Тип урока: практическая работа
Оборудование: компьютерный класс, на компьютерах установлена операционная система Windows 9x или выше и пакет Microsoft Office, мультимедиапроектор, презентация (<Приложение1>) .
Цели урока:
- показать применение информационных технологий в практической деятельности, межпредметные связи дисциплин “Информатика” и “ОБЖ”;
- научить применять основные приемы заполнения и редактирования электронных таблиц, способы сохранения и загрузки электронных таблиц;
- вырабатывать навыки самостоятельной работы;
- проверить знания учащихся, полученные в результате выполнения практической работы.
Задачи:
- Расширить и углубить теоретические знания по информатике;
- Развить практические навыки;
- Углубить представление у учащихся о практическом применении Microsoft Excel;
- Способствовать развитию интереса у учащихся к предмету “Информатика” через использование материалов по НРК.
План урока
I. Мотивация учащихся на практическую деятельность.
II. Активизация опорных ЗУН учащихся
III. Практическая работа.
IV. Подведение итогов, выставление оценок.
I. Мотивация учащихся на практическую деятельность.
Учитель:
- Сегодня у нас урок – практическая работа. Продолжим приобретать навыки построения диаграмм. Урок мы построим на использовании материала, который взят из жизни нашей Республики и города.
Девиз, по которым пройдет наш урок - “Сохрани свою жизнь”. А почему? На этот вопрос вы ответите в конце урока.
II. Активизация опорных ЗУН учащихся
Учитель:
- Ребята, сегодня на улицах очень много транспортных средств. По дорогам мчатся легковые автомобили, автобусы, грузовики. По тротуарам спешат люди. Всё в движении. Мы живем в мире скоростей. Поэтому каждый из нас должен очень хорошо знать правила безопасного дорожного движения.
- Как вы думаете, только ли водитель должен знать правила дорожного движения?
Учащиеся:
- Нет! Не только водители, но и пешеходы!
Учитель:
- Но часто бывает так, что правила дорожного движения знают и водители, и пешеходы, но на дорогах происходит ДТП. И сейчас мы с вами проанализируем совершенные дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах общего пользования Республики Хакасия за первое полугодие текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Он показывает как общий рост количества ДТП, так и увеличение тяжести последствий при их совершении по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года, в том числе и по дорожным условиям.
- Что вы можете сказать о дорожно-транспортных происшествиях, произошедших за первое полугодие 2006 года (слайд 1).
Предполагаемые ответы учащихся:
- Рост ДТП за первое полугодие 2006 года в сравнении с аналогичным периодом 2005 года.
Учитель : Вывод: Анализ показывает общий рост количества ДТП по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года, в том числе и по дорожным условиям.
Учитель:
- А теперь посмотрим, как обстоит дело в районах Хакасии (слайд 2).
- Каковы данные аварийности по районам республики Хакасия за первое полугодие 2006 года?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Рост ДТП за первое полугодие 2006 года в сравнении с аналогичным периодом 2005 года наблюдается в Алтайском, Бейском, Усть-Абаканском и Ширинском районах. Спад ДТП – Аскизский, Боградский, Таштыпский районы.
Учитель: Вывод: Рост количества ДТП на автодорогах общего пользования зарегистрирован в Бейском (150%), Ширинском (100%), Алтайском (45%) и Усть-Абаканском (17%) районах. При снижении уровня ДТП общее количество еще остается высоким в Аскизском районе.
Учитель:
- Рассмотрим статистику ДТП за шесть месяцев 2006 года (слайд 3).
- Мы наблюдаем увеличение ДТП в мае, июне месяцах. Почему?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Потому, что многие ребята катаются на велосипедах, мопедах. Выезжают за город отдохнуть сами и с родителями.
Учитель: Вывод: В разрезе месячных данных аварийность резко увеличивается с началом весны и наступлением летнего сезона массового отдыха в республике.
Учитель:
- А как вы думаете, каковы же причины ДТП?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Превышение скорости, отсутствие прав у водителя, управление транспортом в нетрезвом состоянии, несоблюдение правил дорожного движения.
Учитель: Вывод:
- Сейчас мы увидим, что к наиболее значимыми видами нарушений относится отсутствие прав на управление транспортными средствами, управление в нетрезвом состоянии, превышение скорости, несоблюдение очередности движения и нарушение правил обгона (слайд 4).
