Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
Познавательный аспект – охарактеризовать основные тенденции развития архитектуры X–XVII вв., которые во многом определялись внешней политикой Руси, продемонстрировать достижения русского зодчества.
Развивающий аспект – формирование способности передачи содержания прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; сравнения, сопоставления, анализа архитектурных особенностей рассматриваемых периодов; создания письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости.
Воспитательный аспект – воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная
Обеспечение:
электронное учебное издание ("Мир искусства", изд-во "Кирилл и Мефодий", М, 2003 г. Тема: "Культура Древней Руси" 10 кл.);
мультимедийный проектор, экран;
раздаточный материал (тесты).
План
1. Архитектура Древней Руси X–XI вв.
2. Архитектура Владимиро-Суздальской Руси XII–XIII вв.
3. XIV–XV вв. – возрождение каменного зодчества
4. XV–XVI вв. – соборы Московского Кремля
5. Архитектура XVII в.
Основные понятия: зодчество, четверик, аркатура, кокошники
Выдающиеся личности: Андрей Боголюбский, Аристотель Фиорованти, Барма и Постник
План
1. Архитектура Древней Руси X-XI вв.
а) Византийское влияние (внутреннее устройство
храма);
б) Первая церковь – Десятинная;
в) Собор Святой Софии в Киеве;
г) Софийские соборы в Новгороде и Полоцке;
Спасо-Преображенский собор в Чернигове.
2. Архитектура Владимиро-Суздальской Руси XII-XIII вв.
а) Однокупольные храмы: Дмитровский собор во
Владимире-на-Клязьме; Собор святого Георгия в
Юрьеве-Подольском
б) Расцвет Владимирской Руси при Андрее
Боголюбском: Успенский собор, храм Покрова на
Нерли.
в) символика куполов
3. XIV-XV вв. – возрождение каменного зодчества.
Два центра строительства храмов: северо-запад (Новгород и Псков) с традициями оборонного зодчества и Владимирская земля (Москва и Тверь); Троицкий собор Троице – Сергиева монастыря; Спасский собор Спасо – Андроникова монастыря.
4. XV-XVI вв. – новый этап развития каменного зодчества.
а) Соборы Московского Кремля:
1) новые стены и башни Кремля
2) Успенский собор (1475-79 гг.) в Москве
3) Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре
(1559 – 1585 гг.)
4) Благовещенский собор (1484 –1486 гг.)
5) Архангельский собор (1505 – 1509 гг.)
6) Колокольня Ивана Великого.
б) Шатровый стиль:
1) церковь Вознесения в селе Коломенском (1530 –
1532 гг.);
2) собор Покрова, “что на рву” (1554 – 1561 гг.) в
память о взятии Казани.
в) II половина XVI в.
1) церковь в резиденции Бориса Годунова – селе Вяземы (1598 – 1599 гг.).
5. Архитектура XVII в.
а) Деревянное зодчество: Дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское; Церковь в Кижах 1714 г.
б) каменное строительство: комплекс Троице-Сергиевой лавры.
СЛАЙД 1
Русское небо – в тебе и во мне куполами,
Русское небо – над Русью, распятой врагами,
Русское небо – завет, и призыв и покров,
Русское небо – зов ангельский колоколов.
Русское небо, зови нас к себе из неволи,
Русское небо – отрада средь муки и боли.
Русское небо – свобода от тлена и лжи.
Русское небо, ты зеркало русской души.
Н.Боголюбов
Вопрос: Чему посвящено данное стихотворение?
Что такое церковь?
Сегодня мне бы хотело показать богатства Руси, наследие наших предков.
СЛАЙД 2. Сообщение плана урока
СЛАЙД 3. Задание: начертить в тетради таблицу: век, название архитектурного сооружения, особенности периода
СЛАЙД 4
1. Архитектура X-XI вв.
Архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Архитектурные сооружения раннехристианской Руси были по преимуществу деревянными. Объяснялось это, во-первых, дохристианскими строительными традициями, а во-вторых, тем, что этот материал был наиболее дешев и по многочисленным водным артериям удобно доставлялся в нужное место.
СЛАЙД 6
а) Византийское влияние (внутреннее устройство храма).
Мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции:
во-первых, началось каменное княжеское строительство;
во-вторых, церкви строили по образцу крестово-купольного храма – в основе храма лежит греческий равноконечный крест, благодаря чему храмовое пространство статично, центрировано, собрано под купол, который, подобно покрову, осеняет молящихся. Здесь главное не динамика движения, а покой созерцания, обращенность внутрь и ощущение присутствия Божия;
в-третьих, сооружение представляет собой четырехугольник, разграниченный четырьмя столбами, так называемый четверик.
