Цели:
– познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;
– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;
– помочь осознать высокий нравственный смысл имени;
– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.
Оборудование: плакат “Что в имени моем?”, рисунок тематический, магнитофон, фонограммы песен, частушек.
1 ведущий:
Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”
(ИМЯ)
Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.
2 ведущий:
Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова: КИМ, ОКТЯБРИНА, ВЛАДЛЕН… (слова записаны крупно на карточках и помещены на доске)
После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20-х и 30-х годах появилось много новых имен. Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да, здравствует Первое Мая), Электрик.
Но были и такие имена (продолжает 3 ведущий)
3 ведущий:
Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.
Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.
1 ведущий:
С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные.
- Ребята, а вы знаете сколько в нашем классе разных имен?
- Как вы относитесь к своему имени?
- Кому оно нравится? Кому не нравится?
- Может, кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?
– Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение. Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своем имени и заполним на доске Краткий словарик толкования имен.
Рассказывает 1 группа учащихся о своих именах. (Ребятам было дано поисковое задание: узнать всё о своём имени: происхождение имени, значение, особенности, роль имени в истории и т.д.)
По мере выступления детей на доске заполняется таблица
Краткий словарик толкования имён
имя |
значение |
Артем |
здоровый |
Данил |
мой судья, Бог |
Лиза |
божья помощь |
Сергей |
ясный, высокочтимый |
Виктор |
победитель |
(Эта таблица продолжается по мере выступления учащихся класса)
Учитель: А теперь предлагаю разгадать ребусы.
- На какие две группы можно разделить имена-отгадки? А все ваши имена? (на женские и мужские).
Класс делится на 2 группы по именам (женским и мужским) и проводится именная викторина “Кого как зовут?”
Подведение итогов:
Учитель: В нашем классе есть еще необычные имена:
Две Анастасии;
Две Екатерины;
Два Дмитрия;
Две Ксении;
Александр и Александра;
Две Татьяны.
(Дети рассказывают о происхождении своего имени)
- А как называются одинаковые имена? (Тезки)
Конкурс “Аукцион знаменитых тезок”
- Вспомним знаменитых Александров (Александр Пушкин, Македонский, Невский, Радищев, Грибоедов, Блок, Грин, Дюма, Фадеев, Твардовский, Галич, Розенбаум, Малинин, Буйнов).
- Назовите знаменитых Валентинов и Валентин (Валентин Серов (художник; показать его картину “Стригуны на водопое”) Катаев (писатель; показать его книгу), Толкунова (певица), Легкоступова (эстрадная певица), Терешкова (летчик – космонавт; показать портрет).
Награждение победителей аукциона.
2 ведущий:
А что за события обозначают эти даты:
- 25 января (Татьянин день, День студентов).
- 14 февраля (День Святого Валентина, День всех влюбленных).
(Рассказ подготовленного учащегося о дне Святого Валентина.)
Скажите, чем необычно имя Валя? (Им можно назвать и мальчика и девочку)
Назовите еще такие редкие подобные имена, которые можно одновременно давать и девочкам и мальчикам (Женя, Саша, Валера).
Вопрос-шутка “Про Женю”.
Прочитайте следующее предложение и сообразите: Женя – мальчик или девочка?
“Женя в воде в очках”.
Ответ:
Женя – девочка (ЖеняввоДЕВОЧКАх.).
Блиц турнир
Продолжаем отгадывать загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков”, ответы дети записывают на листочках и выявляют победителя.
В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.
1.Кто принёс куклу из магазина?
Ответ: Зина (магаЗИНА).
2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?
4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?
7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.
9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?
10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?
(Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)
Проверка ответов и выявление победителя.
Учитель: В нашем классе есть редкие имена:
Евгения – благородная;
Кристина – христианка;
Руслан – лев;
Элеонора – сострадание, милосердие. .
Учащиеся рассказывают о своих именах, заполняя словарик на доске.
Проводим музыкальный конкурс “Угадай мелодию”
Звучат фонограммы песен, детям нужно назвать эту песню с именем и продолжить ее, если знают.
- “Стюардесса по имени Жанна”.
- “Я люблю тебя, Дима”.
- “Тома, Тома”.
- “Ой, Серега, Серега”.
- “Катя, Катерина”.
- “Антошка”.
- “Я люблю тебя, Марина”.
Награждение победителей.
Учитель: Психологами доказано, что правильно выбранное имя благоприятно воздействует на психику человека, так как его в течение одних суток называют этим именем много раз.
- Чем же руководствуются взрослые, выбирая имя своему ребенку?
- Подсознательное восприятие слова через ритмику, пластику, мелодичность.
- Распространенность имени.
- Ассоциации, связанные с именем.
- Образы, вошедшие в историю и культуру обладателей данного имени.
- Ребята, скажите, как вам нравится, чтобы вас называли? (По имени, ласково, не давая прозвищ).
Имена давно вошли в наш быт, литературу, устное народное творчество. Существует много скороговорок с именами и частушек.
Конкурс скороговорщиков
- Осип осип, Архип охрип.
- Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
- Кирилл Кире подарил рыбку,
- У Клары и Валерки
Вареники в тарелке.
Кира Кириллу подарила улыбку.
Показ домашнего задания
Частушки про смешные истории из жизни девочек и мальчиков.
Все: Ставьте ушки на макушки.
Слушайте об именах
Пропоем мы вам частушки
Все воскликните вы: “Ах!”
Мальчики:
Почему сегодня Элла
На уроке не шумела?
Подошли мы к ней все близко,
Зубы склеила ириска.
В нашем классе никогда
Не бывает жарко
Вентилятор заменяет
Нам вертушка Ларка.
Разрешила наша Вера
Поиграть нам с бультерьером.
Всем, которые играли,
Потом пальцы пришивали.
Девочки: Почему перед едою
Руки нужно с мылом мыть?
А Андрюша отвечает:
– Чтоб посуду не грязнить!
Вова наш на переменке
Проверял на прочность стенки.
Так усердно он старался,
Что весь в гипсе оказался.
Степан к богу обратился:
– Просьбу выполни мою,
Сделай так, чтобы в диктантах,
“Чу” писалось через “ю”!
Был наш Петя сорванцом,
А теперь он стал певцом.
-Лучше уж частушки петь,
Чем от критики краснеть.
Все: Мы – певцы и музыканты,
Выступать нам нравиться!
Мы – народные таланты
Город нами славится!
Учитель: Ребята, а зачем в частушках критикуют людей? (Чтобы искоренить, изжить плохие поступки)
– Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое?
Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”
Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.
Литература
- Зима Д.и Н.Тайна имени. – М. 2002.
- Ромашова Е.И. День рождения в семье и в школе.– М. 1999.
- Сухин И.Г. Занимательные материалы. Вако М. 2004.
- Чудеса, рекорды, достижения. Диво,93.-М.Русская книга. 1993.