Тема урока: Наречие, его общее грамматическое значение (отсутствие словоизменительных грамматических значений, неизменяемость).
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Цели и промежуточные задачи урока:
1. Дидактические:
- Открыть новую часть речи.
- Выявить общее грамматическое значение наречия.
- Сформулировать определение наречия.
2. Развивающие:
3. Воспитывающие:
- Поддерживать атмосферу доброты, уважения, взаимопонимания, общей заинтересованности, коллективного поиска, взаимного удовлетворения в процессе обмена мыслями, личностно-значимыми переживаниями (и в групповом, и в коллективном обсуждении).
- Формировать навыки учебного общения и сотрудничества со сверстниками (умение слушать, понимать позицию оппонента, критически оценивать ее вступать в дискуссию).
Ход урока
I. Работа в тетради.
II. Актуализация.
– Что изучаем на уроках русского языка?
– Части речи.
– Задайте друг другу вопросы по теме.
– Прочитайте стихи про части речи, отгадайте ребусы
– Умеете определять части речи?
На доске предложение. Спишите, определите части речи. Можете посоветоваться в паре.
В сильные морозы глухари зарываются глубоко в сугроб.
– Проверяем, доказываем.
III. Проблемная ситуация.
– С каким словом возникли разногласия? (глубоко)
IV. Постановка задачи урока, обозначение темы.
– Сколько в нашем классе мнений? (прил., сущ.)
– Почему?
– Какой возникает вопрос? (Что это за часть речи?)
Глубоко?
V. Этап выдвижения и проверки гипотез.
– Итак, какие гипотезы, версии у вас возникли? (прил.,сущ.)
– Предлагаю проверить свои гипотезы в группе. (Строят грам. модели)
– Вывешивают результаты работы группы.
– Какой вывод можем сделать? (Это какая-то новая часть речи)
VI. Поиск общего грамматического значения
.– Еще раз вспомним, что такое часть речи? (Часть речи – это группа слов с одинаковым общим грамматическим значением)
– Чтобы понять, что это за часть речи, что необходимо понять? (ОГЗ, т.е. что слово обозначает)
прил. сущ. |
глубокий вздох |
признак предмета |
вздохнуть
|
вздохнуть глубоко
|
обозначает признак действия
|
наречие |
На доске словосочетание:
глубокий вздох
– Спишите. Определите части речи.
– Что обозначает прилагательное? (Признак предмета)
– Образуйте от существительного вздох действие. (Вздохнуть) Запишем.
– Попробуем вздохнуть. Что сделали? (Вздохнули)
– А теперь вздохните так, чтобы получился глубокий вздох.
– Что сделали? (Вздохнули)
- Как вздохнули? (Глубоко).
- Запишем: вздохнуть глубоко.
– Чем действие вздохнуть отличается от действия вздохнуть глубоко?
– Какую работу выполняет слово глубоко? (обозначает признак действия)
– Каким словом обозначили признак действия вздохнуть? (словом глубоко)
- Так что же обозначает слово глубоко? (признак действия)
- Запишем: обозначает признак действия
Обозначать признак действия – это и есть ОГЗ новой части речи.
А называется она наречие.
VII. Формулировка определения новой части речи.
– В группах сформулируйте определение наречия.
(Наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия. Это неизменяемая часть речи. Отвечает на вопрос как?…)
VIII. Определение
места наречия в схеме частей речи.В руках у учителя полоски с названиями частей речи.
– Ребята, что это?
– Какое будет задание? (составить схему частей речи и поместить в ней наречие)
Несколько человек составляют схему у доски, остальные в тетради.
IХ. Итог урока, определение следующего шага в движении.
Х. Домашнее задание
Дома сочините стихотворение, загадку, ребус, скороговорку про наречие.
– Спасибо, урок окончен.
Полную картину урока поможет представить таблица:
№ п/п |
Этапы урока |
Продолжительность этапа (мин.) |
Используемые формы |
Приемы и методы |
1 | Работа в тетради (дата, мин. чист.) | 3 | ||
2 | Актуализация | 7-10 | фронт. | Продуктивные задания на воспроизведение знаний |
3 | Проблемная ситуация | 2 | фронт. | Столкновение разных мнений учеников практическим заданием |
4 | Постановка задачи урока. Обозначение темы | 2 | фронт. | Побуждающий диалог от проблемной ситуации |
5 | Этап выдвижения и проверки гипотез | 8 | групповая фронт. |
Моделирование, преобразование модели |
6 | Поиск общего грамматического значения | 10 | фронт. | Подводящий от проблемы диалог |
7 | Формулировка определения новой части речи | 4 | групповая фронт. |
Словесное моделирование |
8 | Определение в схеме места новой части речи | 3-5 | фронт. | Продуктивное задание на воспроизведение знаний |
9 | Итог, определение следующего шага в движении | 1 | фронт. | Диалог |
10 | Творческое домашнее задание | 1 | фронт. | Объяснение дом. задания, рассчитанного на творческие способности детей |
В таблице указаны все этапы урока, их продолжительность, оптимальные формы организации. Легко заметить, что на этапе выдвижения и проверки гипотез, формулирования определения новой части речи целесообразно использовать групповую форму работы. Это позволит детям обсудить все варианты сначала внутри группы, выработать совместное решение, представить его затем на общее обсуждение.
Данную структуру урока можно использовать при введении любой новой части речи, а также в разработке других тем курса.