Урок математики по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цель: повторение и закрепление навыков сложения и вычитания чисел, полученных при измерении.

Задачи:

  1. Закрепить навыки, умения выражения крупных мер в более мелких и мелких в более крупных; складывать и вычитать числа, полученные при измерении.
  2. Работать над развитием внимания, мышления, памяти, воображения, речи.
  3. Воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: рисунки дома, печки, яблони, речки, избушки на курьих ножках, братца, девочки, гусей – лебедей.

1. Организационный момент.

– Сегодня, у нас пройдёт необычный урок математики. Вам предстоит отправиться в волшебный мир русской народной сказки, а какой угадайте сами:

Налетели гуси, подхватили мальчика и унесли на крылышках. Кликала девочка, кликала братца, не откликается. Выбежала в чистое поле: вдали метнулось гусиное стадо и пропало за тёмным лесом. “Верно, гуси унесли братца”– подумала девочка и пустилась гусей догонять.

– С героиней какой сказки отправимся в путешествие? (с героиней сказки “Гуси – лебеди”)

Помните, Гуси-лебеди унесли братца. Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони, речки. Но прежде, чем помочь девочке, печка, яблоня, речка просили её исполнить их желания, математические задания.

2. Сообщение темы урока и цели урока.

– Путешествуя, преодолевая препятствия, помогая девочке найти братца, мы будем закреплять навыки замены крупных мер мелкими, мелких крупными. Складывать и вычитать числа, полученные при измерении. Итак, в путь!

3. Устный счёт.

Но прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним соотношение мер длины, массы.

Сколько в 1 см мм?
Сколько в 1 дм см?
Сколько в 1 м см?
Сколько в 1 км м?
Сколько в 1 кг г?
Сколько в 1 ц кг?
Сколько в 1 т ц?
Сколько в 1т кг?

Молодцы ребята, вы знаете соотношение мер длины, массы, можете вместе с девочкой смело отправляться в путешествие на поиски братца. Итак, в путь!

– Бросилась девочка догонять гусей – лебедей. Бежала, бежала, увидела – печь стоит.

– Печка, печка, скажи, куда гуси – лебеди улетели?

– Печка ей в ответ:

– Выполни мои задания – скажу.

Вырази крупные меры в более мелких.

– Ребята, птицы есть летающие и нелетающие. Гуси-лебеди, летающие птицы. А вот самая крупная нелетающая птица – африканский страус.

Его рост 2м 60см= …..см. Сколько это см?

Его масса 1 ц35 кг = …кг. Сколько это кг?

Масса яйца страуса 1кг 620 г=…г. Сколько это г?

По массе одно страусиное яйцо равно 18 куриным яйцам. Одно куриное яйцо весит 90 г. Чтобы сварить страусиное яйцо всмятку, потребуется 40 минут. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 12 яиц?

Печка.

Вижу, выражать крупные величины в более мелкие вы умеете. И указала печка на путь гусей – лебедей.

Побежала девочка дальше. Стоит яблоня.

– Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси– лебеди полетели?

Яблоня в ответ.

– Вырази мелкие меры в более крупных, скажу.

Высота самой высокой горы в мире Джомолунгмы 8848 м = …км…м над уровнем моря, высшая точка России – гора Эльбрус. Её высота 5642 м = …км…м, самая высокая гора в Кузбассе Верхний Зуб её высота

2178 м = …км…м.

На самоподготовке, на карте Кемеровской области найдите гору Верхний Зуб.

Яблоня.

– Вижу я, что выражать мелкие меры в более крупных вы умеете. Указала яблоня на путь гусей – лебедей.

Бежит девочка дальше, течёт молочная речка в кисельных берегах.

4. Закрепление материала.

– Молочная речка, кисельные берега, скажи, куда гуси– лебеди полетели?

– Реши задачу, скажу.

На стройку на первой машине привезли 4т 8 ц песка, на 2 машине на 1 т 6 ц больше, чем на первой машине. Сколько песка привезли на стройку на двух машинах?

Я вам прочитаю задачу, а вы подумаете, о чём говориться в этой задаче?

– Сколько было машин?

– Сколько песка привезли на первой машине?

– Сколько песка привезли на второй машине?

– Какой главный вопрос в задаче?

– Сразу можем ответить на главный вопрос в задаче?

– Нет!

– Почему?

– Что мы не знаем?

– Как узнать, сколько песка привезли на второй машине?

– Узнали, сколько песка привезли на второй машине, знаем, сколько песка привезли на первой машине, сможем узнать, сколько песка привезли на двух машинах?

– Сможем.

– Как узнать?

– Что будем узнавать первый действием?

– Что будем узнавать вторым действием?

– Ответили мы на главный вопрос задачи?

Речка.

Вижу, умеете вы решать задачи, и указала молочная речка, кисельные берега на путь гусей – лебедей.

5. Физкультминутка – релаксация.

(Под музыку учитель читает текст.)

Бежала девочка по дорожке, бежала и решилась отдохнуть. Опустилась она на полянке на траву. Огляделась вокруг. Как красиво! Пригрело девочку солнышко, и задремала она, лёжа на мягкой травке.

И мы сейчас вместе с девочкой тоже отдохнём. Сядьте удобно. Расслабьтесь. Можете положить голову на парту.

Закройте глаза. Представьте, что мы попали в сказку и оказались на той же полянке, где отдыхает девочка. Почувствуйте, как приятно греет солнышко. Дует нежный ветерок и колышет траву. Вы отдыхаете, вам хорошо. Слышите, как в траве стрекочут кузнечики, щебечут весело птички. Ваше тело расслаблено. Вам легко и хорошо, вы отдыхаете. Девочка проснулась, и мы тоже возвращаемся к своим делам. Откройте глаза. Потянулись. Встряхните руками, сбросьте лень и усталость. Почувствуйте, как сила и бодрость вливаются в ваше тело. Вы отдохнули и готовы к работе. А девочка уже бежит дальше по тропинке спасать своего брата.

6. Повторение и закрепление пройденного.

Долго девочка бежала по полям, по лесам. Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках. В избушке Баба-Яга кудель прядёт, а на лавочке братец сидит.

Взяла она братца, и побежали они. А Баба-Яга отправила гусей)лебедей в погоню. Сестра с братцем добежали до молочной речки видят, летят гуси)лебеди.

– Речка, матушка, спрячь меня!

– Реши примеры – спрячу!

2 т 7 ц + 1 т 3 ц
8 т 5 ц + 9 т 8 ц
20 ц 15 кг + 3 ц 85 кг
43 м 73 см + 6 м 59 см
57 р 27 к + 22 р 99 к

Укрыла речка девочку с братцем кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди догоняют, того гляди братца, из рук вырвут. Добежали до печки.

– Печка, матушка, спрячь меня!

– Реши, задачку – шутку, спрячу!

  1. Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на одну ногу? (4 кг)
  2. Один ослик нёс 10 кг сахару, а другой ослик нёс 10кг ваты. У кого поклажа была тяжелее?

Спрятала её печка. Гуси – лебеди полетели, покричали и ни с чем улетели к бабе – яге. А девочка возвратилась с братцем домой, к родителям. Стали они ребусы отгадывать. (отгадывание математических ребусов)

5. Итог урока.

Хвалит вас девочка за активную помощь, за знания изученного материала и дарит в подарок закладки для книг.

– Что вам понравилось, запомнилось в путешествии?

– Какие умения помогли нам в сказке? (умение складывать и вычитать числа при измерении).

6. Итог урока. Выставление оценок.