Цели:
- ввести учащихся в мир поэзии А.С.Пушкина,
- учить детей правильно, последовательно, полно и выразительно излагать собственные мысли в устной речи, грамотно выражать свои мысли, использовать "красивые" слова в речи;
- умение воспринимать музыку, живопись и красоту слова во взаимосвязи, воспитывать эстетический вкус, любовь к природе;
- развивать у учащихся поэтический вкус, образное мышление (стихотворения, сказки, поэмы, иллюстрации), способствовать эстетическому развитию учащихся, использовать методы театральной педагогики.
Оборудование:
- Доска магнитная,
- картины с изображением сказочных героев,
- портрет А.С.Пушкина, иллюстрации по его сказкам,
- места, любимые поэтом – 4 стенда,
- проигрыватель,
- грамзаписи стихотворений поэта,
- акварель,
- альбомы,
- портреты поэтов, писателей и композиторов (урок проводят в кабинете музыки, так как многие произведения поэта переложены на музыку),
- костюмы для театрального представления.
Ход урока
1. Организационный момент. (Все дети на местах, подготовлены доска, рабочие места учащихся).
2. Вступительное слово учителя.
"Ребята, сегодня у нас необычный урок, потому что три урока - чтение, изо, музыка – мы проведем как один большой урок. У него есть и свое название – интегрированный. Тема нашего урока (на доске) "А.С.Пушкин и его произведения". На уроке мы вспомним стихотворения, сказки, написанные А.С.Пушкиным, а также познакомимся со "Священными местами, связанными с жизнью великого поэта".
Учитель: "А сейчас открываем первую страницу (стенд) –А.С.Пушкин (1799–1837 г.) – поэт, прозаик, драматург, критик.
Дети рассказывают о Пушкине: где родился поэт, называют отца, мать, няню, о том, что в семье Пушкина все увлекались поэзией. Дети читают по странице: "А.С.Пушкин – великий русский писатель, А.С.Пушкин – слава и гордость нашей Родины. Весь мир читает его и знает его".
Учитель. "Эта страница дала нам старт для дальнейшей работы на уроке. Открываем вторую страницу – "Что за прелесть эти сказки" (заголовок), иллюстрации с отрывками из сказок: "Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке", отрывки из сказок: "Здравствуй, князь ты мой прекрасный!...", эпиграф: "Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". (На странице).
Учитель. "Тема его сказок – протест против эксплуатации человека человеком.
В сказках Пушкин высмеивал зло, глупость, жадность, ложь... В сказках Пушкина отразился богатый опыт, мудрость народа и красочный мир народной фантазии".
(Дальше работа по 2 странице – стенду).
Учитель.
"Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые
Все скорлупки золотые...
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...
– Из какой сказки эти строки?"
Дети. "Из Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне – Лебеди".
Учитель. "Как начинается сказка, из которой здесь взяты слова: "Здравствуй, князь ты мой прекрасный!..."
Дети. "Три девицы под окном..."
Учитель. "Представим, что мы в театре смотрим представление этой сказки". Выходят 3 девицы в костюмах, царь, чтец и инсценируют сказку до слов "поезжайте вслед за мной..."
Учитель. "Вы очень хорошо знаете эту сказку, вы увидели ее , хорошо отвечали, выразительно читали по ролям, ставили сценку. Дальше начнем читать сказку, а какую? Посмотрим на иллюстрацию и красочный заголовок". Дети, читают хором: "Сказка о рыбаке и рыбке".
Учитель. "Познакомимся со знанием и написанием некоторых слов, которые встретятся в этой сказке:
Душегрейка – теплая короткая кофта без рукавов.
Кичка – старинный женский головной убор.
Чупрун – чуб, хохол.
Белены объелась – сошла с ума, обезумела.
Царские палаты – царский дворец.
Бояре – богатые знатные люди, которые служили царю.
Перечить – говорить наперекор.
Очи – глаза.
Столбовая дворянка – дворянка из старинного рода.
Учитель. "Открываем учебник и начинаем читать сказку:
а) Первые 12 строчек читаю сама;
б) Чтение "цепочкой" по 4 строчки до слов "Поклонись ей, выпроси уж избу".
в) Работа по прочитанной части – дети узнали о жизни старика и старухи. Сколько раз закидывал старик невод, с чем пришел невод в первый, второй и в третий раз и почему старик выпустил рыбку?
г) (Выборочное чтение). Читаем эпизоды по иллюстрациям к сказке:
- Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто!" - Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке..."
Учитель. "Дома подготовьтесь к чтению 1-й части сказки по ролям; выучить слова старухи, старика, золотой рыбки.
На данном уроке мы познакомимся со "Сказкой о золотом петушке", с отрывками из поэмы "Руслан и Людмила", написанными А.С. Пушкиным. Рассматриваем страницу.
Учитель. "Что мы можем сказать, работая с этой страницей?"
Дети. "Читая сказки, рассматривая иллюстрации по ним, можно сказать словами А.С.Пушкина: "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!"
