Работа сельского детского сада и школы с социумом (мастерская из опыта работы)

Разделы: Работа с родителями


Поступление в школу – значительное событие в жизни ребенка. Оно коренным образом меняет социальную ситуацию развития и во многом определяет перспективы развития личности. Это период смены ведущей деятельности и появление новой роли-роли ученика. Какие задачи стоят перед педагогами МДОУ и школы?

Одна из них – преемственность в воспитании и развитии в детском саду и начальных классах школы. Процесс развития ребенка, формирование личности на всех этапах должен быть непрерывным, соответствовать содержанию обучения и воспитания в связи с возрастными особенностями. Переход ребенка с одной ступени обучения, развития и воспитания на другую требует особой педагогической поддержки. Стратегическими линиями работы в рамках дошкольного учреждения выступает развитие любознательности ребенка, творческого воображения, коммуникативных умений. В начальной школе продолжается работа по этим линиям: развитие познавательного интереса, умение решать проблемные ситуации в ходе поэтапного планирования своей учебной деятельности. Определенная связь прослеживается, но есть и проблемные вопросы, которые необходимо решать.

Проблема преемственности заключается в том, что родители зачастую (их большинство) уверены в том, что выпускник детского сада обязательно должен уметь читать, писать и считать. При этом игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, а значит и интересы самого ребенка. Мы считаем, что к 6 годам нет необходимости тренировать у дошкольников общеучебные навыки, т.е. делать то, чем надо заниматься в школе. Если опорой наших детей станет инициативность, любознательность, самостоятельность и творческое самовыражение, то проблема преемственности будет решаться успешно в наших учреждениях, т.к. выше перечисленные личностные качества ребенка будут стержнем для будущего успешного обучения в школе.

Определили цель работы: сохранение самоценности дошкольного детства и обеспечение безболезненной адаптации детей, начинающих обучение в школе.

Задача: обеспечение благоприятных условий для психолого-педагогической и социальной адаптации детей, для самореализации личности ребенка.

Для реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального детства определили три основных направления работы по преемственности: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы, непосредственное участие дошкольников и школьников в общих мероприятиях, сотрудничество детского сада и школы с родителями.

Формы взаимодействия педагогических коллективов детского сада и школы. Работа начинается с того, что учитель будущего 1 класса в сентябре знакомится с детьми старшей подгруппы детского сада. Совместно с воспитателем составляется график посещения занятий учителем. Посещения дают возможность учителю ознакомиться с детьми, уровнем их развития и подготовленности к обучению в школе. На заседаниях МО воспитателей и учителей начальных классов обсуждаются вопросы, возникающие в результате наблюдений, утверждается учебный план занятий с детьми в «Школе будущего первоклассника», составляется характеристика будущего 1 класса. Наряду с этими формами работы совместно планируем работу по аспектам, позволяющим в большей степени удовлетворить индивидуальные интересы и потребности детей, продумываем организацию и проведение занятий в кружках и секциях, совместные мероприятия, выставки, экскурсии.

В практику педагогической диагностики введены карты развития ребенка. В мае воспитатели детского сада передают карты развития детей (выпускников детского сада) учителю 1 класса начальной школы, на заседании педагогического совета школы подводится итог совместной деятельности.

Из 11 учащихся 1 класса в 2004–2005 г. 7 детей посещали детский сад. Проведенное анкетирование по определению степени адаптации ребенка показало следующие результаты:

– период адаптации прошли безболезненно – 9;
– не адаптировались – 1;
– испытывали повышенную тревожность, трудности в усвоении изучаемого материала – 3 (не посещавшие детский сад).

Данные результаты подтверждают, что дошкольное образование:

– это начальная и очень важная ступень в становлении личности ребенка; совместная работа педагогов школы и детского сада уменьшает период адаптации ребенка к новой социальной роли ученика.

С 1999 года в школе функционирует Разновозрастное детское объединение «Совет Неравнодушных». Это объединение общественное, самоуправляемое, добровольное. Объединение субъектов, созданное с участием детей и взрослых, с целью: объединить детей разного возраста для самореализации их личности, добиться успехов во всех начинаниях, познать и улучшить жизнь вокруг себя и своих друзей. РДО руководит старшая вожатая Арутюнян В.А.

