Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Его роль возрастает в связи с ростом экономических связей, с развитием дипломатических отношений. Иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа (имиджа) россиянина за рубежом, позволяет разрушить барьер недоверия, дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать чужую.
Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в школах и вузах, но и во многих дошкольных учреждениях, на разных курсах, в кружках, в семье. Использование лингвострановедческого материала в обучении иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Язык для ребенка — это, прежде всего, средство развития, познания и воспитания. Сверхзадачей на ранней ступени обучения должно стать развитие личности ребенка средствами иностранного языка.
Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, т.е. овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать ему процесс обучения иностранному языку через овладение страноведческой информацией.
В нашем ДС идеи личностно-ориентированного подхода в образовании находят широкое применение в индивидуальном сопровождении развития ребёнка.
При обучении детей английскому языку мы преследуем следующие цели:
- Развитие психических функций ребенка через процесс овладения иностранным языком.
- Удовлетворение познавательных потребностей ребенка.
- Создание мотивации у ребенка к дальнейшему овладению иностранным языком.
- Воспитание гражданина не только своей страны, но и мира.
- Повышение результативности овладения языком через получение знаний о стране изучаемого языка.
Итак, обучение английскому языку на ранней ступени позволяет нам решать следующие задачи:
- развивающие
- воспитательные
- познавательные
- учебные.
Задачи обучения.
В процессе обучения иноязычному общению на ранней ступени мы решаем следующие задачи:
1. Развивающие:
а) развитие психических функций ребенка:
- внимания (произвольного, непроизвольного),
- памяти (произвольной, непроизвольной),
- мышления (наглядно-образного и логического),
- воображения (репродуктивного и творческого);
б) развитие специальных способностей, необходимых для обучения иноязычному общению:
- фонематического слуха,
- имитационных способностей,
- способности к догадке,
- способности к различению.
2. Воспитательные:
- воспитание понимания, уважения и толерантности к другой культуре;
- воспитание чувства собственного достоинства;
- воспитание правильной оценки себя и других;
- воспитание уважительного отношения к людям;
- воспитание чувства товарищества, дружбы,
- воспитание гражданина не только своей страны, но и мира.
3. Познавательные:
- знакомство с праздниками, с традициями и обычаями стран изучаемого языка;
- знакомство с достопримечательностями стран изучаемого языка;
- знакомство с растительным миром;
- знакомство с литературными героями;
- знакомство с любимыми игрушками детей;
- знакомство с музыкой (песнями).
4. Учебные задачи, как формирование:
- учебных умений;
- речевых навыков;
- умений вести себя в типовых ситуациях: вступать в контакт, привлекать внимание, представлять себя, членов своей семьи и друзей, вежливо здороваться с ровесниками и людьми, которые старше по возрасту, вежливо прощаться, вежливо выражать согласие/несогласие, организовывать деятельность, выражать понимание/непонимание, вежливо выражать просьбу, выражать намерение что-либо делать, выражать пожелание, выражать мнение о чем-либо (о сказке, кто злой/добрый и т.д., кто понравился/не понравился), приносить извинения, рассказывать о своей семье, игрушках, домашних животных, об увлечениях, кратко описывать свой дом, свой день.
Все аспекты обучения иноязычному общению тесно взаимодействуют, в результате чего "изучение иностранного языка и обучение ему вносит свой вклад в формирование личности ребенка, его моральных качеств и интеллектуальных способностей" (Г.В.Рогова, 1991).
Основные черты обучения иноязычной культуре.
Итак, можно выделить следующие основные черты, характерные, для организации процесса обучения иностранным языкам в дошкольном возрасте и приобщение детей к иноязычной культуре:
- формирование коммуникативной и социокультурной компетенции ребенка;
- использование приемов и средств обучения, способствующих общему умственному развитию детей;
- интеграция изучения ИЯ с другими знаниями, умениями и навыками, приобретенными детьми;
- игровая направленность и сюжетная организация занятий.
Приобщение ребенка к культуре страны изучаемого языка в ДС происходит через инсценировки, разучивании стихов, песен, сказок на иностранном языке. Важным элементом обучения дошкольников является знакомство ребенка с зарубежной детской культурой. Детям интересно знать, какие песни поют их сверстники, во что любят играть, что едят и пьют, какие сказки любят слушать и т.д.
Процесс обучения дошкольников иноязычной культуре имеет ряд специфических особенностей.
