Цели урока:
- Изучив дополнительную литературу и документы, охарактеризовать процесс освоения Сибири.
- Способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности, обобщать и систематизировать ранее полученные знания.
- Способствовать воспитанию уважения к истории своего края, ее народу, культуре, традициям.
Оборудование:
- Компьютер и проектор.
- Видеофильм В. Краснопольского и В. Ускова “Ермак”.
- Репродукция картины В.И. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”.
- Карты “Россия в XVI в.”, карта-схема 10. Поход Ермака и его атаманов. Покорение Сибири”
Литература:
- История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней под ред. Д.А. Редина Издательство “Волот”, 1999.
- История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца XX в. Хрестоматия под ред. Д.А. Редина, А.Т. Шашкова Издательство “Волот”, 1999.
- Р.Г. Скрынников Ермак
Суть игры заключается в прохождении несколькими командами этапов. Скорость продвижения по этапам зависит от успешного выполнения заданий. Побеждает команда, которая быстрее справится с игровыми заданиями
Очередность хода в игре определяется быстротой и правильностью заполнения кроссворда по теме игры, предложенного учителем в начале испытания.
Ход урока
Объявляется тема урока, цель исследования. Обзорная информация по теме урока.
Вступительное слово учителя.
Долгое время в Москве мало знали о Сибири. Лишь поход второй половины XV в. позволил московитам ближе познакомиться с ней. Появились первые описания сибирских народов.
Интерес к Сибири в это время проявляли и иностранцы. Сведения о ней содержатся в сочинениях итальянцев Юлия Помпония Лэта, Франческо Да-Колло и Павла Иовия, поляка Матвея Меховского, немца Сигизмунда Герберштейна. Последний, побывавший в Москве в 1517 и 1526 г.г. в качестве австрийского посла, включил в свои “Записки о московитских делах” специальную главу “Указатель пути к Печоре, Югре и к реке Оби”. Эта глава была написана Герберштейном на основе “Югорского дорожника” - своего рода путеводителя, составленного новгородцами и описывающего маршруты их торговых экспедиций в Югру в XIV – XV вв.
Сибирское ханство к середине XVI в. занимало обширное пространство лесостепи Западной Сибири от бассейна реки Туры на западе до реки Барабы на востоке.
Пользуясь тяжелейшим положением Русского государства (неудачи в Ливонской войне, набеги крымских татар, восстания казанских и астраханских татар, измена ногайцев), сибирский хан решил покончить с русским влиянием в Зауралье. Всем остякам и вогуличам и югричам” он запретил платить дань русскому царю. Кучум убивал всех, кто ориентировался на союз с Россией. Не имея возможности противостоять Кучуму, Иван Грозный в 1564 г. поручает оборону северо-восточных границ государства богатым солепромышенникам Строгановым, дав им во владение земли в Пермском крае по реке Каме. В 1568 г. они получают от царя жалованную грамоту на освоение территории по реке Чусовой. Здесь Строгановы строят укрепленные пункты, нанимают и вооружают отряды казаков. В 1572 г. Строгановы получают от царя грамоту, разрешающую строительство крепостей на реке Тоболе, т.е. на территории Сибирского ханства. Более того, в грамоте содержится фактическое предписание начать покорение Сибирского ханства: “А на сибирского (хана) Якову и Григорию, збирая охочих людей и остяков, и вогулич, и югрич, и самоедь, со своими наемными казаками и с нарядом своих посылать воевать и в полон сибирцев (т.е. сибирских татар) имати и в дань за нас приводити”.
Однако осуществлению этих планов помешал Кучум, который не стал ждать русского вторжения, а нанес упреждающий удар. В 1573 г. его войско опустошило русские и мансийские поселения на реке Чусовой. Татарам удалось захватить даже русского посла Третьяка Чебукова, направляющегося с посольством в Казахское ханство. Посол и сопровождавшие его лица были убиты. С 1573 по 1581 г. кучумовские отряды неоднократно предпринимали набеги на владения Строгановых – были “преданы огню и мечу” многие поселения по рекам Чусовой, Сылве, Косьве, Каме. В 1581 г. татары осаждали Строгановский городок Чердынь, взяли и сожгли пермскую столицу Строгановых Соль Камскую, вырезав почти всех ее жителей. В сложившихся обстоятельствах единственным спасительным средством для Москвы оказались казаки.
На уроке мы пройдем путь ермаковцев в Сибирь и определим истинные цели похода казаков.
Выясним кто же выступил организатором похода государство, Строгановы или сами казаки? (Проблемный вопрос)
Демонстрация фрагмента и видеофильма В.Краснопольского и В. Ускова “Ермак”.
1 Этап. Узнай событие
Используются 4 фрагмента фильма В. Краснопольского и В. Ускова “Ермак”.
Четырем командам предлагается фрагмент фильма, и вопросы на которые они должны ответить устно.
1) Грабеж купеческого каравана.
Вопрос: Кто такие казаки? Покажите на карте места “казацкой вольности”.
2) Ермак и его товарищи.
Вопрос: Какие существуют мнения относительно происхождения Ермака?
3) Казачья рада.
Вопрос: Какое решение приняли казаки?
4) В вотчине Строганова.
Вопрос: Происхождение и деятельность первых Строгановых. (По версии Н.М. Карамзина)
Подведение итогов.
2 Этап. Оживление картины
По ходу выполнения задания демонстрируется фрагмент фильма “Ермак”, но без звукового сопровождения.
Команды получают задание на восстановление пути следования ермаковцев в Сибирь.
1. По реке Тагил – Туре
2. Двадцать пять верст волоком, “суда на себе волочили” через перевал
3. По реке Тобол
4. Вверх по реке Чусовой
5. В устье реки Серебрянки
Побеждает та команда, которая правильно выполнила задание.
Рассматривается слайд “Путь следования дружины Ермака в Сибирь”.
4. Вверх по реке Чусовой.
5. Устье реки Серебрянки.
2. Двадцать пять верст волоком, “суда на себе волочили” через перевал.
1. По реке Тагил – Тура.
3. По реке Тобол.
Определяются победители этого задания.
3 Этап. И грянул бой!
Задание. Охарактеризовать сражение у Чувашева мыса.
Используются фрагменты фильма “Ермак”.
План
1) тактика боя войска ермаковцев;
2) описание вооружения;
3) что способствовало успеху казаков?
4) значение победы казаков в битве с войсками хана Кучума.
4 Этап. Тупичок дат
Команды получают задание на соотнесение событий и дат
1. А. казаки вошли в столицу хана Кучума
2. 5 декабря 1582 г. Б. Гибель отряда казаков Богдана Брязги
3. 26 октября 1582 г. В. Встреча казаков с царем Иваном Грозным
4. Конец зимы 1583 г. Г. Пленение Маметкула
5. 6 августа 1584 г. Д. Гибель Ермака
Рассматривается слайд с правильным ответом, определяются победители.
5 Этап. Опережающее задание
Каждая команда подготовила сообщение по избранной теме.
1. Гибель Ермака (по данным учебника).
2. Гибель Ермака (Р.Г. Скрынников “Ермак”).
3. Судьба атамана Матвея Мещеряка.
4. Судьба хана Кучума.
6 Этап. Письменное задание
Каждая команда письменно отвечает на вопрос.
Учащиеся отвечаю на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
1. Кто же выступил организатором похода казаков в Сибирь государство, Строгановы или сами казаки?
2. Историческом значении похода Ермака.
Подведение итогов.
Выявляются лучшие историки-краеведы. Вручаются медали.