Анализ результативности урока математики
Тема: «Таблица умножения девяти»
(по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, 3-й класс)
Данный урок рассматривается в теме «Умножение и деление многозначных чисел».
Данная тема основана на решении исследовательской задачи – определение всеобщего отношения между изменяющимся множителем и разрядно структурированным результатом умножения.
Цель урока была следующей: открыть удобный способ запоминания таблицы умножения девяти.
Тип урока: решение учебно-практической задачи.
Педагогические действия.
1. Этап вводной рефлексии (что делали? как делали? зачем делали?).
2. Этап контроля и оценки.
Задача учителя: проконтролировать умение учеников работать по алгоритму при умножении многозначного числа на однозначное число.
Задача ученика: увидеть неэффективность способа нахождения произведения многозначного числа на однозначное число.
3. Этап постановки задачи (задача была поставлена детьми). Постановка задачи на запоминание таблицы умножения (планировать дети сами не могли, т. к. это возможно сделать после того, когда будут вскрыты общие отношения и признаки таблицы запоминания умножения девяти).
4. Проблематизация всех освоенных детьми способов и подготовки материала для анализа.
5. Этап структурного анализа таблицы умножения – задача анализа в нахождении всеобщих отношений.
Задача учителя: обратить внимание детей на выбор фиксации результатов работы.
Дети выделяют функциональные места таблицы (первый множитель, второй множитель, произведение.), разрядную структуру произведения (единицы, десятки).
Дети выделяют закономерности образования десятков, закономерности образования единиц, существенные связи десятков и единиц в рядах цифр, чисел – результатов умножения. Учитель фиксирует на доске словесную модель детей.
6. Этап выделения отношений, связывающих второй множитель с десятками и единицами результата произведения.
7. Анализ результата произведения и обнаружение базовой закономерности.
8. Эмоциональная оценка работы и выделение основных закономерностей.
9. Этап моделирования.
10. Итоговая рефлексия.
Главным этапом урока являлся этап анализа, задача которого состояла в нахождении отношений в разрядах (результатов умножения).
Действия детей.
На основании существенных отношений учащиеся построили модель, и при этом дети прошли следующие этапы работы:
- заготовка материала в виде таблицы;
- обнаружение закономерностей через предметные действия;
- проговаривание словесной модели этих закономерностей;
- зафиксировали словесную модель в виде схематических изображений;
- моделирование способа запоминания таблицы умножения девяти, переход от схемы к модели.
Считаю, что цели урока достигнуты. Были получены следующие результаты.
1. Дети осознали основания своих действий и определили место урока в содержании учебного материала, далее перешли на этап контроля и оценки.
2. Каждый ребёнок проконтролировал свои умения работать по алгоритму при умножении многозначного числа на однозначное число, увидел неэффективность «старого» способа нахождения умножения многозначного числа на однозначное число. После этого учащимися была поставлена задача на запоминание таблицы Пифагора.
3. Дети нашли «секреты», выделили существенные признаки и отношения для запоминания таблицы умножения девяти.
4. Найден удобный для запоминания способ связей строчек таблицы умножения девяти, всеобщность которого обнаруживается на последующих уроках.
5. До третьего класса материал для анализа всегда предлагался мной – учителем, а в третьем классе (особенность) материал учащиеся создают сами, это составленная ими таблица.
Мои рассуждения.
Вопрос! – Вы, взрослые, если бы вам перед уроком предложили бы увидеть, сколько существенных отношений, признаков, несущественных отношений можно выделить при запоминании таблицы умножения девяти, наверное, испытали бы затруднение?
Занимаясь дополнительным образованием, такие учебные занятия можно и нужно проводить в выездной школе, т. к. с этим материалом (тема урока) детей нужно знакомить, как обычно, с двух до девяти. А автор учебника Э.И.Александрова не позволяет индивидуально подойти к работе с детьми, т.к. нет возможности выйти за рамки урока, программы.
Важно выслушать мнение каждого ребёнка, организовать работу в малых группах, где не будут ограничены во времени учитель и дети. В выездных школах можно решать эти задачи путём интеоризации. Именно выездные школы имеют образовательное пространство, где появляется возможность устроить испытание каждому ребёнку, так как главной целью урока развивающего обучения и традиционного обучения всегда являлось и является получение нужных, полезных знаний.
Тема урока "Таблица умножения на 9"
Цели урока:
- открыть удобный способ запоминания таблицы умножения девяти.
Задачи урока:
- провести структурируемый анализ таблицы умножения девяти;
- выявить закономерности и связи элементов таблицы умножения девяти средствами учебного сотрудничества детей, работая в группах;
- создание условий для содержательного обобщения получаемых результатов в форме моделей исследуемых объектов и связей этих объектов.
К моменту проведения данного урока дети владеют:
– поразрядным способом умножения многозначного числа на однозначное число;
– алгоритмом действия умножения;
– умножением на 0, 1;
– справочником Пифагора для нахождения результата умножения.
В основу серии уроков положена исследовательская задача на определение всеобщего отношения между изменяющимся множителем и разрядно структурированным результатом умножения.
Ход урока