войны служил офицером 1-го отдела Управления Военных учебных заведений ВВС СССР, затем учился в Военно-Воздушной Академии ВС СССР. Продолжил службу штурманом до 1956г. С 1956 по 1957г заместитель начальника штаба, Центральных курсов летного усовершенствования штурманов ВВС.

30 января 1961г приказом МО СССР № 0110 уволен из кадров Вооруженных Сил СССР  в запас по сокращению штатов с правом ношения военной формы офицера.Родина по достоинству оценила заслуги Позднякова А.П. в период военных действий: 1941г – орден Красной Звезды, 1943г - на счету 75 боевых вылетов в зону противника - Присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда, 1945г - медаль “За победу над Германией вВеликой Отечественной войне”, 1947г - медаль “За боевые заслуги”,1951г - орденом “Красной Звезды”, юбилейные медали.

Поздняков Алексей Петрович – Почетный Гражданин города Краснодара.

Слушая рассказ о Героях Советского Союза, думаю, что у вас возник вопрос: почему о Коваленко Борисе представлен материал с эпизодами военных действий, а о Костылеве Евгении и Позднякове Алексее только послужным списком.

С гордостью за соотечественников, сообщаю вам, что Краснодарский краеведческий музей им. Фелицына в своих фондах хранит: документы, воспоминания, личные вещи наших героев и в экспозициях “периода Великой Отечественной войны”, отдельно представлен материал о наших выпускниках - на следующем уроке я приглашаю вас на урок в залы музея, чтобы получить более полное представление о них и о родном городе в период оккупации.

Кроме того, администрация гимназии и актив музея истории школы подготовили за 2005-2006уч.г пакет документов, на заседание в Городскую Думу (к 15.11.2006г.), с ходатайством об открытии мемориальной доски, в честь наших героев. Выполнение работы поручено скульптору Бугаеву Николаю Александровичу, по согласованию с центром охраны памятников Краснодарского Края.

Сколько судеб мы вспоминаем, когда приходим в музей и смотрим на старые, выцветшие фотографии и документы…

В основном фонде школьного музея хранится материал о 47 кубанских девушках, которые по зову чести и совести ушли воевать санитарками и снайперами. О судьбах этих девушек кубанский журналист Афанасий Костенков написал книгу, в музее есть экземпляр книги с дарственной надписью автора.

Двое из них были ученицами нашей школы: Галя Колдеева и Женя Грунская. Галя Колдеева выпускница 1933г, добровольно вместе с подругами ушла на фронт. Отважный снайпер, прошла почти всю войну-до января 1945 г. Погибла в Чехословакии, в г. Зволен.

Многие годы актив музея поддерживал связь с матерью Гали, в фондах музея хранится переписка и личные вещи Гали, которые подарила мать. Галина Колдеева была награждена орденом Славы III степени.

Подруга Гали Колдеевой – Женя Грунская, служила санитаркой, героически погибла, спасая раненого офицера, и была похоронена в Севастополе.

В честь Евгении Грунской в Севастополе была названа улица.

На фасаде нашей школы установлена мемориальная доска, в честь наших выпускниц героически погибших, на фронтах Великой Отечественной войны.

Все, о ком сегодня мы говорили, воевали не вместе. Даже на разных фронтах, но влияние семьи, воспитание и полученное образование в школе не позволило всем им остаться в стороне, они проявляли инициативу, смекалку и смелость, невероятную волю и твердость духа, что позволило им выжить и победить врага.

Раскрывая страницу истории войны 1941-1945г, будет неправильно, если я ничего не скажу о школе - ее учениках и учителях. С первых дней войны учащиеся школы и учителя оказывали посильную помощь стране. Занятия в школе проводили по обычному расписанию. По окончании уроков бригады школьников с учителями выезжали на работу в колхозы, чтобы заменить тех, кто ушел на войну и сражался на фронтах.

Перед приходом немецкой армии, все пособия находились в биологическом кабинете, но в это крыло здания попала бомба, уничтожившая все оборудование школы. Гитлеровцы ожесточенно бомбили город, железную дорогу, промышленные районы и жилые кварталы. Тысячи горожан добровольно участвовали в сооружении оборонительных противотанковых рвов на подступах к городу. В городе не утихала арт. перестрелка. От гула самолетов, разрыва бомб и канонады тяжело сотрясало землю. Город горел. На много километров было видно зарево пожаров. В августе 1942г немцы оккупировали г. Краснодар. Занятия в школах были прекращены, наше здание было занято под немецкие казармы. Все классные комнаты и коридоры засыпали соломой, на которой спали немецкие солдаты. Зима была суровой, поэтому немцы жгли все, что попадалось под руку. Всего за 186 дней хозяйничанья оккупантов в Краснодаре свыше 13 тыс. краснодарцев были расстреляны, повешены, задушены в “душегубках” и заживо сожжены. Освобождению города способствовали партизаны и подпольщики, которые уничтожали сотни гитлеровских солдат и офицеров, они спасли многих советских граждан от угона на фашистскую каторгу. В ночь с 11 на 12 февраля 1943г бойцы и командиры 9-й горно-стрелковой дивизии, 31 и 236 стрелковой дивизий, 40 особой мотострелковой бригады 195 горно-вьючной дивизии минометного полка РГК 611 краснознаменного истребительного авиационного полка, а также части 46 армии: ордена Красного Знамени- 40 отдельная мотострелковая бригада и 31 стрелковая дивизия, под командованием генерал-майора Цепляева Н.Ф. нанесли сокрушительный удар по гитлеровским войскам и освободили г. Краснодар. 1800 воинов советской армии отдали жизнь за освобождение г. Краснодара.

