Организация контроля знаний и умений учащихся на уроках информатики

Разделы: Информатика


Контроль знаний учащихся выполняет три функции:

  1. управления процессом усвоения, его коррекции;
  2. воспитания познавательной мотивации и педагогической стимуляции учащихся к деятельности;
  3. обучения и развития.

Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения необходима обратная связь. Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести коррективы. Эту связь часто называют внешней обратной связью. При контроле получает информацию и сам ученик. Такую связь называют внутренней.

Регулярный контроль воспитывает у детей привычку к систематическому труду в школе и дома, стимулирует систематическую подготовку ученика к уроку.

Контроль знаний — это проверка знаний данного ученика, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности. Максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся. Контроль должен быть объективным, требовательным, без заметных искажений истинной картины знаний ученика. Даже при доброжелательном к ним отношении многие ученики волнуются и отвечают хуже, чем знают, что трудно учесть при выставлении оценки.

Контроль должен быть систематическим, регулярным на протяжении всего времени обучения школьника в учебном году. Контроль должен быть всесторонним, охватывать все разделы программы. Систематический учет знаний и умений школьников позволяет своевременно “обнаружить пробелы в воспитании, осознании и осмыслении, обобщении и систематизации знаний, применении их на практике…”.

Для этого используются различные формы и методы контроля.

Виды контроля:

  • текущий,
  • периодический,
  • итоговый,
  • самоконтроль.

Назначение текущего (формирующего) контроля – проверка усвоения и оценка результатов каждого урока, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников. По результатам этого контроля учитель выясняет, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного материала.

Отличительной особенностью текущего контроля является его проведение на всех этапах изучения темы или раздела: ознакомления с учебным материалом, формирования и развития знаний и умений, их закрепления и углубления. В процессе текущего контроля от учащихся можно требовать знания только на том познавательном уровне, какой предусматривается определенным этапом овладения учебным материалом. Для эффективного применения формирующего контроля необходимо применять разнообразные формы и средства проверки в их рациональном сочетании: фронтальные и индивидуальные, устные и письменные, рассчитанные на весь урок или его часть.

Периодический (тематический) контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы, систематизированы. Данный вид проверки проводится обычно в сочетании с текущей проверкой.

В содержание контроля должны войти основные вопросы темы, которые отбираются в соответствии с требованиями к результатам обучения и зафиксированы в программе. Тематический контроль может проводиться как в форме письменной контрольной работы, так и в форме зачетных занятий по пройденной теме. При проведении тематического контроля часть заданий должна соответствовать деятельности по образцу, а часть – деятельности в новых ситуациях, что предоставит каждому ученику возможность полностью проявить себя и показать уровень своей подготовки по теме.

Итоговый контроль производится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Знания по итогам изучения темы могут быть оценены положительно, если учащиеся овладели всеми основными элементами программного материала.

Самоконтроль вместе с самооценкой осуществляются учащимися постоянно в процессе обучения. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки учащийся не только узнал, чему он научился, какие ошибки допустил, что не усвоил, но и осознал справедливость оценки, поставленной учителем, понимая, как можно самостоятельно оценивать свои знания. Для этого необходимо знакомить учащихся с критериями оценки, постепенно развивать умения содержательно оценивать свои знания. Четкая формулировка требований к знаниям и критериев их оценки воспитывает сознательное отношение школьников к учению, способствует осознанию и правильной оценке учащимися уровня своей учебной подготовки.

Методы проверки знаний:

  • наблюдение,
  • пользование книгой,
  • устный контроль,
  • письменная проверка,
  • практическая работа,
  • дидактические тесты.

Формы контроля:

Традиционные формы контроля: Нетрадиционные формы контроля:
- устный опрос

- фронтальный опрос

- диктант

- контрольная работа

- самостоятельная работа

- практическая работа

- лабораторная работа

- зачет

- тест

- домашние контрольные работы

- самоконтроль

- головоломки

- ребусы

- кроссворды

- защита творческих работ и проектов

- урок-викторина

- урок-соревнование

- урок-экзамен («Смотр знаний»)

- урок-отчет

- урок творческих заданий

Рассмотрю подробнее нетрадиционные формы контроля:

  • Головоломки

Головоломка опирается на широко известные сведения или сведения, до которых можно додуматься в процессе решения.

Анаграммы

- НИМОТОР (монитор)
- ПЬЮРОМТЕК (компьютер)
- СВИТЕРЧЕН (винчестер)
- ТАКСИЕД (дискета)

  • Ребусы

Загадочный ребус позволяет вспомнить понятие или процесс. При отгадывании ребусов, можно задавать дополнительные вопросы: «дайте определение», «объясните свойства» и т.д.

  • Защита творческих работ или проектов

В начале изучения темы учащимся предлагается выполнить проект или творческую работу. Ученик выполняет работу в течение месяца, затем на итоговом уроке происходит защита проектов.

  • Кроссворды

Решение кроссвордов – полезное умственное занятие при контроле знаний. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания.

По горизонтали:

1. Прием мышления, посредством которого из исходного знания получается новое знание.
3. Логическое сложение.
5. Немецкий ученый, философ, логик.
8. Мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается.
9. Логическая связка.
10. Одно из двух возможных значений, которые могут принимать логические формулы; правда.

По вертикали:

2. Логическое умножение.
4. Отрицание.
6. Наука о законах и формах мышления.
7. Частица, используемая для образования сложного высказывания.

  • Формы уроков

УРОК-ВИКТОРИНА

Викторина составляется так, чтобы ученики показали знание и понимание терминов, процессов, правил, фамилий, способов решения задач. Вопросы могут быть розданы учащимся или содержаться в тайне. Викторина может проводиться как устно, так и письменно.

УРОК-СОРЕВНОВАНИЕ

За несколько дней до урока класс делится на две команды. Непосредственно на уроке каждая команда задает противоположной стороне вопросы и задания. Перед ответом дается время на обсуждение и принятия решения. Учитываются знание, понимание, остроумие, реакция, оригинальность ответов.

УРОК-ЭКЗАМЕН

Учитель совместно с учениками составляет экзаменационные билеты по теме, затем учащиеся в малых группах готовятся к экзамену. Создается экзаменационная комиссия из числа учащихся (обычно сильные ученики). Их задача – подготовить все необходимое для проведения экзамена, а также остроумные задания, вопросы, задачи. После чего проводиться урок – экзамен.

УРОК-ОТЧЕТ (письменный или устный)

Письменный ответ состоит из двух разделов:

  1. ученик объясняет и описывает, как он выполнил задание, с какими трудностями встретился, что помогало в работе, насколько интересна была поставленная перед ним задача;
  2. необходимо в свободной форме описать результаты выполнения работы.

УРОК-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Для этого урока должен постараться учитель, подобрать нестандартные творческие задания учащимся. Обычно такие задания ученики с большим интересом решают и разбирают на уроке.

Как видно, учитель располагает богатым набором средств контроля, что позволяет сделать его достаточно эффективным, регулярным и разнообразным.