РАЗВИВАЮЩИЕ ВИДЫ РАБОТ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЧИСТОПИСАНИИ.
Цель:
- Отрабатывать правильное начертание букв.
- Обобщить и углубить знания учащихся по пройденным темам.
- Развивать познавательные процессы.
№ | З А Д А Н И Е |
1 | 1) Написание заглавной буквы в
соединении с маленькой в алфавитном порядке Учащимся предлагаются карточки вида: Найди гласные буквы. Соедини эти точки в алфавитном порядке Подписать рисунок. Запись, соединенных букв в тетради: Аа // Ее// Ёё// Ии// Оо// Уу// ы// Ээ// Юю// Яя//. Запись однокоренных слов к слову «звезда». |
2. | Написание гласных заглавных букв в соединении с маленькой, которая обозначает два звука. |
3 | Повторение написания заглавных букв.
(Отгадай, какую букву надо вставить Д - ?, Б - ?, З – С, Г - ?) - Какой буквы в паре не хватает? - Запишите эти буквы в соединении с гласными, обозначающими мягкость согласного. |
4 | Записать в тетрадях только гласную «а»
или «о» (буквы могут быть написаны с любым соединительным элементом по мере чтения стихотворения) Ты будь внимателен, мой друг, |
5 | Учащимся предлагается задание на доске. Берёза, дуб, сосна, малина. Час, минута, лето, секунда. Коля, Света, Петров, Миша. Тетрадь, ручка, карандаш, фломастер. Запятая, точка, приставка, тире. - Подчеркните в каждом ряду «лишнее» слово. - Назовите ударный слог в этом слове. (запись в тетради ударных слогов из каждого слова, отделяя каждый линиями вида: / / |
6 | Предлагается карточка с
заданием: Буквы обводи в кружок, а цифры - зачеркивай А Н Т 1 Ф 2 Б Г Д 5 Ю Т 4 7 Я Ю К 6 Л М 9 Р Ш 6 Э Н Р Т З В О 7 Е Ж 8 Я Т 1 С В 9 Т Ц 5 2 Р Ю 7 Щ Ь 9 К А Ы 4 3 Ц Д Х 1 Б 6 Т Ю Ш - Какая буква часто повторяется? (Ю) - Пропись в тетрадях заглавной и строчной буквы в соединении (Юю) - Какую работу выполняет буква «ю» в словах? |
7 | Прочитайте буквы: Е, Ё, Ж, З, К, И, Л,
М, Н, О. - Разделите эти буквы на две группы. - На какой строке классификация произведена правильно: Е, Ё, И, К Ж, З, Л, М, Н, О. Е, Ё, И, О Ж, З, К, Л, М, Н. Е, Ё, Н, О Ж,З, К, Л, М, И, Н. И, Е, Ё Ж, З, К, Л, М, Н, О Учитель показывает пропись букв на доске, дети записывают в тетрадь. - Какая буква среди согласных «лишняя»? - Прописывается вторая строка: соединения К с гласными буквами. |
8 | Сегодня мы будем писать буквы О,
А, И, Е ( вывешиваются карточки с написанными буквами) -13 Как эти буквы называются? -14 Какая «лишняя» буква? (Е) -15 По какому признаку можно разделить эти буквы на две группы? (гласные, обозначающие мягкость и твердость согласного звука) Учитель объясняет, как надо писать эти буквы. Прописывается заглавная буква в соединении со строчной буквой. Читается стихотворение Ты будь внимателен, мой друг: Учащиеся пишут только ту гласную, которая находится в слабой позиции. Открываются написанные буквы.Проводится самопроверка. |
9 | Вывешиваются карточки со
словами: экран, этажерка, эскимо. - По какому признаку объединились эти слова? (Все слова называют предмет, во всех словах в начале стоит буква «э») Показ написания буквы Ээ. Объясняется значение слова «эскалатор» при помощи рисунка. Показ записи этого слова. - Сколько слогов в этом слове? (4) - Запишите остальные слова в порядке убывания количества слогов. |
10 | Даётся показ записи соединений ав,
кс, ом. - Кто догадался, какое слово написано на доске? (Москва) Показ карточки с записанным словом; Постановка ударения, выяснение безударной гласной; Запись слова 3 раза. |
11 | -20 Прочитайте слова и выберите те,
где написание парных согласных отличается от их
произношения (ГРУША, ПЛОД, АРБУЗ, ДЫНЯ,
ЯГОДКА) Слова анализируются, буквы парных согласных звуков записываются на доске: заглавная в соединении со строчной. - А теперь, дети, перед вами стоит задача – найти способ проверки написания парных согласных. - Второй строкой учитель показывает запись слов на доске. |
