Классный час "Вечные ценности"

Разделы: Классное руководство


Учитель: Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о вечных ценностях. Все мы живём среди людей. Люди легко ранимые и очень чувствительные, нужно бережно относиться друг к другу. Разные люди живут на земле, и каждый живёт по-разному.

Ученик 1:

В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости
Вовремя спать, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённою солнце достать
И подарить его людям.

Учитель: Но в жизни всё-таки добрых, умных и красивых душой людей гораздо больше, чем плохих и подлых. “Природа дала нам в руки большую интеллектуальную и моральную силу, но мы часто используем эту силу как оружие против ближних. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким”. Так сказал Аристотель.

Ученик 1: Пройдёт время, и другой философ – Гегель разовьёт эту мысль таким образом: “Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то это ещё не добродетель; добродетелен он лишь в том случае, если этот способ поведения становится постоянной чертой характера”.

Учитель: Всё верно, человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врождённые, и не генетический код передаёт их. Их нужно воспитывать.

Ученик 1: А могу ли я чувствовать чужую боль, как свою собственную, могу ли делать добро, не раздумывая, не рассчитывая что-то взамен?

Представим простую ситуацию. Она будет своеобразным тестом на человечность. Из душного города мы выезжаем на природу. Выбираем поляну получше, покрасивее. Природа нас встречает радушно. Как хорошо любоваться прелестью яркой листвы, лесной земляникой на солнечном пригорке, отражением солнца в каплях росы…

Заходите в орешник!
Орехи поспели.
Нагибайте орешник,
не ломайте без цели.
Всех орехов не рвите,
оставьте для белок,
нет им лучше утехи,
им лесные орехи
важней посиделок.
…Покидая орешник,
скажите спасибо.
Улыбнётся орешник,
скажет в путь вам: - Счастливо!

Ученик 2: Да, полянка ничего себе, и орешник тоже. Только я знаю по опыту: все наши сразу кинутся рвать цветы, а потом ты просто оглохнешь от треска ломаемых веток орешника…

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получатся:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти они не станут. (В. Жак)

Ученик 3: Да, цветы всегда трогательны и беззащитны. Вот что сказал об этом поэт Рассул Гамзатов.

С целым миром спорить я готов,
я готов поклясться головою
в том, что есть глаза у всех цветов,
и они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
в горький час беды и неудачи
видел я: цветы, как люди, плачут
и росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад –
видите, моргая еле-еле,
на людей доверчиво глядят
все цветы, как дети в колыбели.

Ученик 4: Да, мы привыкли относиться ко всему на свете, не задумываясь о последствиях. Помню, как нас охватила жажда. И мы накинулись на берёзовый сок. Кто наберёт больше, кто больше выпьет?

Кору берёзы рассекли –
Глазком живым чернела ранка,
И слёзы чистые текли
В подставленную кем-то банку.

И вот, отведав берёзового сока, мы возвращаемся в город. А что же осталось после нас?

Всё так изранено в лесу.
как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
ни ели, ни сосны.
Берёзу ножиком пырнул
какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры
Моя слеза течёт.

Ученик 5: Хорошо, когда человек слышит голос своего сердца, самого точного и беспристрастного свидетеля наших поступков. Замечали ли вы, какой радостью наполняется оно, когда в морозное утро вы сыплете на подоконник тёплые хлебные крошки, а воробьи и синички с удовольствием их клюют?

Дощечка и четыре планки,
кормушка есть, к чему вопрос.
Насыпал зёрнышки вразброс.
Клюёт, стучит лесов беглянка.
А может, это SOS морзянки
О том, как гибелен мороз?

Ученик 6: Странные вещи происходят на белом свете: с одной стороны, мы хвалимся достижениями науки и техники, а с другой – вынуждены говорить о поступках безнравственных и позорных, которые не должны иметь место в жизни.

Я предал пса,
что был ко мне привязан,
как добрый человек
и друг большой.
Я подарил его, как дарят вазу,
забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорился молча,
но глянул мне в глаза с такой тоской!
А у чужих всю ночь он выл по волчьи,
бросая вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал, -
Я тоже был с разлукою знаком, -
и вот он у меня под боком дышит
И руку лижет вязким языком.
Ну что тут скажешь? – Рабская натура!
Давно ли от обиды голосил?
Ну хоть бы раз по дерзки или сдуру
Меня по-зверски яро укусил!

