Цель занятия: повторить изученный материал по темам «Виды информации. Сбор информации. Представление информации. Кодирование и декодирование информации. Объект и его имя. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Элементный состав объекта. Множества».
Задачи:
образовательные:
- повторение пройденного материала;
- формирование навыков обработки информации;
- закрепление умений работы с текстовой, числовой и графической информацией;
развивающие:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие логического мышления, памяти, внимания учащихся;
- привитие исследовательских навыков;
- формирование информационной культуры учащихся.
воспитательные:
- воспитание бережного отношения к окружающему миру;
- развитие коммуникативных качеств;
- воспитание терпимости, дружелюбия.
Оборудование урока:
- компьютеры с ОС MS Windows XP и пакетом Office 2000;
- принтер;
- 2 ГМД; флаш-карта;
- программная поддержка курса учебника Симонович;
- классная доска;
- Приложение 1. Терминологический словарик;
- Приложение 2, 3, 4 - листы с заданиями;
- таблица с алфавитом;
- 2 «черных ящика» с предметами;
- стаканы с веществами;
- звукозаписи с голосами классного руководителя и одноклассника;
- плакаты по темам.
План занятия:
- Организационный момент.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Физкультминутка.
- Практическая самостоятельная работа.
- Групповая работа.
- Объяснение домашнего задания.
- Подведение итогов.
Подготовительная работа.
Разбить учеников на две команды. Предложить выбрать название команды. Подготовить эмблемы для членов команды. Выбрать капитанов команд.
1. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Вы не первый год изучаете информатику. Многое знаете и многое умеете. В этом году мы продолжили знакомство с различными видами информации, способами представления и обработки информации; узнали, что такое объект и его свойства. Если что-то подзабыли, вам поможет терминологический словарик. Повторение и обобщение материала мы договорились провести в виде командной игры. Поэтому вы уже поделились на две группы. Результаты каждого задания будут оценены и занесены в таблицу. Прошу капитанов с места сообщить название команды и пояснить свой выбор.
Капитаны сообщают название своей команды. Объясняют, почему участники решили так назвать свою команду.
Учитель записывает на доске в таблице результатов названия команд.
Этап | Команда 1 | Команда 2 |
Устные ответы. | ||
Эксперимент 1. Определи на вкус. | ||
Эксперимент 2. Собери информацию. | ||
Эксперимент 3. Учись слышать. | ||
Эксперимент 4. Узнай по запаху. | ||
Эксперимент 5. «Черный ящик». | ||
Задание 1. Оформление текста в MS Word. | ||
Задание 2. Оформление рисунка в MS Paint | ||
Задание 3. Математический квадрат. Продолжи ряд. | ||
Задание 4. Классификация объектов. Задание с флажками | ||
Задание 5. Адрес объекта. Множества. | ||
Задание 6. Кодирование и декодирование информации. | ||
Итого очков |
Обобщение и систематизация знаний.
Устный опрос (правильные ответы оцениваются учителем жетонами).
Учитель. Чем является сообщение капитанов?
Ученики. Информацией.
Учитель. Что такое информация?
Ученики. Сведения обо всём, что нас окружает. Нас окружают предметы, живые существа, явления природы, процессы, события, звуки, запахи. Всё это мы называем объектами. Каждый объект имеет свойства. Совокупность всех его свойств – характеристика объекта. По свойствам можно узнать объект.
Учитель. Более полное определение понятию информация мы найдем в терминологическом словарике (Приложение 1). Озвучим его.
Ученик. Информация – то, что несут человеку объекты окружающего мира, устные и письменные сообщения, содержащие тексты, числа, рисунки, схемы и прочее. Человек воспринимает информацию с помощью своих органов чувств.
Учитель. Какие виды информации по способу представления вы знаете?
Ученики. Текстовая, числовая, графическая.
Учитель. Поясните как могут быть представлены эти виды информации.
Ученик. Письменное сообщение, рисунок, схема, график, диаграмма, фото, число – различные способы представления информации.
Учитель. Правильно! На повторение различных способов представления информации я подготовила задания №1, №2 и №3. К их выполнению мы приступим чуть позже. А теперь продолжим повторение. Какими органами чувств природа одарила человека, чтобы он мог воспринимать информацию разных видов?
Ученики. Пять органов чувств – глаза, уши, нос, язык, кожа.
Учитель. Тогда как называются виды информации по способу восприятия человеком? Составьте ответ по плакату.