12 | - Проанализируйте следующие ряды
слов и назовите необходимые слова вместо
пропусков. человек - сердце, а машина - мотор лето - жаркое, а зима - холодная - Назовите слова, в которых букв меньше, а звуков больше. (холодная) - Выделить слабую позицию в этом слове. (Хо) - Пропись соединения в тетради. |
13 | В тетрадях у детей запись вида: ос
са со со ос ас ос со са со со са ас ос со со ос са ас
со ос - Подчеркнуть соединения, показанное слева. Затем соединения прописываются в тетради |
14 | На доске записаны слова левого
столбика. - Прочитайте слова и назовите их общий признак. ( Слова отвечают на вопрос какой?, имеют окончания мужского рода). - Запишем буквы, которые стоят в начале каждого слова. - На доске показывается запись: Кк, Вв, Гг, Уу, Тт. - Какая буква «лишняя»? (Уу) Почему? (Эта буква обозначает гласный звук, а остальные согласный парный звук). - Допишем пары к каждой букве. Дается задание: назвать слова противоположные по смыслу. Кривой –…….( прямой ) Грустный – …….(весёлый) Высокий – …..(низкий) Узкий – ………..(широкий) Горячий – ……(холодный) Тонкий -……..( толстый) -33 Выделите слабые позиции в словах с противоположным значением. Запись слов с противоположным значением под диктовку. |
15. |
Учащимся даётся карточка В А В К О Т Р П Т Л Е С В О Л (В) П А Р Т А В У О А Ш А Р Х Т (А) Х В З В О Н О К П Т О М А К (О) К Е Р Е К А Б П А В О Л К С (К) Р Ш О А Р М Я К Н Д К В У Р (Р) Х Д Е Н Ь Е Ж Ч А Й Е П Т О Р А (Е) - Найдите все слова в строчках. -34 Подчеркните буквы, которых наибольшее количество в строчках Пропись соединений с этими буквами. Ва Ко Ре |
16 | Учащимся предлагается карточка Подчеркни только верные высказывания После утра наступает вечер. Перед осенью идет лето. Поздно вечером дети пошли в школу. Весной на поля прилетели грачи. По улице едут автобусы и машины. На яблоне выросло много ягод. Поздно ночью ярко светит солнце. В школе дети учили стихи. Осенью на деревьях распустились листья. - Назовите слова с разделительным мягким знаком - Какую работу выполняет разделительный мягкий знак.? - Пропись соединений тья, вья, мья, бьи, нью. |
Таким образом, можно строить минутки чистописания на каждый урок, что позволит повторять пройденный материал, развивать познавательные процессы и отрабатывать каллиграфию.
В этом помогают методические пособия:
1. Языканова Е.В. Учись учиться (развивающие занятия для младших школьников). М. Чистые пруды. 2006 г.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В . Серия «Мои первые тетрадки» (развитие творческих способностей). КОГУП «Киевская областная типография», 2004 г
3. Ушакова О.Д. Синонимы и антонимы. (словарик школьника) . Издательский дом ЛИТЕРА С-Петербург 2005 г
4. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением (формирование орфографической зоркости) М., 2005 г
5. Грабчикова Е.С. Учимся грамотно писать, Развиваем речь. (тетради по русскому языку) Минск Книжный Дом. 2003 Г
6. Рамзаева Т.Г., Савинкина Л.П. Русский язык (тетрадь для упражнений по русскому языку и речи) ДРОФА. М., 2006 г.
7. Агеева И.Д. Художник грамотей (занимательные графические задания с самоконтролем). Творческий Центр СФЕРА М., 2001 г
8. Пасынок Ю.Ю. Словарная работа во 2 классе. М., «Чистые пруды» 2005 г.
9. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов 2 класс (рабочая тетрадь) М, «Первое сентября» 2004 г
10. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. Детская риторика в рассказах и рисунках. М., 2003 г.
11. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль. «Академия развития». 1996 г.
12.Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М. А. Русский язык. М., «Баласс» 2002 г.
13. Кувашова Н.Г. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе. Волгоград. УЧИТЕЛЬ 2003 г.