Тема: Звуки [н], [н’]. Буквы “Н,н”.
Цели:
- Познакомить детей с согласными звуками [н], [н’], буквами Н.н.
- Научить давать характеристику звукам, анализировать слова с новыми звуками, производить звуко-буквенный анализ слов, учить плавному слоговому чтению с переходом к чтению целыми словами.
- Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, воспитывать интерес к учебной деятельности.
Оборудование:
Звуковые карточки.
Таблицы с буквами.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Повторение пройденного.
1) Дыхательная гимнастика.
– Выпрямились, руки на колени, свободно вздыхаем (3 р.).
– Глубокий вдох через нос на счёт 6 сек., глубокий выдох через вытянутые губы на счёт 6 сек. (3 р.)
– “Колем дрова” (резкие выдохи “ух, ух”).
– Как бежит собачка” (короткие вдохи).
2)
– Отгадайте загадки.
Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?.... (май) |
Лейся дождь весёлый, Мы с тобою дружим! Хорошо нам бегать Босиком по… (лужам) |
Над лугами, над водой Хлынул дождик проливной, А потом повисло В небе коромысло Ребятишек радует цветная… (радуга). |
– Соотнесите слова “май”, “лужи”, “радуга” со схемами:
– Разделите слова на две группы.
Дети: Слово “лужи” обозначает много предметов. А слова “май” и “радуга” - один предмет.
– А что между ними общего.
Дети: Во всех словах согласные звуки – звонкие.
– На какие группы их можно разделить.
Дети: Парные по глухости и непарные по глухости.
[ж], [д], [г] – имеют пары по глухости [ш], [т], [к].
[л], [м], [р], [й’] – не имеют пары по глухости.
Звуки [л], [м], [р], [й’] - сонорные
– На какие две группы их можно разбить.
Дети: Звук [й’] - непарный мягкий, а звуки [л], [м], [р] имеют пары [л’], [м’], [р’].
К сонорным у нас относятся звуки [н, н’]. А слов с этими звуками мы сегодня не разбирали.
– Молодцы! Определите, чем мы будем сегодня заниматься. Используйте для этого следующие слова:
познакомимся…..
учиться отличать….
учиться читать…..
Дети: Мы познакомимся со звуками [н], [н’], буквой, которая их обозначает.
Будем учиться отличать звуки [н], [н’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв. Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
III. Работа над новым материалом.
1) Выделение звуков [н], [н’].
– Проговариваем слово
ножницы
целиком дважды
– Делим на слоги, скандируем
нож-ни-цы
– Теперь слово надо позвать
ножницы
– Выделяем ударный слог.
– Производим вычленение звуков из слова.
[Н] – согл., твёрд., парн. по мягк. [ н’], сон., непарн. по глух.
[О] – гласн., удар.
[Ж] – согл., твёрд., непарн. по мягк., звон., парн. по глух. [ш]
[Н’] - согл., мягк., парн. по твёрд.[н], сон., непарн. по глух.
[И]– гласн., безуд.
[Ц] – согл., твёрд., непарн по мягк., глух., непарн. по звонк.
[Ы] – гласн., безуд.
– При произнесении звука [н] губы растянуты в стороны. Между верхними и нижними рядами зубов небольшое расстояние. Язычок упирается в краешек нёба.
– Произнесите слово ножницы по слогам
нож-ни-цы
– Произнесите второй слог, выделяя согласный звук.
Дети: [н-н-н-н-н-ни]
– В чём сходство и различие звуков [н], [н’]
Дети: Сходство в том, что звуки [н], [н’] – согласные, сонорные, звонкие.
Различие: [н] – твёрдый, [н’] – мягкий.
2) Упражнение в слушании звуков [н], [н’].
– Прослушайте сказку “Буратиний нос” и запомните слова со звуками [н], [н’].
Буратиний нос.
На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щёки краской, ну, как будто он – Буратино.
Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал её клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.
– Надоело мне этот Буратиний нос делать, - бурчит Никита. - Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.
Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал – ничего не получается!
Надулся Никита. - Наклею его лучше прямо на голову.
Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.
– Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.
3) Знакомство с буквами Н,н.
– Кто знает букву согласных звуков [н], [н’].
(Многие дети её знают и находят среди других букв.)
– Почему в азбуке напечатаны две буквы Н, н?
Дети: Большая буква пишется в начале предложений, в названиях городов, именах, кличках.
На букве Н
Я как на лесенке,
Сижу и распеваю
Песенки.
– Встаньте, пожалуйста, из-за парт и изобразите букву Н.
– А на что ещё похожа буква Н?
4) Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой.
Хоровое чтение слогов – слияний (“Азбука”, с.60)
– Как вы узнаете, где букву Н надо читать твёрдым звуком, а где – мягким?
Дети: Посмотрим на букву гласного звука справа от буквы Н, если справа стоят буквы а, о, у, э, то Н читаем твёрдо. Если справа стоят мягкие командиры и, е, ё, я, ю, то букву Н будем читать мягко.
НА НЯ НЫ НИ НО НЕ
– Читайте хором слияния, выделяя голосом ударное:
– Догадайтесь, какой слог лишний в этих рядах:
на-но-ма
ну-на-но-мы
на-но-ну-ни
– Чтение слов.
– К какому слову подходит схема.
(Лёня)
– Как вы думаете, почему предложена схема этого слова.
Дети: Лёня – имя мальчика, все остальные – имена девочек.
– Составление и чтение предложений (“Азбука” с.60).
У Лены кошка.
У Нины собака.
У Лёни черепаха.
– Что общего?
Дети: В этих предложениях по три слова.
– Сделайте так, чтобы предложения отличались друг от друга.
Дети предлагают изменить количество слов в предложениях.
Учитель на доске вывешивает три схемы.
Дети предлагают следующие варианты предложений:
У Лены забавная кошка Мурка.
У Нины дома поселилась грустная собака.
У Лёни черепаха любит жить в песке.
IV. Итог.
– Неизвестно, как случилось, только заблудился звук. Заскочил он в чей-то дом и хозяйничает в нём.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)
– Какой звук заблудился? ([н’])
– Что мы должны помнить про этот звук?
– Я думаю, наш урок получился интересным и познавательным. Спасибо!
Урок окончен!