Ученик. Зрительная, осязательная (тактильная), слуховая, вкусовая, обонятельная.
Учитель. Проведем эксперименты. Приглашаются по одному человеку от команды.
Эксперимент 1. «Определи на вкус».
Учитель завязывает глаза ученикам и предлагает определить на вкус объекты, охарактеризовав свои вкусовые ощущения.
Задания для 1 команды: дольку лимона, груши, винограда, ломтик шоколада. Задания для 2 команды: дольку яблока, апельсина, соленого огурца, кусочек хлеба.
Каждый правильный ответ оценивается в 100 баллов.
Учитель. Вы убедились, что пища на вкус бывает пресной, сладкой, кислой, соленой, горькой. Всё это свойства объекта.
Учитель. Люди с древних времён умели наблюдать и сохранять информацию о своих наблюдениях. Сбор информации – одно из действий с информацией, помогающее человеку жить. Современный человек, кроме наблюдения с помощью органов чувств, использует различные технические устройства. Приглашаются по одному человеку от команды.
Эксперимент 2. «Собери информацию».
Учитель выкладывает на экспериментальный столик термометр, градусник, линейку, весы-безмен, выносит напольные весы и ростомер. Ученики выбирают наугад одну из карточек, определяются с измерительными приборами и проводят сбор информации. Каждый правильный ответ оценивается в 100 баллов.
Образцы заданий:
Карточка 1.
- Измерить комнатную температуру.
- Измерить массу компьютерной мышки.
- Измерить рост капитана команды.
Карточка 2.
- Измерить температуру тела.
- Измерить размеры (длина, ширина, толщина) ГМД.
- Измерить вес капитана команды.
Эксперимент 3. «Учись слышать».
Учитель. Каждая команда должна угадать, чей голос прозвучал. Правильный ответ – 100 баллов. Прошу полной тишины. Внимание! Задание для первой команды. (Звучит файл с записью пожелания ребятам классного руководителя).
Ученики. Это голос нашей учительницы.
Учитель. Задание для второй команды. (Звучит файл с записью пожелания ребятам от мальчика-одноклассника).
Ученики. Это голос …
Учитель. Какой вид информации вы получили при выполнении этого задания?
Ученики. Звуковой.
Учитель. Какие бывают звуки?
Ученики. Звуки бывают резкие, громкие, мелодичные, высокие, низкие. Вы убедились, что звук тоже объект. Его можно описать, т.е. он имеет свойства.
Эксперимент 4. «Узнай по запаху».
Учитель. Приглашаются по одному человеку от команды. Каждый правильный ответ – 100 баллов. Учитель (завязывает глаза ученикам) и предлагает определить по запаху объект эксперимента.
Задания для 1 команды:
- духи;
- подсолнечное масло.
Задания для 2 команды:
- гранулированный кофе;
- сушеный сбор из трав душицы.
Учитель. Вы убедились, что запахи бывают сладкие, горькие, кислые, стойкие, слабые, сильные, резкие, приятные и неприятные. Это свойства объекта, определяемые с помощью обоняния.
Эксперимент 5. «Черный ящик».
Учитель. Приглашаются следующие участники от каждой команды. Вам предстоит определить и дать характеристику тем объектам, которые вы обнаружите в «Черных ящиках» по плану на доске и перед вами. Доставать объект можно только после его описания. Каждый правильный ответ оценивается в 50 баллов.
«Черный ящик № 1»: мяч, стакан, вилка, яблоко, морковка, конфета, книга.
«Черный ящик № 2»: скакалка, бокал, ложка, лимон, капуста, шоколадка, тетрадь.
План описания свойств (признаков) объекта.
- Имя объекта.
- Назначение объекта.
- Форма объекта.
- Размер объекта.
- Вкус объекта.
- Материал, из которого сделан объект.
Ученики. По очереди описывают по одному объекту.
Учитель. Выберите из группы объектов предметы с общими свойствами и укажите отличительный признак, по которому вы образовали множества. Правильный ответ – 50 баллов.
Учитель.
Подумайте и устно ответьте, какие органы чувств самые важные для людей следующих профессий. Вопросы я буду задавать по очереди каждой команде, а правильный ответ оценивать жетоном.
