При оценки качества усвоения обучающимися учебного материала широко используется аппарат текстового контроля.
Педагогический тест представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий специфической формы, возрастающей сложности, позволяющих качественно оценивать структуру, уровень знаний и умений, и другие интересующие преподавателя характеристики личности.
Тестовые задания носят ярко выраженную практическую направленность, отличаются четкостью и конкретностью формулировок, охватывают основные учебные элементы.
Тесты позволяют преподавателю полностью контролировать не только объем, но и глубину усвоения знаний обучающихся.
Подобный способ проверки и закрепления знаний, обучающихся весьма актуален, поэтому я широко применяю его на своих уроках по охране труда.
В рамках президентской программы “Внедрение информационных технологий в процесс обучения, когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, стали появляться новые информационные технологии обучения, назрела необходимость разрабатывать и применять компьютерные технологии на своих уроках.
По моему заказу обучающимися нашего лицея в лаборатории ЭВМ была разработана тест-программа KROT (контрольная работа по охране труда), которая используется на уроках охрана труда для анализа знаний по данному предмету и уровня обученности обучающихся.
Контрольная работа-тест рассчитана на 25 минут и состоит из 20 вопросов по заданному блоку тем. Каждый вопрос имеет четыре варианта ответа. Обучающийся выбирает правильный, на его взгляд, ответ. По цвету квадрата в нижней части экрана он видит результат своего решения. Зеленый квадрат показывает правильный ответ, красный квадрат – неправильный, а в случае сомнения, обучающийся имеет возможность пока пропустить вопрос, что фиксируется голубым квадратом. После ответа на все 20 вопросов компьютер показывает затраченное время, количество правильных ответов и выставляет оценку за работу. Если обучающийся затратил более 25 минут на выполнение работы, то машина автоматически снижает итоговую оценку.
Информация о том, что контрольная работа будет проходить в виде компьютерного теста, обучающимися поначалу воспринимается как игра. Их больше радует возможность “общения” с компьютером, смена обстановки, нетрадиционная форма урока. И мало кто осознает, что за этим стоит большой труд – ведь придется полагаться только на свои знания. Как правило, первый компьютерный тест не дает высоких результатов качества знаний (около 30%) но обучающиеся хорошо понимают, что каждый заработал ту оценку, которую заслужил, т.е. получил ясную информацию о результате своей деятельности и объективную самооценку.
Последующие компьютерные тесты позволяют увидеть, что обучающиеся более серьезно подходят к этой работе, повышается мотивация к обучению и растет познавательный интерес к предмету. Соответственно и результаты не заставляют себя ждать. Качество знаний повышается и уже на втором компьютерном тесте достигает 60%.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью “откликаться” на действия обучающегося и преподавателя, “вступать” с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
Компьютерная технология тестирования вызывает большой интерес у обучающихся, т.к. требует от них не только активного действия и нестандартного переосмысления материала, но и компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. Обучающийся может оценить качество выполнения задания. В процессе тестирования существует четкая обратная связь. Серия тестов позволяет фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе изучения предмета. Обучающийся получает достоверную информацию о своих успехах.
Работа преподавателя в компьютерной технологии включает следующий функции:
Организация учебного процесса на уровне класса (группы) в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль);
Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью).
Индивидуальное наблюдение за обучающимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный “человеческий” контакт” На последнем моменте “индивидуальный “человеческий” контакт” мне хочется остановиться подробнее. В компьютерном тестовом контроле “человеческий” фактор отсутствует, т.е. оценку ставит машина. Но я, как преподаватель, на таких уроках больше обычного переживаю за неудачу обучающихся и радуюсь их успехам.
В процессе выполнения компьютерной тестовой работы я наблюдаю за обучающимися и стараюсь “поддержать” их добрым словом, взглядом, жестом. Глядя на них, я отмечаю, что сильные ребята сегодня быстрее обычного справились с заданием, т.е. затратили меньше времени на тест, те, кто послабее – подтянулись и делают меньше ошибок, огорчаюсь, что кто-то сделал работу хуже, чем мог бы.
При наблюдении мне очень помогают квадратики-ответы. Даже скорость ответов тестируемых позволяет преподавателю определить, как обучающиеся ориентируются в пройденном материале.
Обо всем увиденном я говорю ребятам после контрольной работы, когда делаем анализ. Это позволяет обучающимся успех рассматривать как результат усилий, а неудачи – как следствие стечения обстоятельств, что заставляет их искать причины неудачи в себе и развивает ответственность.
Компьютерная тест-программа KROT позволяет не только качественно оценивать уровень знаний и контролировать глубину усвоения знаний обучающихся, но и развивать у них мотивацию к учению.
Компьютерные технологии можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Расписанная мною тест-программа KROT является началом большой и интересной работы – внедрение компьютерных технологий в процесс обучения.