Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний по данной теме, проверка умений и навыков выполнения различных действий с дробями.
- Развитие “числовой зоркости” и оперативной памяти.
- Воспитание целеустремленности. Совершенствование навыков коллективной работы. Расширение кругозора. Формирование интереса к предмету и потребности к углублению математических знаний.
Тип занятия: Праздник знаний.
Оформление: Кабинет празднично оформлен; на доске плакат с красочно нарисованным горным массивом.
Ход праздника:
Вступительное слово учителя:
Как важны для человека знания! Я думаю, что вы, дорогие мои, хорошо понимаете. Сегодня я хочу, чтобы у нас действительно получился “Праздник знаний” посвященный обыкновенным и десятичным дробям. Я знаю, вы будете сегодня на высоте и проявите свою смекалку, находчивость, а главное свои знания.
I. Приветствие команд.
(Учащиеся вели активную домашнюю подготовку и приготовили эмблему, девиз, приветствие)
II. Разминочный тур.
(Ответы на теоретические вопросы. За верные ответы команда получает звезды)
Вопросы для разминочного тура:
- Какие дроби вы знаете?
- Какие дроби являются правильными?
- Что представляет собой смешанное число?
- Что значит взаимно обратные дроби?
- В чем заключается основное свойство дроби?
- Как произвести умножение обыкновенных дробей?
- Как разделить обыкновенную дробь на натуральное число?
- Как разделить дробь на дробь?
- Какая дробь выражает “четверть”?
- Назовите дробь равную четырем.
- Какую долю от часа составляет урок математики?
- Какая дробь выражает половину?
- Чем можно заменить знак деления в математике?
- Как найти неизвестное делимое?
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
- Как найти неизвестное вычитаемое?
- Свойство десятичной дроби.
- Правило деления десятичной дроби на 10, 100 и т.д.
- Правило умножения десятичных дробей на 10, 100 ит.д.
- Как произвести умножение десятичных дробей?
III. Исторический конкурс.
(Команды получают вопросы и в течение двух минут готовят ответы. За каждый верный ответ команда получает звезду)
Вопросы для исторического конкурса:
- Какие дроби применяли египтяне? (У египтян была единственная важная дробь , у неё был специальный значок, а остальные дроби непременно имели в числителе единицу)
- Какие дроби применялись в древнем Вавилоне? (В древнем Вавилоне предпочитали знаменатель равный 60)
- Кто и когда впервые в Европе ввел десятичные дроби? (В 1585 голландский математик и инженер Симон Стевин)
- Кто и когда во Франции ввел десятичные дроби? (В 1579 году Франсуа Виет)
IV. Восхождение на пик дроби.
(На доске вывешивается плакат с изображением горного массива с разными склонами. Команды сами выбирают склоны, по которым будут, выполняя задания, подниматься к Пику. Если команда решила “подниматься” по крутому склону, то она получает 6 звезд, если по пологому, то 5 звезд)
Рисунок 1
Задания для крутого склона:
1. Выполнить действие:
.
2. Решить уравнение:
.
3. Решить систему уравнений:
.
4. Вычислить:
24•1,75; 64•2,5; 12•0,125; 0,012•12.
5. Найти показатель степени:
14000:10x=1,4; 0,808•10k=808.
0,07•10m=700; 0,25•10n.
6. Поставить вместо звездочки нужную цифру:
; .
Задания для пологого склона:
1. Вычислить:
2. Перевести в десятичную дробь:
3. Решить уравнения:
4. Найти значение выражения:
105:10; 10,5:100; 0,125•100; 10,02•100.
5. Решить систему уравнений:
.
V. Решение кроссвордов.
(Команды решают кроссворд. Получает звезду та команда, которая быстро и правильно разгадала все вопросы)
Кроссворд:
По горизонтали: 1. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число.
2. Сотая часть числа. 3. Дробь, у которой числитель и знаменатель, взаимно простые числа. 4. Для нахождения общего знаменателя надо находить НОД или НОК? 5. Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК?
По вертикали: 6. Частное двух чисел. 7. Действие, при помощи которого находится дробь от числа. 8. Название дроби, у которой числитель больше или равен знаменателю.
VI. Конкурс капитанов.
(Капитанам команд предлагаются задачи. Кто первый, верно, выполнит задание, тот получит для своей команды звезду. Оценивается: верность решения, рациональность и быстрота)
Задача: Алёша старше Вити в раза, а Никита старше Алёш.и в раза. Вместе братьям 29 лет. Сколько лет каждому?
VII. Конкурс “ заморочка для соперника”.
(Каждая команда предлагает команде – сопернице свой, дома заготовленный вопрос).
Например:
Из “Азбуки” Л.Н. Толстого.
Мужик вышел пешком из Тулы в Москву в 5 часов утра. В 12 часов выехал барин из Тулы в Москву. Мужик идет 5 верст в каждый час, а барин едет 11 верст в каждый час. На какой версте барин догонит мужика?
или
Из “Всеобщей арифметики” И. Ньютона.
Два почтальона А и В находятся друг от друга на расстоянии 59 миль. Утром они отправляются друг другу навстречу: А проходит в 2 часа 7 миль, В – в 3 часа 8 миль. Но В выходит часом позднее, чем А. Сколько миль пройдет А до встречи с В?