В 2003 году в структуру РДО внесли изменения. Кроме имеющихся штабов («Вдохновителей», «Справедливых», «Хочу все знать и др.) добавился центр «Малыш». Учащиеся старших классов помогают младшим ребятам в организации и проведении спортивных мероприятий и праздников в школе и в детском саду; осуществляют шефскую работу над детским садом.

С 2003 по 2005 учебный год центром «Малыш» с участием учащихся школы проведены следующие мероприятия в детском саду:

  1. Праздник здоровья (спортивное развлечение с участием учащихся 1–4 классов и старших дошкольников).

  2. Интеллектуальная викторина (участники учащиеся 1 класса и будущие выпускники детского сада).

  3. Именины мухи – Цокотухи (ролевый спектакль).

  4. Сказки А.С.Пушкина в гостях у малышей (кукольный спектакль).

  5. Масленица (развлекательная программа с чаепитием с участием школьников, дошкольников и родителей).

  6. Веселый снеговик для детского сада (снежные постройки на участке).

  7. Изготовление и развешивание кормушек для птиц на участке детского сада.

  8. Театрализованное представление Бабы Яги (развлекательная программа для детей и родителей).

По нашим наблюдениям ценность совместных мероприятий в том, что старшие дети своей организованной коллективной деятельностью показывают зримый пример, дошкольники включаются в эту деятельность, происходит естественная (с опережением) мотивационная подготовка детей к школе. Такие встречи усиливают интерес детей к школе в большей мере, чем любые другие мероприятия (например, День открытых дверей, которое посещают лишь малое количество неработающих родителей). Будущие первоклассники перенимают от школьников способы поведения, манеру разговора, вступают в свободное общение.

Уже 2 года работает «Школа будущих первоклассников». Учитель 4 класса (тот, кто будет в будущем году работать в 1 классе) в течение осенних, зимних, весенних каникул проводит ежедневно встречи с детьми (будущими первоклассниками) на базе МДОУ или в школе с 10.00 до 11.00. Длительность занятий 25-30 минут. Учебный план рассчитан на 3 недели. Одно занятие проводит учитель 1 класса, другое воспитатель. Содержание занятий разрабатывается совместно учителем 1 класса и воспитателем детского сада с учетом рекомендаций программы «Преемственность» под редакцией Н. Федосовой. Занятия носят интегрированный и комбинированный характер, имеют сюжетную линию, включают развивающие и диагностические задания. Педагоги подходят творчески к составлению тематического плана занятий, придумывают свои оригинальные решения. Основной целью занятий является общее развитие ребенка: его ума, воли, чувств. В ходе занятий решаются следующие приоритетные задачи:

– формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные отношения со сверстниками;
– развитие психических функций и познавательных процессов;
– обучение грамоте через знакомство с понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение;
– развитие речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи;
– развитие элементарных математических представлений;
– сказкотерапия – введение ребенка с его любознательностью и фантазией в окружающий мир через сказочные истории и приключения.

При проведении занятий придерживаемся следующих принципов:

– принцип соответствия содержания и методики возрастным особенностям детей;
– принцип комплексности;
– принцип последовательности;
– принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности – игровой.

В конце каждой недели работы с дошкольниками педагоги проводят встречи с родителями. Каждый родитель получает строго индивидуально аргументированные рекомендации по дальнейшему выбору образовательного маршрута ребенка. На этот цикл занятий обязательно приглашаются дети из нашего села, которые не посещают детский сад.

Опыт организации такой работы с детьми дает высокий эффект и позволяет снять дефициты в развитии школьно-значимых функций:

– у детей активно проявляется интерес к процессу познания, к творческим действиям; интенсивно развивается воображение, память, внимание, восприятие, способность к общению; расширяется область саморегуляции; растет уверенность в своих силах, возможностях.

