Задачи на исследование функций в системе Maple

Разделы: Информатика


Система Maple — патриарх в семействе систем символьной математики. И поныне это весьма привлекательная система для математика-аналитика и научного работника. Даже в среде MS-DOS Maple имеет неплохой интерфейс и превосходно организованную обширную базу данных помощи. Полнота ядра системы, хранящего более 2700 математических функций (у последней реализации Maple их уже свыше 3000!) и правил их преобразования, вполне заслуживает большого уважения. Весьма привлекательное свойство этой системы — подробная встроенная помощь и множество примеров ко всем встроенным в нее функциям и прикладным пакетам. Эти примеры легко скопировать в окно редактирования системы и тут же решить.

Рис. 1

На рис.1 приведен интерфейс системы Maple. Разобраться в работе с системой не так сложно.

Достойна восхищения и математическая графика системы Maple, в частности возможность изображения пересекающихся трехмерных фигур с функциональной окраской. Новейшие системы Maple для Windows по возможностям графики стоят на одном уровне с системами Mathematica.

К сожалению, фирма Waterloo Maple Inc. (Канада) - разработчик системы Maple — больше блистала математической проработкой своего проекта, чем уровнем его коммерческой реализации. В силу этого система Maple была доступна в основном узкому кругу профессионалов. Сейчас эта фирма работает совместно с более преуспевающей в коммерции и проработке пользовательского интерфейса математических систем фирмой MathSoft, Inc. — создательницей весьма популярных и массовых систем для численных расчетов Mathcad, ставших международным стандартом для технических вычислений.

Приведенные ниже примеры мы думаем вам помогут получить первоначальные сведения о работе с системой и как нам кажется не нуждаются в комментариях для тех, кто хоть немного знаком с компьютером.

Для начала приведем примеры применения функции Maple, которые используются при исследовании функций.

Примеры уравнений, систем уравнений:

1.> solve(x^3-2*x+1,x);
> evalf(%);
2.> eq := x^4-5*x^2+6*x=2;
> solve(eq,x);
3.> sys:={4*x1+7*x2-x3+3*x4=11, -2*x1+2*x2-6*x3+x4=4, x1-3-3*x2+4*x3-x4=0.3,3*x1-5*x2-7*x3+5*x4=8};

>

> solve(sys,{x1,x2,x3,x4});

Примеры анализа функций на непрерывность( -функция непрерывна, -имеет разрыв, closed - показывает, что конечные точки должны проверяться):

1.> iscont( 1/x, x=1..2 );
2.> iscont( 1/x, x=-1..1 );
3.> iscont( 1/x, x=0..1 );
4.> iscont( 1/x, x=0..1, 'closed' );

Примеры определения точек нарушения непрерывности:

1.> discont(1/(x-2),x);
2.> discont(1/((x-1)*(x-2)*(x-3)),x);

Примеры нахождение экстремума:

1.> extrema(2*x^2+3*x-7,{},x);
2.> extrema( a*x^2+b*x+c,{},x );

Примеры нахождение минимального значения- (minimize - минимальное значение , maximize - максимальное значение):

1.> minimize(exp(tan(x)), x=0..10);
2.> minimize(x^2-3*x+y^2+3*y+3);

Примеры вычисления приделов (infinity - бесконечность, - несуществует):

1.> limit(sin(x)/x, x=0);
2.> limit(exp(x), x=infinity);
3.> limit(exp(x), x=-infinity);
4.> limit(1/x, x=0, real);
5.> Limit(sin(x), x=0);

Примеры вычисления производных:

1.> diff(sin(x),x);
2.> diff(x*sin(cos(x)),x);
3.> diff(tan(x),x);
4.> Diff(tan(x),x);
5.> Diff(tan(x),x) = diff(tan(x),x);

Примеры вычисления неопределенных интегралов:

1.> int( sin(x), x );
2.> int( x/(x^3-1), x );

Пример вычисления определенного интеграла:

> int( sin(x), x=0..Pi );

Примеры построение графиков:

1.> plot(cos(x) + sin(x), x=0..Pi);

2. > plot([sin(t), cos(t), t=-Pi..Pi]);

>

3.> plot3d(sin(x+y), x=-1..1, y=-1..1);

>

Задача 1. Найдем наибольшее и наименьшее значения функции y=x3 - 1,5x2 - 6x + 1 на отрезке [-2; 0].