Учитель. "Займемся устным словесным рисованием. Представим персонажей и фрагменты прочитанной сказки. Расскажем, как будут они выглядеть, если их нарисовать на картине". (Так переходим к ИЗО). Затем дружно возьмем кисти, размочим краски и вместе со мной рисуем под счет (раз-два) золотую рыбку, море". (Дети рисуют золотую рыбку в море, учитель помогает тем, кто испытывает затруднения.) Индивидуальная работа.
Учитель. "Этим заданием мы закончили работать со 2 страницей. Кисточки промойте, краски в угол стола, встаньте и покажите работы учителю и гостям". (Работы могут быть удачными, а уходит на них 5-10 минут.)
Учитель. "Продолжаем работать по теме: "Произведения А.С.Пушкина, которые мы уже знаем".
Чудесные стихи Пушкина открывают нам его благородную душу и сердце, его любовь к родной земле, гордость за русский народ, восхищение природой, привязанность к друзьям. Обращаясь к своей няне – Арине Родионовне, поэт пишет:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня...
(Еще о няне).Мастерица ведь была,
И откуда все брала.
А куда разумны шутки,
Приговорки, прибаутки...
Далее послушаем грамзапись стихотворений А.С.Пушкина о зиме с целью оценить выразительность стиха.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима...
(Далее дети вспоминают стихотворения А.С.Пушкина о весне, об осени, о зиме, иллюстрации к которым на 3 странице – стенде и читают их наизусть с выражением, мимикой, жестами.)
Ученик: "А.С.Пушкин о весне".
Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На затопленные луга...
Ученик: "А.С.Пушкин о весне".
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка…
Ученик: "А.С.Пушкин. Из романа "Евгений Онегин" (про осень).
В тот год осенняя погода
Давно стояла на дворе.
Зимы ждала, ждала природа
Снег выпал только в январе...
.......................................
Все ярко, все бело кругом.
Ученик: "А.С.Пушкин про осень.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень....
..............................................
Стоял ноябрь уж у двора.
Учитель. "Стихотворение "Зимний вечер" прочитают по куплету 6 учеников."
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя.
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя... и т. д.
Учитель. "К этому стихотворению композитор М. Яковлев написал музыку. Теперь мы исполним это стихотворение, как музыкальное произведение." (Вместе с преподавателем музыки разучиваем мелодию и поем всем классом.) (Так перешли постепенно на урок музыки.)
Учитель. "Музыку для романа в стихах "Евгений Онегин" написал И.Чайковский.
Класс хоровым пением с движениями исполняет песенку девушек.
Мальчики поют:
Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки.
Разыграйтесь, девицы,
Разгуляйтесь, милые!
Девочки поют:
Затяните песенку,
Песенку заветную,
Заманите молодца
К хороводу нашему...
Учитель. "Эта страница дала нам возможность вспомнить стихи, ранее изученные и услышать новые, которые нам еще предстоит выучить. Обратите внимание на выставленные перед вами книги со стихами А.С.Пушкина.
(Детям, читающим наизусть стихи, отрывки из сказок предлагается оценить себя самим.)»
Учитель. "Перед вами открывается еще одна страница: "Священные места, связанные с жизнью великого поэта. Главные из них:
1. Москва и село Захарове, где родился А.С.Пушкин и бывал в ранние годы.
2. Санкт-Петербург (Ленинград) – где поэт провел большую часть жизни с последним адресом "Набережная Мойки 12".
3. Город Пушкин (Царское Село) – Лицей, где учился А.С.Пушкин, уже 195 лет исполняется в октябре.
4. Село Михаиловское Псковской области (имение родителей) – здесь поэт провел два года ссылки.
Сейчас Михайловское – Государственный Музей – заповедник. Там находится могила поэта.
5. Село Болдино Нижегородской губернии – место, где А.С.Пушкин создал множество замечательных произведений.
Эта страница – "Священные места" – дает возможность больше узнать о Пушкине – поэте, прозаике, драматурге, критике, о его гибели, теперь домашнее задание – нарисовать портрет Пушкина".
ИТОГИ УРОКА.
Учитель. "Заканчивая урок, хочется сказать, что вам удалось передать чувства автора своим чтением, передавая тревогу, волнения, переживания. Мы вместе повторили и закрепили знания по данной теме, расширили знания, обогатили речь новыми словами, хорошо справились со всеми видами, хорошо рассуждали, сравнивали, делали выводы – все участвовали, оценивали себя Во всем мире знают и любят произведения А.С.Пушкина за теплоту, лиричность".
"ЧИТАЙТЕ ПУШКИНА!"
Урок творческий, развивающий мышление, память, речь.
МОЙ ОТЗЫВ ОБ УРОКЕ.
ВАЖНОЕ на уроке:
– психологическая обеспеченность;
– методическая стройность;
– хорошее выразительное чтение учителя;
– подготовленность учеников;
– внимание к слову, как к средству создания опроса;
– нацеленнось всей работы на уроке;
– вовлечение учащихся в творческий процесс;
– этапы работы связаны, подобрана интересная наглядность, пособия, и через эмоции вызван интерес к учению;
– хорошая загрузка детей;
– обучение детей, работая играючи.