1-й ученик. Физика – это здорово! Без неё не летали бы самолёты и космические корабли, не ходили бы теплоходы и поезда.
2-й ученик. Не будь её, мы до сих пор ходили бы пешком или ездили на лошадях!
3-й ученик. Если бы не было физики, мы не смогли бы поговорить по телефону: его бы просто не было!
4-й ученик. Без неё по вечерам в наших домах горела бы свеча или тусклая керосиновая лампа!
1-й ученик. Без физики люди никогда бы не изобрели электричество, и всех электроприборов просто бы не существовало!
2-й ученик. Вы только представьте, что у Вас дома нет телевизора, магнитофона, стиральной машины, пылесоса, холодильника, утюга – Кошмар!
3-й ученик. И без физики мы не смогли бы посмотреть кино, послушать музыку, сфотографироваться! – Ужас!
Все вместе. Физика – это здорово!
1-й ученик. Физика! Какая ёмкость слова!
2-й ученик. Физика - для нас не просто звук!
3-й ученик. Физика - опора и основа всех без исключения наук!
Предостережение:
Века стоит земная твердь,
На ней всего важнее разум -
Мозгов ты можешь не иметь,
А физику учить обязан.Она Царица Всех Наук,
Но (это строго между нами)
Чтоб вам не оторвало рук-
Не трожьте физику руками! (говорят все хором)Что? Почему? Зачем? И где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(а почему огонь горит?)Зерно под солнцем проросло.
(зачем растению тепло?)Дым – лёгкий, а скала тверда.
Что значит “лёд”, а что “вода”?Что? Почему? Зачем? И где?
Вопросы ставим мы себе.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд.
Ведущий 1: Давайте вместе с Вами отправимся в путешествие на машине времени и перенесёмся мысленно вглубь веков. Готовы? Тогда закрыли глаза, пристегнули ремни, завели мотор – поехали.
Ведущий 2: - Мы оказались в каменном веке… А вот и первобытные люди…
(пробегают по сцене под музыку М.Боярского: “Мы смеёмся над каменным веком…)
Видите камень вон тот придорожный…
Камень как камень… обычный.
Возможно. Как бы о нём поточнее узнать?
Надо Науку на помощь позвать.
Был этот камень в почёте и в силе.
Древние люди им сучья рубили.
Им добывали одежду и пищу.
Жилой примотан он был к топорищу.
В каменном веке, во времени давнем,
люди огонь высекали тем камнем…
Камень в овраге лежит придорожном…
Камень простой? Или может быть сложный?
О камне ты всё ли узнал человек?
Наука поможет! Не каменный век!
Ведущий 1: Ещё в каменном веке, первобытные люди заметили, что тяжёлый камень, который невозможно поднять, можно сдвинуть с места при помощи достаточно длинной и прочной палки – рычага.
Ведущий 2: С помощью рычагов три тысячи лет назад при строительстве пирамид в Древнем Египте передвигали и поднимали на большую высоту тяжёлые каменные плиты.
Ведущий 1: Существует легенда, что Архимед, восхищённый открытием правила рычага, воскликнул: “Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!”
Ведущий 2: Кстати, Давайте заглянем сквозь тысячу лет в тот город у моря, где жил Архимед.
Ведущий 1: Хорошо, отправляемся в Древнюю Грецию. Закрыли глаза, пристегнули ремни, завели мотор – поехали.
Ведущий 1: Сиракузы. III век до нашей эры.
Ведущий 2:
Вот по дороге мощёной в раздумье шагает учёный.
К царю Сиракуз направляется он.
Навстречу спешит из дворца Гиерон:
Слова Гиерона:
- Нужен твой совет, учёный: мастер сделал мне корону.
Погляди-ка, Архимед, золотая или нет?
С виду золотом сверкает.
Но ты знаешь, всё бывает….
Говорят, что мастер прыткий отпилил кусок от слитка,
Остальную часть расплавил, серебра туда добавил.
А потом принёс, хитрец, мне подделку во дворец!
Золото иль позолота? Разгадать твоя забота!
(Архимед) - Пойду подумаю над этим, приму-ка ванну я пред этим…
Ведущий 1: Царь Гиерон приказал придворному учёному Архимеду выяснить, сделана ли корона из чистого золота или в ней есть примесь серебра.
Ведущий 2: - Что бы вы сделали на месте Архимеда?
Почему Архимеду понадобилось измерять выталкивающую силу вместо того, чтобы прямо определить плотность короны?
Ведущий 1: На эти и многие другие вопросы вы без труда ответите, изучая физику.
Ведущий 2: Дорогие ребята! Мы пригласили Вас не только посмотреть, но и поучаствовать в конкурсе между командами 8-х классов.
Ведущий 1: Оценивать результаты и подсчитывать баллы будет уважаемое жюри (оглашается состав жюри).
Ведущий 2: На сцену приглашаются команды для представления.
Ведущий 1: Капитаны команд приглашаются для разыгрывания жребия.