№ команды | Профессия человека | Самые важные органы чувств в данной профессии |
1 | Музыкант, певец | Слух (уши) |
2 | Повар | Вкус (язык), обоняние (нос). |
1 | Скульптор | Осязание (кожа), зрение (глаза). |
2 | Учитель | Зрение (глаза), слух (уши) |
1 | Хирург | Осязание (кожа), зрение (глаза). |
2 | Чертежник | Зрение (глаза) |
1 | Дегустатор вин | Вкус (язык), обоняние (нос). |
2 | Парфюмер | Обоняние (нос). |
1 | Водитель | Зрение (глаза), слух (уши). |
2 | Настройщик музыкальных инструментов | Слух (уши). |
Учитель. Каждый орган человека важен по-своему. Каждый из них обеспечивает нашу безопасность, помогает в принятии важных решений. К сожалению, не все люди рождаются полноценными, иногда из-за травм, различных заболеваний, с возрастом ухудшаются слух, зрение. Нервные заболевания, стрессовые ситуации могут привести к потери речи, вкуса, обоняния, осязания. Поэтому каждый из нас должен вести здоровый образ жизни, чтобы сохранить то, что дано нам природой, и быть терпимыми и доброжелательными к больным людям.
3. Физкультминутка.
Учитель. Укажите множества объектов, которые будут относиться к дарам природы (овощи, фрукты, грибы, цветы, ягоды, орехи и т.д.).
Вы, наверное, устали сидеть. Давайте разомнем мышцы спины и шеи. Попрошу всех встать в ряд на расстоянии одного шага друг от друга. Поставьте ноги на ширину плеч. Вам следует передавать мяч то над головой, то между ног, называя одно слово, относящееся к дарам природы в алфавитном порядке от А до Я.
4. Практическая самостоятельная работа
(на закрепление навыков обработки различных видов информации)
Капитаны получают задания у учителя, распределяют работу среди членов команды, приносят учителю задания с ответами для проверки, записывают очки команды-соперника в таблицу результатов на доске, подсчитывают итоговое количество очков, контролируют действия другого капитана.
Задание 1 (Приложение 2). Прочитайте текст и определите в нем повторяющийся фрагмент. Наберите предложенный текст, копируя при наборе повторяющийся фрагмент. Отформатируйте текст: параметры страницы – ориентация альбомная; заголовок, используя – любой стиль Word Art; шрифт Times New Roman, 18, обычный; текст расположите в две колонки. Сохраните на дискете и распечатайте на принтере.
Критерии оценки:
1. Орфографическая грамотность: максимум 100 баллов -10 баллов за каждую ошибку.
2. Время выполнения: 100 баллов первому выполнившему и -1 балл за каждую секунду отставания второго ученика.
3. Форматирование текста: максимум 100 баллов и -10 баллов за каждое несоответствие условиям задания.
4. Авторский дизайн: +10 баллов за каждую находку
5. Работа с диском и принтером: максимум 100 баллов и -10 баллов за каждую консультацию (заминку).
Задание 2. Нарисуйте красочно предметы любого одного множества за 15 минут. Сохраните работу на флаш-карте и распечатайте на принтере. Оценивание производят 5 участников команды соперника (на жетоне пишут от 0 до 50 баллов). Капитан команды соперника складывает все очки. Задание 3 (Приложение 3).
А) Выполни задание Наставник 03-04 «Математический квадрат». Уровень сложности – средний. Запиши очки, покажи их капитану команды соперников.
Б) Найдите закономерность в последовательности и дорисуйте недостающую костяшку домино.
В) Прочитайте внимательно текст стихотворения. Выпишите встречающиеся в нем числа цифрами, а не словами. Подумайте, как образована получившаяся последовательность чисел. Найдите закономерность. Продолжите последовательность.
Задание 4 (Приложение 4).
А) Выполни задание Наставник 03-09. Запиши очки, покажи их капитану команды соперников.
Б) Раскрась флажки красным цветом. После этого измени то, что указано в углу каждого прямоугольника. Максимальное количество 400 баллов. Минус 50 за каждое неверно выполненное изменение.
Задание 5 (Приложение 5).
Групповая работа.
Задание 6 (Приложение 6) для тех, кто быстро справился со своим заданием.
6. Подведение итогов.
Учитель. Завершилось наше соревнование. Мы ставили задачу повторить и обобщить изученный материал. Справились мы с задачей?
Ученики. Да.
Учитель. Понравился ли вам урок?
Ученики….
Учитель. Вы были активны и внимательны. Оценки за урок… Спасибо. Молодцы, ребята.
7. Объяснение домашнего задания.
Дома составьте кроссворды и ребусы из слов, понятий, определений Терминологического словарика (Приложение 1).