Решение.

1. Решаем задачу графически

> y(x):=x^3-1.5*x^2-6*x+1;
> plot(y(x),x=-2..0);

2. Решаем задачу аналитически, т.е. исследованием функции.

Находим и исследуем критические точки.

> y(x):=x^3-1.5*x^2-6*x+1;

>

> diff(y(x),x);
> solve(3*x^2-3.0*x-6,x);
> x:=-2.;
> y(x):=x^3-1.5*x^2-6*x+1;
> x:=-1.;
> y(x):=x^3-1.5*x^2-6*x+1;

3. Проверяем функциями нахождения max и min.

> maximize(x^3-1.5*x^2-6*x+1,x=-2..0);
> minimize(x^3-1.5*x^2-6*x+1,x=-2..0);

Изложенные методы поиска наибольших и наименьших значений функции применимы к решению разнообразных прикладных задач. При этом действуют по следующей схеме:

задача “переводится” на язык функций. Для этого выбирают удобный параметр х, через который интересующую величину выражают как функцию;

средствами анализа ищется наибольшее или наименьшее значение этой функции на некотором промежутке;

выясняется, какой практический смысл (в терминах первоначальной задачи) имеет полученный результат (на языке функций).

Задача 2. Из квадратного листа жести со стороной а надо изготовить открытую сверху коробку, вырезав по углам (рис.2) квадратики и загнув образовавшиеся кромки. Какой должна быть сторона основания коробки, чтобы ее объем был максимальным?

Рис. 2

Решение. 1) Обозначим через х длину стороны основания коробки. Тогда, длины сторон вырезанных квадратиков равны (a-x)/2, а объем коробки равен (a-x)x2/2. (Рис.3)

Рис. 3

По смыслу задачи число х удовлетворяет неравенству 0 < х < a, т.е. принадлежит интервалу (0; а). Таким образом, задачу мы свели к следующей задаче: найти наибольшее значение функции V(x)=(a-x)x2/2 на интервале (0;а).

Примем значение а=10.

Решение в системе Maple. Решаем тремя предложенными способами:

  • графически;
  • исследованием функции;
  • нахождением max.
> a:=10;
> v(x):=(a-x)*x^2/2;
> plot(v(x),x=0..a);

>

> diff(v(x),x);

> solve(-x^2/2+(10.0-x)*x,x);
> x:=0;
> v(x):=(10-x)*x^2/2;
> x:=6.66666;
> v(x):=(10-x)*x^2/2;
> maximize(v(x),x=0..10);

Задачи для самостоятельного решения.

Задача 3. Дано бревно с круглым сечением диаметра d. Требуется обтесать его так, чтобы получилась балка с прямоугольным сечением наибольшей прочности.

Указание. В теории сопротивления материалов устанавливается, что прочность прямоугольной балки пропорциональна произведению bh2 , где b - основание прямоугольника в сечении балки, в h - его высота (Рис. 4).

Рис. 4

Задача 4. Пусть электрическая лампочка может передвигаться (например, на блоке) по вертикальной прямой OB (рис.) На каком расстоянии от горизонтальной плоскости ОА ее следует поместить, чтобы в точке А этой плоскости получить наибольшую освещенность (угол ВАО - ) ? Рис. 5.

Указание. Освещенность J пропорциональна sinи обратно пропорцианальна квадрату расстояния r=АВ, т.е.

J=c sin/r2 , где с зависит от силы лампочки.

Рис. 5

Литература:

  1. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. / А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др.; Под ред А. Н. Колмогорова. - М.: Просвещение, 1993. -320с.
  2. Фихтенгольц Г. М. Основы математического анализа. Т. I: Учебник. -7-е изд. -М.:ФИЗМАТЛИТ, 2002. -416с.
  3. Дьконов В. Maple 7: учебный курс. СПб.: Питер, 2002. - 672с.