СЛАЙД 7
б) Первая церковь – Десятинная.
В 996 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Руси – каменного собора святой Богородицы (Десятинная церковь), возведенная с помощью византийских мастеров в строгом соответствии с византийскими традициями. Не сохранилась до наших дней, так как была разрушена в 1240 г. до основания войсками Батыя.
Вопрос: Почему второе название данного храма?
(На содержание этого храма Владимир дал десятую часть княжеских доходов.)
СЛАЙД 9
в) Собор Святой Софии в Киеве
С XI века русские мастера отходят от строгого соответствия византийским традициям и ведут строительство сами, так в 1037 Ярославом Мудрым начинается возведение СОФИЙСКОГО СОБОРА в Киеве. Он был заложен на площади, к которой сходились четыре дороги, ведущие в город.
(София Киевская), общерусская святыня, главное церковное и общественное здание Древней Руси, выдающийся памятник русского зодчества. Сохранился почти целиком, хотя снаружи сильно искажен перестройками, основные размеры внутри здания (37* 55 метров и высота 29 метров) остались прежними. Это большой крестово-купольный храм, выложенные из плинфы орнаментальные фризы украшали фасады, а завершали собор тринадцать куполов, образовывавших пирамидальную композицию.
СЛАЙД 10, 11, 12, 13
г) Софийские соборы в Новгороде и Полоцке; Спасо-Преображенский собор в Чернигове
В XI веке проявились Софийские соборы в других крупных центрах Руси:
– Софийский собор в Новгороде 1052 г
– Софийский собор в Полоцке заложен до 1036 г.
– Спасо-Преображенский собор в Чернигове
СЛАЙД 10
СОФИЙСКИЙ СОБОР в Новгороде, построен в 1045-1050. Монументальный пятинефный храм с широкими галереями и мощной лестничной башней. Имеет пять глав, одну лестничную башню и один пояс галерей. В целом объем здания монолитен и статичен. Внутреннее пространство отличается большой цельностью и компактностью. Своеобразна и кладка собора: главный материал здесь — камень-известняк, а кирпич использован преимущественно для арок и сводов. Новгородский Софийский собор строили мастера, которые возводили и Софию Киевскую, поэтому он во многом подобен Киевскому.
Вопрос: Как вы думаете, почему начинается большой размах строительства церковных храмов?
СЛАЙД 14
Сравнение соборов в Киеве и Новгороде
Софийский собор в Киеве | Софийский собор в Новгороде |
Заложен1037 | 1045-50 |
Пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей. Мощные лестничные башни, расположены в живописной асимметрии у западных углов собора | Пятинефный храм с широкими галереями и мощной лестничной башней, имеет одну лестничную башню и один пояс галерей. |
Имеет тринадцать куполов, образовывавших пирамиду | Имеет пять глав |
Многоглавие имело и функциональный смысл, т.к. окна барабанов глав прекрасно освещали огромные по площади залов | Окна – узкие щели |
Выложенные из плинфы орнаментальные
фризы украшали фасады Плинфа – красный кирпич Образ храма в целом торжественный |
Во внешнем фасаде нет украшений,
внешний вид здания монолитен и статичен Простота, строгость, ассиметрия |
Кирпичи | Известняк |
Подведение итогов:
– Какие традиции архитектурного зодчества Русь заимствовала из Византии?
Почему в разных городах Руси были храмы, которые назывались одинаково – Софийский собор?
СЛАЙД 13
– Назовите архитектурные сооружения и основные черты зодчества данного периода:
Выводы:
1) в архитектуре Руси X-XI вв. на смену деревянному зодчеству приходит каменное княжеское строительство;
2) наследуются традиции крестово-купольного храма и строятся первые соборы по образцу Софийского собора в Византии;
3) c XI в. строительство храмов приобретает большой размах (политика): во многих крупных центрах Руси (Киеве, Новгороде, Полоцке, Чернигове) появляются Софийские соборы, каждый из центров претендовал на независимый от Киева престол.
2. Архитектура Владимиро-Суздальской Руси XII-XIII вв.
СЛАЙД 16, 17
а) Однокупольные храмы:
Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме (построен Всеволодом Большое Гнезде – братом Боголюбского);
Собор святого Георгия в Юрьеве-Подольском.
Вопрос: В чем вы видите отличие данных церквей от предыдущих?
В XII в. по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате.
б) Расцвет Владимирской Руси при Андрее Боголюбском.
Новым архитектурным центром становится Владимиро-Суздальское княжество.
Вопрос: Какие события происходят в стране?
(Феодальные войны, каждое княжество ведет свою политику.)