У педагогов в процессе удачной работы растет заинтересованность и удовлетворенность от своей деятельности в результате наличия обратной связи.

У родителей появляется заинтересованность в обучении детей, активное отношение к воспитанию, формируется позитивный взгляд на детей, исчезает беспокойство за детей, повышаете, самооценка и удовлетворенность.

Работа с родителями будущих первоклассников в период подготовки детей к школе.

Размышляя о том, как помочь родителям подготовиться к встрече с новой для них школьной ситуацией, решили обратиться методический центр Управления образованием с просьбой разработать цикл занятий с родителями. Мини-программа получила название «На пороге школьной жизни». Цель программы: профилактика возможных трудностей ребенка при адаптации к школе.

Задачи программы:

  • повышение родительской компетентности по вопросам психологической готовности детей к школе;

  • обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.);

  • развитие у взрослых и детей необходимых навыков сотрудничества.

Цикл занятий для родителей:

  1. Тема: «Знакомство».

  2. Тема: «Мотивационная готовность».

  3. Тема: «Язык принятия – язык неприятия».

  4. Тема: « Первый раз в первый класс».

  5. Произвольная сфера ребенка. Взаимодействия с детьми.

Каждое занятие состоит из информационного блока. Например, рассматриваются такие теоретические вопросы:

  • возрастные особенности развития детей 6–7 лет;

  • особенности протекания кризиса 7 лет; роль родителей при взаимодействии с ребенком в кризисный период;

  • проблемы адаптации ребенка к школе;

  • методы развития мотивационной сферы; о важности мотивационной готовности для будущего первоклассника;

  • о роли родителей в формировании самооценки ребенка.

Практический блок включает в себя упражнения, например,

«Идеальный родитель», «Мусорная корзина», «Слепой и поводырь».

Занятие состоит из нескольких частей: «приветствие», «разминка», «основная часть», «обратная связь», «ритуал прощания». Целью «Приветствия» и «разминки» является сплочение группы и настрой на дальнейшую работу. В «основной части ведущий ведет группу к достижению цели, обозначенной темой занятия.

В заключительной части каждого занятия родители делятся своими впечатлениями. Длительность занятия 60–80 минут. Оптимальное количество родителей 8-10 человек.

Всего в течение года с сентября по май месяц проводим 5 занятий. В организации и проведении занятий задействованы все педагоги и воспитатели детского сада, а так же руководители образовательных учреждений. Занятия проводятся во время школьных каникул.

В это время педагоги свободны от основной нагрузки и имеют возможность подготовиться к встрече с родителями будущих первоклассников.

В результате таких занятий устанавливается тесный контакт педагогов школы с родителями будущих первоклассников, расширяется сфера психологических знаний о развитии детей старшего дошкольного возраста; отрабатываются новые приемы взаимодействия с ребенком, родители задумываются и пытаются преодолеть неадекватные личные установки, особенности поведения.

Занятия проводятся на базе детского сада. Еще хочется рассказать о мероприятиях, которые организуют педагоги школы и детского сада для родителей и детей. Уже стало традицией, в последнюю неделю ноября в школе проводить «Ярмарку-распродажу». Участвуют в этом мероприятии все жители нашего села, взрослые и дети. На ярмарку можно предоставить собственные изделия (выпечку, вышивку, коллажи, панно, поделки из природного материала, рисунки и т.д.). Каждый старается эстетично оформить свой товар и культурно предложить купить. В этот день в школе звучит музыка, обязательно проводится развлекательная программа с участием родителей и детей, работает «Кафе», «Комната страха» и «Комната смеха», фотовыставки.

На вырученные деньги от продажи разнообразных изделий приобретаются подарки и сувениры для проведения Новогодних мероприятий.

Общение в нетрадиционной обстановке помогает и родителям, и педагогам построить доверительные отношения и стать настоящими партнерами в воспитании и обучении детей.

Преемственность дошкольного и начального образования связана с идеями самоценности дошкольного детства. Не надо готовить детей к будущей счастливой жизни, дошкольник должен прожить каждый день счастливо и комфортно. Именно к этому мы стремимся, прилагая все усилия.