III. Практическая работа.
Учитель:
- Рассматривая статистику ДТП на дорогах Республики Хакасия, остановлюсь на результатах анализа детского дорожно-транспортного травматизма за 7,5 месяцев 2006 года в городе Черногорске. Обстановка значительно обострилась. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в сравнении с аналогичным периодом прошлого года возросло на 53,8% и достигло 19 происшествий (АППГ - 13), число раненных увеличилось на 7 человек (20 и 13 соответственно), погибших детей в этом году не было.
Повторение:
1. В ячейку А1 вводим “2005 год”
2. В ячейку А2 вводим “2006 год”
3. В ячейку В1 вводим “13”
4. В ячейку В2 вводим “19”
5. Выделяем эти четыре ячейки, получается:
2005 год 13 2006 год 19
Далее приступаем к построению диаграммы.
6. Выдели данные ячейки, на панели инструментов вверху находим кнопку “Мастер диаграмм” - .
7. В открывшемся окне выбираем (“тип диаграммы” - гистограммы) и нажимаем кнопку “Далее”, “Далее”.
8. Здесь выбираем вкладку “Подписи данных”, на ней кнопку “значение”.
9. Затем вкладку “Легенда”, на ней вкладку “Добавить легенду”-флажок убрать.
10. Затем кнопку “Готово”.
Задание1:
I вариант. Построить диаграмму (гистограмму): Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в сравнении с аналогичным периодом прошлого года возросло и достигло 19 происшествий (аналогичный период прошлого года - 13).
II вариант. Построить диаграмму (гистограмму): Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков в сравнении с аналогичным периодом прошлого года возросло, число раненных увеличилось на 7 человек (20 и 13 соответственно).
Учитель:
- Какой вывод вы можете сделать?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Количество детей, участвовавших в дорожно-транспортных происшествиях, увеличивается.
Учитель:
- Из выше приведенного примера видим, что пострадавших детей – 20. Но почему происходят ДТП?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Не правильно переходят дорогу, катаются на велосипедах на проезжей части, по вине водителей.
Учитель:
А теперь я приведу статистику: 20 пострадавших детей – это дети до 16 лет: 6 – пассажиры (вина водителей), 10 – пешеходы (из них 4 – по вине водителей, 6 – по вине детей), 2 мотоциклиста по своей вине и 2 велосипедиста (из них 1 – по вине водителя, 1 – по вине ребенка). Всего по своей вине пострадало 9 ребят.
Задание 2:
I вариант. Построить диаграмму (круговую): Количество пострадавших детей: пассажиры (вина водителей), 10 – пешеходы (из них 4 – по вине водителей, 6 – по вине детей).
II вариант. Построить диаграмму (круговую): Количество пострадавших детей: 2 мотоциклиста по своей вине и 2 велосипедиста (из них 1 – по вине водителя, 1 – по вине ребенка).
Учитель:
- Хочу еще раз обратить ваше внимание на данные диаграммы. Анализ показывает, что в травмировании детей-пассажиров виноваты взрослые, которые не обеспечили и не уделили должного внимания при их перевозке.
А каковы же причины ДТП с участием детей-пешеходов?
Вывод: Основными причинами ДТП с участием детей-пешеходов явились:
- переход через проезжую часть в неустановленном месте;
- неожиданный выход из-за транспорта (стоящего в том числе);
- переход перед близко идущим транспортом;
- нарушение правил движения мотоциклистами;
- вина родителей и водителей.
Учитель:
Так какие же меры надо принимать, чтобы было меньше ДТП с участием детей?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Соблюдать правила дорожного движения; проводить классные часы, связанные с предупреждением детского травматизма на дорогах.
Вывод:
Итак, чтобы было меньше дорожно-транспортных происшествий с участием детей:
- в период с конца августа по сентябрь ГБДД проводит профилактическое мероприятие “Внимание – дети!”;
- в сентябре проходит операция “Фара”;
- участие всех учащихся во внеклассной работе, связанной с предупреждением ДТП с участием детей, и применение их знаний на практике;
- работа с родителями: родительские собрания, включающие лекции по материалам о предупреждении ДТП.
IV. Подведение итогов, выставление оценок.
Учитель:
- Кто из вас научился строить диаграммы? Почему ты так считаешь?
- Так почему же таков девиз урока?
- Да, сегодня вы получили знания, практические навыки построения диаграмм. Но они в жизни будут вами востребованы, если вы будете здоровы.