Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


При оценки качества усвоения обучающимися учебного материала широко используется аппарат текстового контроля.

Педагогический тест представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий специфической формы, возрастающей сложности, позволяющих качественно оценивать структуру, уровень знаний и умений, и другие интересующие преподавателя характеристики личности.

Тестовые задания носят ярко выраженную практическую направленность, отличаются четкостью и конкретностью формулировок, охватывают основные учебные элементы.

Тесты позволяют преподавателю полностью контролировать не только объем, но и глубину усвоения знаний обучающихся.

Подобный способ проверки и закрепления знаний, обучающихся весьма актуален, поэтому я широко применяю его на своих уроках по охране труда.

В рамках президентской программы “Внедрение информационных технологий в процесс обучения, когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, стали появляться новые информационные технологии обучения, назрела необходимость разрабатывать и применять компьютерные технологии на своих уроках.

По моему заказу обучающимися нашего лицея в лаборатории ЭВМ была разработана тест-программа KROT (контрольная работа по охране труда), которая используется на уроках охрана труда для анализа знаний по данному предмету и уровня обученности обучающихся.

Контрольная работа-тест рассчитана на 25 минут и состоит из 20 вопросов по заданному блоку тем. Каждый вопрос имеет четыре варианта ответа. Обучающийся выбирает правильный, на его взгляд, ответ. По цвету квадрата в нижней части экрана он видит результат своего решения. Зеленый квадрат показывает правильный ответ, красный квадрат – неправильный, а в случае сомнения, обучающийся имеет возможность пока пропустить вопрос, что фиксируется голубым квадратом. После ответа на все 20 вопросов компьютер показывает затраченное время, количество правильных ответов и выставляет оценку за работу. Если обучающийся затратил более 25 минут на выполнение работы, то машина автоматически снижает итоговую оценку.

Информация о том, что контрольная работа будет проходить в виде компьютерного теста, обучающимися поначалу воспринимается как игра. Их больше радует возможность “общения” с компьютером, смена обстановки, нетрадиционная форма урока. И мало кто осознает, что за этим стоит большой труд – ведь придется полагаться только на свои знания. Как правило, первый компьютерный тест не дает высоких результатов качества знаний (около 30%) но обучающиеся хорошо понимают, что каждый заработал ту оценку, которую заслужил, т.е. получил ясную информацию о результате своей деятельности и объективную самооценку.

Последующие компьютерные тесты позволяют увидеть, что обучающиеся более серьезно подходят к этой работе, повышается мотивация к обучению и растет познавательный интерес к предмету. Соответственно и результаты не заставляют себя ждать. Качество знаний повышается и уже на втором компьютерном тесте достигает 60%.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью “откликаться” на действия обучающегося и преподавателя, “вступать” с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Компьютерная технология тестирования вызывает большой интерес у обучающихся, т.к. требует от них не только активного действия и нестандартного переосмысления материала, но и компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. Обучающийся может оценить качество выполнения задания. В процессе тестирования существует четкая обратная связь. Серия тестов позволяет фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе изучения предмета. Обучающийся получает достоверную информацию о своих успехах.

Работа преподавателя в компьютерной технологии включает следующий функции:

Организация учебного процесса на уровне класса (группы) в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль);

Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью).

Индивидуальное наблюдение за обучающимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный “человеческий” контакт” На последнем моменте “индивидуальный “человеческий” контакт” мне хочется остановиться подробнее. В компьютерном тестовом контроле “человеческий” фактор отсутствует, т.е. оценку ставит машина. Но я, как преподаватель, на таких уроках больше обычного переживаю за неудачу обучающихся и радуюсь их успехам.

В процессе выполнения компьютерной тестовой работы я наблюдаю за обучающимися и стараюсь “поддержать” их добрым словом, взглядом, жестом. Глядя на них, я отмечаю, что сильные ребята сегодня быстрее обычного справились с заданием, т.е. затратили меньше времени на тест, те, кто послабее – подтянулись и делают меньше ошибок, огорчаюсь, что кто-то сделал работу хуже, чем мог бы.

При наблюдении мне очень помогают квадратики-ответы. Даже скорость ответов тестируемых позволяет преподавателю определить, как обучающиеся ориентируются в пройденном материале.

Обо всем увиденном я говорю ребятам после контрольной работы, когда делаем анализ. Это позволяет обучающимся успех рассматривать как результат усилий, а неудачи – как следствие стечения обстоятельств, что заставляет их искать причины неудачи в себе и развивает ответственность.

Компьютерная тест-программа KROT позволяет не только качественно оценивать уровень знаний и контролировать глубину усвоения знаний обучающихся, но и развивать у них мотивацию к учению.

Компьютерные технологии можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Расписанная мною тест-программа KROT является началом большой и интересной работы – внедрение компьютерных технологий в процесс обучения.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5