1. Для ребенка важно, что "приносит" язык с собой, поэтому содержательные аспекты обучения (о чем говорить, что слушать, что делать, в том числе и с помощью языка) являются приоритетными, при этом обучение должно затрагивать интересы дошкольников и отвечать их потребностям в общении и познании.
2. Важно создать условия, в которых ребенок чувствует себя раскованным и свободным, испытывает положительные эмоции. Воспитателю следует обращаться не только к сюжетно-ролевым играм, но и к подвижным играм, в которых также может отрабатываться лингвострановедческий материал. Это домино, игры типа лото, пальчиковые игры, парные картинки.
3. Ребенок овладевает новым для него языком в процессе взаимодействия — общения с взрослым и друг с другом, друзьями, героями. В процессе общения воспитатель использует увлекательную и доступную детям информацию: сказочный сюжет, необычные приключения героев сказок, игры-путешествия, занятия в форме развлечений, инсценировки сказок на английском языке.
4. Занятия не должны быть для ребенка выполнением скучных "технических" упражнений по запоминанию иностранных слов и грамматических конструкций. Это должны быть занятия, полные всевозможных "приключений".
Во время посещения с лягушкой-путешественницей англоязычных стран ребенок знакомится с историей, традициями, обычаями и праздниками этих стран, встречается с литературными героями англоязычной детской литературы: Мери Поппинс, героями сказок Киплинга и многими другими и через общение с этими героями, овладевает иностранным языком и его культурой, пополняя тем самым багаж страноведческих знаний. Через обучение на основе сказки на иностранном языке у ребенка расширяются границы его внутреннего мира, в самом начале пути он привыкает к мысли о возможности объединения людей всей планеты, об общности их интересов и образа жизни. В дошкольном возрасте значительное место отводится и познавательному аспекту. На данной возрастной ступени у ребенка формируется и реализуется познавательный интерес к культуре страны изучаемого языка. Богатым источником, из которого ребенок может легко черпать данные знания, является сказка, отражающая в себе культурное наследие той или иной страны. Обучение на основе сказки дает возможность изучить элементы общенациональной культуры, находящие свое выражение в литературном языковом стандарте, обслуживающем нацию. В сказках всегда ярко выражен лингвострановедческий аспект, который, являясь отдельным компонентом содержания обучения, формирует способность к иноязычному общению через обеспечение "фоновых" знаний. Интерес ко всему новому, а также неустойчивость и разносторонность этих интересов у дошкольников позволяют использовать многие пласты страноведческой информации.
5. При использовании сказки в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени у дошкольников формируется и реализуется познавательный интерес к иноязычной культуре за счет приобретения знаний: о культуре страны изучаемого языка (сведения из истории, географии, жизни сверстников, о быте, традициях, интересах, о музыке, живописи, символике, одежде, праздниках, увлечениях); о корреспондирующих элементах мировой культуры; о соотнесенности иноязычной культуры с родной (по всем вышеперечисленным компонентам).
Таким образом, сказка является аутентичным материалом для использования ее в качестве содержательной основы ранней ступени обучения. Никакой другой материал не обладает таким обучающим потенциалом, как сказка. Она, во-первых, способствует формированию мотивации учения; во-вторых, повышает воспитательные и образовательные возможности иностранного языка как учебного предмета; в-третьих, является прекрасным средством обучения иноязычному общению.
Наряду со сказкой в качестве содержательной основы обучения иноязычному общению дошкольников могут выступать также песни, стихи, различные детские игры, которые, как и сказка, являются полифункциональным средством для организации учебной работы.
5. При обучении дошкольников иноязычному общению необходима интеграция иностранного языка с другими предметами.
Интегративные связи способствуют интенсификации обучения иностранному языку, которая выражается в следующем:
- повышается интерес к изучению предмета (повышается коммуникативная мотивация);
- активизируется речемыслительная деятельность;
- совершенствуются речевые умения;
- формируется познавательная самостоятельность детей;
- расширяется кругозор обучаемых.
Сочетание иностранного языка с предметами художественного цикла (рисование, лепка, аппликация), т.е. иностранный язык плюс художественное развитие, безусловно, обладает огромным потенциалом, поскольку позволяет сочетать иностранный язык с предметной деятельностью, в ходе чего происходит общение на языке через предметную деятельность, а также развитие художественных способностей через средства иностранного языка.
В пятилетнем возрасте ребенок активно овладевает основными правилами общения на родном языке, поэтому представляется эффективным сочетать процесс овладения основами общения на иностранном языке с процессом дальнейшего овладения общением на родном языке. Л. В. Щерба писал: "Изучая иностранный язык того или другого народа, мы изучаем исторически сложившуюся у него систему понятий, сквозь которые он воспринимает действительность, изучая эту систему и сознательно сравнивая ее с нашей собственной, мы лучше постигаем эту последнюю".