Ученик 2: ….По лесу идёт 14-летний мальчик, почти юноша, коренастый, крепкий, как молодой дубок. Это Володя Зубов. Мимо его любознательного взгляда ничего не проходит незамеченным. Около ямы, от взорвавшейся бомбы он видит блестящий предмет. Вертит в руках, с интересом разглядывает. А что же там, внутри? Но вот лежит какая-то металлическая скоба, а вот и камень. Сейчас он узнает, что это такое… Удар камнем … Взрыв… И окровавленный мальчик упал на траву.

Долгие годы и месяцы лечения. Впившиеся в лицо осколки повредили глаза и веки. Глаза подлечили, зрение понемногу начало восстанавливаться, но раны вокруг глаз, рубцуясь, выворачивали веки и ресницы, то и дело ранили глаза. Несколько лет продолжалась борьба врачей с тяжёлым недугом. Мальчик мужественно переносил многочисленные операции, перевязки, помогая врачам. Но всё оказалось напрасным. К 18-ти годам Володя Зубов совсем ослеп.

Несмотря на болезнь, операции и страдания, Володя не прервал учёбу. Среднюю школу он закончил с золотой медалью и поступил на первый курс физмата в Санкт-Петербургский университет. Блестяще окончил университет и был оставлен на кафедре. Через год защитил кандидатскую диссертацию. Через 3 года, в 26 лет, докторскую. Был создан новый факультет прикладной математики, и Зубов стал во главе кафедры и деканом.

За 15 лет профессорской деятельности, к 45 годам, он опубликовал 14 книг. Многие не раз переиздавались. Лауреат Государственной премии. Он женат, у него шестеро детей. Жена – математик, доктор наук.

Учитель: Какой неугасимый огонь самых благородных человеческих чувств горит в сердце этого необыкновенного человека? Сколько в нём заложено неиссякаемой энергии, трудолюбия и любви к людям? Какие черты характера Вы увидели в этом образе? (воля, упорство, трудолюбие)

Ученик 3: Вот какая история произошла с Мишей Скоробогатовым. Он учился в 10 классе, хотел стать инженером. Всё свободное время отдавал чтению. В школе Мишу любили за готовность помочь товарищу, за то, что не обижал младших, был обходителен с девочками. В этом же классе учился ещё один мальчик, Борис Поляков, способный, модный, циничный парень, который мог красиво говорить, выделялся внешностью. В этом же классе училась Ира Смирнова – умная, симпатичная девочка. Мальчики наперебой старались привлечь к себе её внимание, но она никому не отдавала предпочтения. И вот однажды в школе был вечер. Миша и Борис пошли провожать Иру, подошли к дому. Она зашла в подъезд. Вдруг, мальчики услышали испуганный крик. Ира звала на помощь. Миша бросился наверх и увидел, что двое бандитов, схватив девушку за руки, вырывают у неё сумку, снимают часы. Миша, не задумываясь, бросился на них… Началась драка. Те двое сначала опешили. Однако, увидев, что Миша один, выхватили нож. Миша со всей силой ударил одного и сбил с ног, но когда повернулся к другому, тот всадил ему узкую финку в грудь. Миша упал…

Вызванная машина скорой помощи отвезла Мишу в больницу, где он быстро поправился. Через месяц к нему подошёл Борис и сказал: “А знаешь, старина, я ничего не понял, зачем ты побежал наверх. Решил, что ты хочешь сказать Ирине что-то наедине, и, чтобы не мешать, пошёл домой, и вдруг узнаю, что у тебя стычка произошла. Жаль, меня там не было. Уж я бы им показал! Уж я бы постоял за друга!”

Миша с удивлением на него посмотрел, но ничего не сказал и отошёл.

Учитель: Разные бывают люди… Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей относитесь вы сами? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить тест: “Добры ли Вы?” Ответьте “да” или “нет”.

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, если это так?
  3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
  5. Любите ли вы злые шутки?
  6. Вы злопамятны?
  7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
  8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?
  9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  11. Вы охотно выполняете просьбы?
  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтоб развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ “нет” на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков.

Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт

Вы набрали от 4 до 8 очков.

Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков.

Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

Учитель: классный час хочется закончить словами А. Александровой: "Каждому хочется стать настоящим человеком с присущими ему качествами: честью, совестью, достоинством. В молодые годы человек обретает эти качества. В зрелые годы он эти качества развивает или не развивает, губит. В старости на них опирается, а если их нет, страдает, лишившись нравственной опоры".