Во времена правления Андрея Боголюбского были построены Успенский собор и храм Покрова на Нерли.
СЛАЙД 18
Успенский собор во Владимире сначала был одноглавым, а затем приобрел еще четыре шлемовидных купола, окна спрятаны в глубине, что подчеркивает стройность и высоту, посередине храм был украшен ажурной аркатурой. Очень изысканный вид.
СЛАЙД 19, 20
Храм Покрова на Нерли считают чудом архитектуры, князь построил эту церковь неподалеку от своих палат, после кончины любимого сына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота природы, тихая грусть, простота архитектурных линий.
в) Символика куполов.
Вопрос: Давайте вспомним, сколько куполов было у увиденных вами церквей? Как вы думаете, случайны ли эти цифры?
Количество куполов — символично.
Одна глава символизирует Единого Бога,
три купола — Святую Троицу,
пять куполов — Христос и четыре евангелиста,
семь глав — семь таинств Церкви,
девять куполов — по числу ангельских чинов,
тринадцать — Христос и двенадцать апостолов.
Число глав может доходить до тридцати трех
— по числу лет земной жизни Спасителя.
Форма купола также имеет символический смысл.
Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру".
Цвет купола также важен в символике храма.
Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.
Подведем итоги:
– Назовите новый центр архитектурного строительства XII-XIII вв.
– Назовите запомнившиеся храмы
СЛАЙД 22
– Что нового появилось в строительстве храмов в отличии от предыдущего периода?
СЛАЙД 21
Выводы:
1) окончательно оформляются черты архитектуры Руси:
– на ряду с многоглавыми строятся одноглавые церкви;
– украшающая сооружение резьба по камню;
– сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.
3. XIV-XV вв. – возрождение каменного зодчества.
Вопрос: Почему третий пункт плана носит такое название, какие события происходили на Руси в этот период?
СЛАЙД 24
Два центра строительства храмов: северо-запад (Новгород и Псков) с традициями оборонного зодчества и Владимирская земля (Москва и Тверь).
После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому во многом приходилось начинать сначала. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь). Географическое положение Пскова, постоянная опасность нападения Ливонского ордена обусловили развитие здесь оборонного зодчества.
СЛАЙД 25, 26
Троицкий собор Троице – Сергиева монастыря; Спасский собор Спасо – Андроникова монастыря
Вопрос: Назовите новые черты в архитектуре московских храмов?
В “послекуликовский” период московского зодчества (рубеж ХIV –ХV вв.) каменное строительство приобрело большой размах. Дошедшие до нас постройки представляют новый тип одноглавого храма башнеобразной конструкции, поднятого на высоком цоколе; со сложным верхом, увенчанным ярусами килевидных кокошников, и вознесенным на высоком барабане куполом (Троицкий собор Троице – Сергиева монастыря, 1422-23 гг.; Спасский собор Спасо – Андроникова монастыря в Москве, 1425 – 1427 гг.).
Подведем итоги:
Почему в данный период основными центрами архитектурного строительства были северно-западное и владимирское княжества?
Выводы:
1) татаро-монгольское нашествие на полстолетия затормозило монументальное строительство;
2) новые черты: однокупольный храм на высоком цоколе, полукруглые украшения – кокошники, шлемовидные купола.
4. XV-XVI вв. – новый этап развития каменного зодчества.
а) Соборы Московского Кремля.
В этот период оформляется Кремлевский ансамбль в Москве – стены и башни, соборы. Возводили их искуснейшие русские мастера (псковичи, тверичане, ростовчане) и лучшими зодчими Европы. Использовались при этом традиции владимиро-суздальского зодчества и приемы итальянской архитектуры. В результате московское зодчество теряло региональную ограниченность и приобретало общерусский характер.
СЛАЙД 28, 29
1) Новые стены и башни Кремля.
К концу XV в. белокаменный Кремль Дмитрия Донского (1367 г.) обветшал. Для возведения новых стен и башен Кремля (1465-1495 гг.) были приглашены итальянские мастера (миланский инженер Пьетро Антонио Солари). Новые кирпичные стены (протяженностью более 2 км с 18 башнями) оказались не только прекрасным укреплением, но и замечательным произведением искусства.
СЛАЙД 30, 31, 33, 34, 35, 36, 37 храмы XV-XVI вв.
2) Успенский собор в Москве (1475-79 гг.) (Иван III).
3) Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре (1559 – 1585 гг.) (Иван IV).
4) Благовещенский собор (1484 –1486 гг.) (Иван III).
5) Архангельский собор (1505 – 1509 гг.) (Василий III).
6) Колокольня Ивана Великого.