Особенно эффективно осуществляются интегративные связи с дисциплинами страноведческого цикла. Данные связи должны носить постоянный характер, только при этом условии будет происходить их реальная реализация, предусматривающая овладение определенными навыками и умениями. Ниже приводим перспективный план работы:
Перспективный план работы преподавателя английского языка по теме: “Особенности работы по изучению английской культуры у старших дошкольников”
Первая неделя Вторая неделя Занятия 1, 2 II блок Занятия 3, 4 II блок Сентябрь Формирование представлений о государственном флаге России; закрепление понятий “страна, столица, Москва, Лондон”. Ознакомление с окружающим: беседа о России, Москве. Знакомство с флагами США, Великобритании. Знакомство с персонажами английских и американских сказок и мультфильмов. Закрепление знаний о российском флаге. “Мой первый учебник по английскому языку”
И.А. Рыжкова.
1.Беседы о Земле и о странах и народах, ее населяющих. 2.Литература: чтение английских и американских сказок: о Братце Кролике, Винни-Пухе, Мери Поппинс, стихов матушки Гусыни.
Октябрь Введение фразы “I live in Russia”. Цель: закрепление знаний о своей стране; о флагах России и США, Великобритании,
др.стран (Франции, Италии, Японии, Германии).
Продолжение бесед о Росси, Москве, русских традициях; сравнение их с английскими и американскими традициями. “Интеграция двух культур: Россия и Англия”. Деловая игра. Игра-путешествие на самолете из России в Великобританию. “Мой первый учебник по английскому языку”
И.А. Рыжкова.
1.Закрепить навыки работы с картой. 2.Формирование элементарных представлений о путешествии самолетом.
Ноябрь Закрепление полученных знаний о Москве, ее достопримечательностях и о Лондоне. Беседа об интересных местах в своем городе. Знакомство с фольклором Великобритании: английские народные песенки. “Плывет, плывет кораблик”
С. Маршак
Воспитание уважения к русской культуре, традициям, а также культуре и традициям других стран. Декабрь Активизация речи детей с помощью игровой мотивации. “Лондонский мост”. “Занимательный английский для детей” В.Г. Кулиш.
Английские традиции и праздники: сравнение с русскими, какие праздники пришли к нам из Англии. “Интеграция двух культур: Россия и Англия”.
Интеграция: сравнение и слияние. “Страноведческий справочник” Великобритания и США.
Третья неделя Четвертая неделя Занятия 5, 6 2 блок Занятия 7, 8 2 блок Январь Знакомство с Великобританией. Цель: формирование представлений о незнакомой стране, ее истории; закрепление навыков работы с географической картой.
1.Познакомить детей с картой, научить находить и показывать на ней свою страну, столицу, город. 2.Ориентироваться в общепринятых цветовых обозначениях.
Закрепление знаний об американском флаге, о том, что в Америке говорят на английском языке. “О Британии вкратце”
В.В. Ощепкова
И.И. Шустилова.
Продолжение бесед о России и Москве. “Мой первый учебник по английскому языку”
И.А. Рыжкова.
Февраль Лондон – столица Великобритании. Цель: формирование представлений о том, что в каждой стране есть столица.
Закрепить понятие “Москва – столица нашей Родины”. Закрепить знания детей о флаге Великобритании.
Закрепить умение рассказывать о своей стране.
Знакомство с достопримечательностями Лондона (Биг Бен, Букенгемский дворец, музей мадам Тюссо).
“О Британии вкратце”
В.В. Ощепкова.
И.И. Шустилова.
Беседы о достопримечательностях Москвы, ее исторических местах; составление рассказов “Экскурсия по Москве”. Март “Страна моей мечты”. Цель: знакомство с культурой, жизнью разных народов.
Почему люди из разных стран понимают друг друга? (один язык, например, Англия, Америка, Австралия). Развлечение: “Играем в английский”.
Знакомство с коренными жителями Америки: ковбои, индейцы. “Страноведческий спра-вочник Великобритания и США”.
Апрель Русские и английские игры: “Bubble-bubble” и “Cat and mice”
Игровое занятие “Путешествие по странам мира”.
Таким образом, знания, построенные на изучении лингвистической, литературной, музыкальной и этической информации дают отличное понимание действительности и роли языка как элемента культуры.