Условие конкурса: В первом туре встречаются команда 8-А класса и команда 8-Б класса. Во втором туре - команда 8-В класса и команда 8-Г класса. В финальной игре сразятся победители двух туров. Просим команды занять места за игровыми столами!
Итак, первый конкурс: “Разминка”.
Каждой команде будут заданы вопросы, отвечать нужно сразу, без подготовки. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Вопросы 1 команде:
- Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства? (молекула).
- Единица измерения силы тока (ампер).
- Процесс перехода вещества из парообразного состояния в жидкое (конденсация).
- Атом, потерявший электрон (положительный ион).
- Название сосудов, соединённых между собой (сообщающиеся).
- При какой температуре плавится лёд? (при 00 С).
- Что находится в пустой бутылке? (воздух).
- Единица измерения мощности (Ватт).
- Что к нам ближе: Луна или Солнце? (Луна).
- Учёный, в честь которого названа единица измерения энергии (Джоуль).
Вопросы 2 команде:
- Частицы, из которых состоят молекулы (атомы).
- Единица измерения силы тяжести (Ньютон)
- Переход из жидкого состояния в твердое (отвердевание или кристаллизация).
- Воздушная оболочка Земли (Атмосфера).
- Единица измерения давления (Паскаль).
- Энергия, которую тело получает или отдаёт при теплопередаче (Количество теплоты).
- Когда ночи короче: зимой или летом? (летом).
- Единица измерения напряжения (вольт).
- Это вещество называют “соком жизни” на Земле (вода).
- Учёный, в честь которого названа единица измерения электрического заряда (Кулон).
Конкурс : Физические приборы
(командам задаётся по 5 вопросов, за каждый верный ответ - 1 балл).
- Прибор для измерения силы (динамометр).
- Прибор для определения напряжения (вольтметр).
- Прибор для измерения силы тока (амперметр).
- Прибор для измерения массы тела (весы)
- Прибор для определения величины заряда (электрометр).
- Прибор для измерения атмосферного давления (барометр).
- Прибор для измерения времени (часы).
- Прибор, предназначенный для изменения силы тока в цепи (реостат).
- Прибор для измерения скорости автомобиля (спидометр)
- Машина, служащая для сдавливания тел или веществ с большой силой (пресс).
Конкурс шифровальщиков
Командам выдаётся листок с кодограммой. Задание командам: заполнить клетки, ответив на поставленные вопросы, и прочитать слово, находящееся в заштрихованных клетках.
Готовые кодограммы предоставить жюри для оценивания.
Максимальное число очков за каждую “кодограмму” - 7 баллов.
На выполнение задания 2 минуты. Время пошло!
Пока жюри подводит итоги за три конкурса. Предлагаем болельщикам отгадать загадки:
Была твёрдым телом,
стояла с красным носом в стужу.
А после превратилась в лужу (Снежная баба).Гремит и искрами сверкает,
А после плакать начинает (Гроза).Его никто не повстречал ни разу,
Но что ни скажешь – повторяет сразу. (Эхо).Поверите вы вряд ли в это:
За химическим элементом
скрывается планета. (Уран).Берём столярный инструмент,
В начале букву заменяем.
И без проблем в один момент
Драгоценный металл получаем. (Долото – Золото).Собрались в тридцать третьей клетке.
Как поместились – невдомёк.
Сидят, обняв друг друга крепко,
Большой и маленький зверёк. (Мышьяк).
Ведущий 1: Предоставляется слово жюри для оглашения результатов первого полуфинала.
Ведущий 2: Приглашаются участники второго полуфинала: команда 8___ и команда 8 ___ классов.
Просим команды занять места за игровыми столами!
Итак, первый конкурс второго полуфинала: “Разминка”. Каждой команде будут заданы вопросы, отвечать нужно сразу, без подготовки. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Вопросы 1 команде:
- Газ, необходимый для дыхания. (кислород).
- Из чего делают бензин? (из нефти).
- Прибор для определения сторон света (компас)
- Катушка с железным сердечником внутри (электромагнит).
- Какое физическое явление позволяет чувствовать запахи (диффузия).
- Английский физик, предложивший ядерную модель атома (Резерфорд).
- Единица измерения веса тела (Ньютон)
- Является ли молния электрическим током (Да, является).
- Как называется маленькое количество жидкости? (капля).
- Тело сохраняет объём, но теряет форму. В каком состоянии находится вещество? (жидкое)
Вопросы 2 команде:
- Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха? (Вес одинаков)
- Способ передачи тепла, связанный с переносом вещества? (конвекция)
- Температура, при которой кипит вода. (1000С).
- Сей особенный предмет Вам подскажет в миг ответ, брать свой зонтик или нет (барометр).
- Учёный, который воскликнул: “Эврика!”, сделав важное открытие. (Архимед).
- Энергия, которой обладает тело вследствие своего движения. (кинетическая)
- Прибор для измерения объёма жидкости (мензурка)
- Вещество, сжигаемое для получения теплоты. (Топливо).
- Единица измерения сопротивления. (Ом).
