Урок – праздник знаний по теме "Обыкновенные и десятичные дроби"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Обобщение и систематизация знаний по данной теме, проверка умений и навыков выполнения различных действий с дробями.
  • Развитие “числовой зоркости” и оперативной памяти.
  • Воспитание целеустремленности. Совершенствование навыков коллективной работы. Расширение кругозора. Формирование интереса к предмету и потребности к углублению математических знаний.

Тип занятия: Праздник знаний.

Оформление: Кабинет празднично оформлен; на доске плакат с красочно нарисованным горным массивом.

Ход праздника:

Вступительное слово учителя:

Как важны для человека знания! Я думаю, что вы, дорогие мои, хорошо понимаете. Сегодня я хочу, чтобы у нас действительно получился “Праздник знаний” посвященный обыкновенным и десятичным дробям. Я знаю, вы будете сегодня на высоте и проявите свою смекалку, находчивость, а главное свои знания.

I. Приветствие команд.

(Учащиеся вели активную домашнюю подготовку и приготовили эмблему, девиз, приветствие)

II. Разминочный тур.

(Ответы на теоретические вопросы. За верные ответы команда получает звезды)

Вопросы для разминочного тура:

  1. Какие дроби вы знаете?
  2. Какие дроби являются правильными?
  3. Что представляет собой смешанное число?
  4. Что значит взаимно обратные дроби?
  5. В чем заключается основное свойство дроби?
  6. Как произвести умножение обыкновенных дробей?
  7. Как разделить обыкновенную дробь на натуральное число?
  8. Как разделить дробь на дробь?
  9. Какая дробь выражает “четверть”?
  10. Назовите дробь равную четырем.
  11. Какую долю от часа составляет урок математики?
  12. Какая дробь выражает половину?
  13. Чем можно заменить знак деления в математике?
  14. Как найти неизвестное делимое?
  15. Как найти неизвестное уменьшаемое?
  16. Как найти неизвестное вычитаемое?
  17. Свойство десятичной дроби.
  18. Правило деления десятичной дроби на 10, 100 и т.д.
  19. Правило умножения десятичных дробей на 10, 100 ит.д.
  20. Как произвести умножение десятичных дробей?

III. Исторический конкурс.

(Команды получают вопросы и в течение двух минут готовят ответы. За каждый верный ответ команда получает звезду)

Вопросы для исторического конкурса:

  1. Какие дроби применяли египтяне? (У египтян была единственная важная дробь , у неё был специальный значок, а остальные дроби непременно имели в числителе единицу)
  2. Какие дроби применялись в древнем Вавилоне? (В древнем Вавилоне предпочитали знаменатель равный 60)
  3. Кто и когда впервые в Европе ввел десятичные дроби? (В 1585 голландский математик и инженер Симон Стевин)
  4. Кто и когда во Франции ввел десятичные дроби? (В 1579 году Франсуа Виет)

IV. Восхождение на пик дроби.

(На доске вывешивается плакат с изображением горного массива с разными склонами. Команды сами выбирают склоны, по которым будут, выполняя задания, подниматься к Пику. Если команда решила “подниматься” по крутому склону, то она получает 6 звезд, если по пологому, то 5 звезд)

Рисунок 1

Задания для крутого склона:

1. Выполнить действие:

.

2. Решить уравнение:

.

3. Решить систему уравнений:

.

4. Вычислить:

24•1,75; 64•2,5; 12•0,125; 0,012•12.

5. Найти показатель степени:

14000:10x=1,4; 0,808•10k=808.

0,07•10m=700; 0,25•10n.

6. Поставить вместо звездочки нужную цифру:

; .

Задания для пологого склона:

1. Вычислить:

2. Перевести в десятичную дробь:

3. Решить уравнения:

4. Найти значение выражения:

105:10; 10,5:100; 0,125•100; 10,02•100.

5. Решить систему уравнений:

.

V. Решение кроссвордов.

(Команды решают кроссворд. Получает звезду та команда, которая быстро и правильно разгадала все вопросы)

Кроссворд:

По горизонтали: 1. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число.

2. Сотая часть числа. 3. Дробь, у которой числитель и знаменатель, взаимно простые числа. 4. Для нахождения общего знаменателя надо находить НОД или НОК? 5. Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК?

По вертикали: 6. Частное двух чисел. 7. Действие, при помощи которого находится дробь от числа. 8. Название дроби, у которой числитель больше или равен знаменателю.

VI. Конкурс капитанов.

(Капитанам команд предлагаются задачи. Кто первый, верно, выполнит задание, тот получит для своей команды звезду. Оценивается: верность решения, рациональность и быстрота)

Задача: Алёша старше Вити в раза, а Никита старше Алёш.и в раза. Вместе братьям 29 лет. Сколько лет каждому?

VII. Конкурс “ заморочка для соперника”.

(Каждая команда предлагает команде – сопернице свой, дома заготовленный вопрос).

Например:

Из “Азбуки” Л.Н. Толстого.

Мужик вышел пешком из Тулы в Москву в 5 часов утра. В 12 часов выехал барин из Тулы в Москву. Мужик идет 5 верст в каждый час, а барин едет 11 верст в каждый час. На какой версте барин догонит мужика?

или

Из “Всеобщей арифметики” И. Ньютона.

Два почтальона А и В находятся друг от друга на расстоянии 59 миль. Утром они отправляются друг другу навстречу: А проходит в 2 часа 7 миль, В – в 3 часа 8 миль. Но В выходит часом позднее, чем А. Сколько миль пройдет А до встречи с В?

VIII. Подведение итогов, награждение победителей.