В сентябре 1943г был объявлен набор в школу учеников. В связи с тем, что здание было разрушено, ученики нашей школы№36, были вынуждены учиться в здании школы №38, в третью смену, каждый должен был принести для себя табурет. Занятия заканчивались ближе к полуночи.

Сыны Кубани беззаветно защищали каждую пядь земли. Они являлись примером для всех защитников юга. Из газеты “Красная Звезда”: ”Остановить немцев на юге можно! Это доказали казаки, которые в трудные дни покрыли себя славой смелых, бесстрашных, бойцов за Родину и стали грозой для немецких захватчиков“.

В дни подготовки к празднованию тридцатилетия победы в средней школе № 36 проводились Уроки Мужества. На один из них была приглашена бывшая ученица школы, участница Великой Отечественной войны Ирина Никифоровна Черняева.

Её воспоминания интервью имеются в материалах нашего музея. Познакомимся с наиболее интересными фактами её жизни.

“Воскресный солнечный день 22 июня запомнился нам навечно. Так не соответствовала это светлое радостное утро той черной, ужасной вести, о которой мы узнали. В сообщении ТАСС говорилось, что ранним утром фашистские войска без объявления войны начали наступление по всей западной границе СССР, и там, на Западе, идут ожесточенные бои, и многие города уже подверглись бомбардировке: Брест, Коваль, Одесса, Могилев. Выпускники школ были застигнуты бомбардировкой на выпускных вечерах. Один из выпускников, увидев на месте своего дома развалины, тайком добрался в Краснодар к родственникам”.

“В то воскресное утро у нас были гости:- вспоминает И. Н. Черняева. Веселые хлопоты были прерваны страшной черной вестью о начале войны. Мы слушали голос диктора, каждый ставил перед собой вопрос: “Что должен делать я, чтобы в этот тяжелый для Отечества час быть наиболее полезным Родине? Хватит ли у меня сил, мужества, выносливости, чтобы одолеть жестокого и сильного врага? Мы все четверо пошли в военкомат. Там уже было много народу: призывники, проживающие. Толпа гудела, слышались причитания матерей, жен, плач детей. Проводы родных на фронт… Эти минуты никогда не забудутся”.

С первых дней войны женщины, дети и старики заменили у станков ушедших на фронт. Черняева, как фельдшер по специальности, организовала обучение женщин ближних дворов оказанию первой помощи.

Сообщили, что в Краснодар прибывает эшелон с ранеными, была высказана просьба, ко всем оказывать посильную помощь в организации госпиталя. На эту просьбу откликнулись женщины и пионеры. Когда прибыли раненые, добровольные помощники круглосуточно дежурили возле тяжелобольных: кормили, поили, убирали помещения. Старики шили полушубки и обмундирование, вязали фронтовикам теплые вещи.

Все работали под девизом: Работать так, как на фронте, учиться так, как воюет мой отец или брат, хорошо зная, что там, на фронте во сто крат труднее и опаснее.

На фронт она попала в ноябре 1941 года. Ей присвоили звание старшего лейтенанта медицинской службы и назначили командиром взвода по оказанию первой помощи на переднем крае.

В составе 47 армии участвовала в Крымском десанте по размещению плацдарма и в освобождении Северного Кавказа. Прошла по родному краю от Темрюка до Новороссийска. В апреле 1943 года 47 армию перебросили на Курское направление.

Ей приходилось участвовать в Корсунь-шевченковской битве. В кровопролитных боях с отборными войсками фашистов погиб её муж.

Для неё кончилась 3 мая, когда, выйдя к Эльбе, она встретила союзные войска. После демобилизации Черняева И.Н. вернулась в родной город и работала по специальности. Была награждена орденами Красной звезды, Отечественной войны II степени и пятью медалями.

“Красная звезда” писала:

“Сыны советской Кубани беззаветно защищали каждую пядь земли… Они являлись примером для всех защитников юга. Так должны вести войну с немцами все части Красной Армии. Остановить немцев на юге можно! Их можно бить и разбить. Это доказали казаки, которые в трудные дни покрыли себя славой смелых, бесстрашных бойцов за Родину и стали грозой для немецких захватчиков”.

В заключительной части урока, для подготовки к 3-му этапу музейного урока, учащимся предлагается ознакомиться с содержанием альбомов, посмотреть витрины , книгу А. Костенкова и подготовить для музея самостоятельно материал по примерным темам:

  • Семейная реликвия
  • Великая Отечественная война и мои родственники в ней.
  • Партизанское и подпольное движение в оккупированном Краснодаре.
  • Мультимедиа представление “ Уходили на войну девчата”. (по книге А.Костенкова).
  • Мультимедиа представление “ Никто не забыт, ни что не забыто” (о погибших выпускниках).

Итоги музейного урока:

Эффективность использования музейных уроков в музейном пространстве очевидна:

- в процессе работы с музейным предметом, появилась статья в газете Кубанские новости от 5.05. 2005г

“Страницы школьного музея”: анализ письма 1944г с фронта Г. Колдеевой к подруге Нине Жанкочьян (инв. №295)

-статья в школьной газете Esperanse к 100-летнему юбилею выпускника1924г, величайшего ученого- химика -Чернышева Николая Гавриловича-…..

-Коллективная работа актива музея гимназии - написание главы “ Гордость гимназии” для биографической книги о Чернышеве Н.Г., к юбилею ученого, по заказу Администрации Краснодарского края - (с общественной организацией “Федерация Космонавтики Кубани” и музеем им. Чернышева в ст. Казанской) Краевой конкурс 2005 г. II место. Доклад гимназиста Щербань Андрея Сергеевича 11 “Б” “Великая Отечественная война в истории моей школы”. Доклад гимназистки 5 класса Федоренко Дарьи “Мой дедушка, Стаканов Дмитрий Павлович – Полный кавалер Ордена Славы”.