- В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество (твердое, жидкое, газообразное).
Конкурс: Кто быстрее отгадает ребус?
Обеим командам выдаются листы с записью одного и того же ребуса. Та команда, что отгадает быстрее, получает на 2 балла больше. Максимальное количество баллов – 4.
Конкурс: “Люди науки”.
Каждая команда получает таблички с фамилиями учёных. После прочтения вопроса, участники поднимают табличку с фамилией того учёного, о котором, по их мнению, шла речь. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
- Он открыл один из законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. (Шарль Кулон).
- Английский физик, член Лондонского королевского общества, изучал строение атома и радиоактивные процессы, впервые осуществил расщепление ядра атома. (Эрнест Резерфорд).
- Он создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений, ему принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввёл в физику понятие “электрический ток”. (Ампер).
- Итальянский физик, один из основателей учения об электрическом токе, создал первый гальванический элемент. (Вольта Алессандро).
- Он открыл теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением. (Ом Георг).
- Английский физик, установил независимо от Ленца закон, определяющий тепловое действие электрического тока. (Джоуль Джеймс).
Ведущий: Предоставляется слово жюри для оглашения результатов 2 полуфинала.
Ведущий: Приглашаются победители полуфинальных игр для финального поединка.
Конкурсы для финальной игры.
Конкурс: Дальше, дальше
Командам поочерёдно задаются вопросы, отвечайте, не раздумывая. За верный ответ – 1 балл.
- Какая звезда находится ближе всех к Земле? (Солнце).
- Кто первым предложил использовать ракеты для космических полетов? (Циалковский).
- Какой тепловой процесс сопровождается понижением температуры жидкости (испарение).
- Как включают цепь прибор для измерения силы тока? (последовательно)
- Отношение полезной работы к затраченной. (КПД).
- Объём воды, вытесненный судном при погружении его в жидкость до ватерлинии. (Водоизмещение).
- То, без чего не бывает измерительных приборов. (Шкала).
- Физическая величина, показывающая, как быстро движется тело. (скорость).
А теперь Вам даётся время для размышления – 1 минута.
- Почему подвал – самое холодное место в доме? (за счет явления конвекции).
- Почему при варке ягодного варения предпочитают пользоваться деревянной мешалкой? (дерево обладает плохой теплопроводностью).
- Когда лед может быть нагревателем? (когда он вступает в тепловой контакт с телом, имеющим температуру ниже чем у льда).
- Почему бумага, обернутая на толстый гвоздь, не горит, если ее внести в пламя спиртовки (гвоздь имеет хорошую теплопроводность и быстро отводит тепло от бумаги, тем самым охлаждая ее).
- Почему нельзя сварить мясо высоко в горах (из-за низкого атмосферного давления, температура кипения воды ниже 1000C).
- Чему равно давление ящика с гвоздями массой 10 кг, стоящего в комнате на полу вблизи стены, на эту стену? (0).
Ведущий: Предоставим слово жюри для подсчёта баллов.
Конкурс “Физики-искатели”
За правильный ответ – 2 балла, за неполный ответ жюри может поставить 1 балл.
Необходимо найти ошибку в литературных отрывках:
Ведущий:
Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало,
и неподвижной льдинкой капля стала
и в мире поубавилось тепла.
(ответ: неверно, что “в мире поубавилось тепла”, должно прибавиться тепла, т.к. в процессе кристаллизации тепло выделяется.)
Ведущий: “…Ребята на ночлег расположились на берегу реки. К вечеру похолодало, но после купания ребятам сразу стало теплее, и они, согревшись, сразу уснули…”
(ответ: после купания ребятам должно стать холоднее, так как происходит испарение влаги с кожи, а этот процесс требует поступления энергии, в данном случае от тела человека)
А теперь, приглашаются капитаны команд.
Кто из вас быстрее увеличит в 2 раза своё давление на пол?
(Время обдумывания – 1 минута.)
Ответ: Нужно встать на одну ногу вместо двух.
Конкурс: Собери верно электрическую цепь
Командам предлагаются приборы, необходимо собрать цепь, верно соединив все приборы. Время выполнения – 1 мин. Максимальное количество баллов – 4
Ведущий 1: пока жюри подсчитывают баллы, предлагаем разыграть пантомиму в шутливой форме о физическом явлении или процессе.
Все остальные должны отгадать показанное явление.
(например: броуновское движение, электрический ток).
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, расскажу вам историю:
Когда легендарный греческий царь Эдип разгадал знаменитую загадку чудовища по имени Сфинкс, чудовище тут же придумало новую: “Можно ли наполнить амфору 3 раза, ни разу её не опорожнив?”
- Наполним для начала амфору яблоками. Можно ли наполнить её ещё раз, не высыпая яблок?
- Что бы вы ответили чудовищу по имени Сфинкс?
Ведущий 2: Наш вечер мы хотим закончить словами:
Науку всё глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Наука не знает добра и зла.
Лишь к истине вечной ведёт и вела.