Вопрос: Какие традиции владимиро-суздальского зодчества вы увидели в данных сооружениях? (Шлемовидные купола, резьба по камню).
СЛАЙД 30, 31
1) Успенский собор (1475-79 гг.) в Москве.
На Соборной площади Кремля, на месте обветшавших и тесных храмов времен Ивана Калиты были возведены новые. При постройке Успенского собора (1475-79 гг.) итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, следуя образцу владимирского Успенского собора, творчески соединил наиболее характерные древнерусские формы с ренессансным пониманием архитектурного пространства и создал совершенно оригинальное произведение, поразившее современников “величеством, высотою, светлостью, звонкостью и пространством”. Композиция нового собора была взята за образец при строительстве Успенского собора в Троице-Сергиевом монастыре (1559 – 85 гг.) и других.
СЛАЙД 32
4) Благовещенский собор (1484 –1486 гг.).
Благовещенский собор (Собор Благовещения Пресвятой Богородицы) (1484 – 1486 гг.) домовая церковь русских царей, построенный русскими мастерами, гораздо более связан с традициями псковского, владимирского и раннемосковского зодчества.
СЛАЙД 33
5) Архангельский собор (1505 – 1509 гг.).
В 1505 – 1509 гг. итальянец Алевиз Новый построил усыпальницу московских князей – Архангельский собор, отделав его наподобие двухэтажного палаццо в духе итальянского Ренессанса. Столь откровенное использование в отделке храма деталей, характерных для гражданского строительства, знаменовало усиление светских традиций в культовом зодчестве.
Завершают ансамбль Соборной площади Грановитая палата (Марко Руффо (Фрязин) и Пьетро Антонио Солари, 1467 – 1491 гг.), имевшая пятисотметровый квадратный зал, перекрытый четырьмя крестовыми сводами с мощным опорным столбом посредине
СЛАЙД 34
6) Колокольня Ивана Великого.
Колокольня Иоана Лествичника (Бон Фрязин, 1505 – 1508 гг.) – высокий столпообразный храм – представлявшая собой башню из стройных восьмериков с аркадами для колоколов. Высота Ивана Великого составляет 82 метра. С нее видно окрестности Москвы на 30 верст вокруг. На колокольне находились 33 колокола. Самый большой из них, "Успенский", весом в 4000 пудов, был перелит в 1819 году из старого колокола, разбившегося в 1812 году при взрыве колокольни французами. Второй по величине колокол – 2000-пудовый "Ревун", или "Реут". Третий, "Воскресный", иначе еще "Семисотенный", весом в 700 пудов, был отлит в 1704 году.
б) Шатровый стиль.
Сложение новой общерусской архитектуры этим не ограничилось. В 1-ой половине ХVI в. русские зодчие осуществили задачу перенесения в каменное строительство элементов шатрового храма.
СЛАЙД 35
1) Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530 – 1532 гг.) (Иван IV).
СЛАЙД 36
2) Собор Покрова, “что на рву” (1554 – 1561 гг.) в память о взятии Казани (Иван IV).
Один из лучших образцов этого стиля – церковь Вознесения в селе Коломенском (1530 – 32 гг.). Это поистине русская во всех формах постройка, порвавшая с привычным образом крестово – купольного храма. При огромной высоте площадь храма невелика. Он создан прежде всего для обозрения снаружи как торжественный памятник – монумент важному событию – рождению наследника престола (Ивана IV). Внешний вид – шатровый храм в восьмигранным и остроконечным завершением, опоясывают три ряда кокошников. Церковь как будто вырастает из земли, ее называют восьмым чудом света.
Русскими зодчими Бармой и Постником Яковлевым в 1554 – 1561 гг. в память о взятии Казани воздвигнут на Красной площади собор Покрова, “что на рву”. Архитектурный ансамбль церкви состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты, в названиях которых отразились казанские события. Храм на Красной площади, как отмечали иностранцы, “построен, скорее, как бы для украшения, чем для молитвы”. Своеобразие – нет акцентированного фасада. Храм производит внушительное впечатление при не большом внутреннем пространстве. Это высшая точка развития русского зодчества ХVI в.
в) II половина XVI в.
СЛАЙД 37
1) Церковь в резиденции Бориса Годунова – селе Вяземы (1598 – 1599 гг.).
Во 2-ой половине ХVI в. в культовом строительстве появилась консервативная тенденция. Стоглавый церковный собор 1551 года строго регламентировал церковное строительство. Зодчим было приказано придерживаться канонического образца Успенского кремлевского собора, шатровые постройки, противоречащие византийским образцам, были запрещены. В результате появилось на Руси множество тяжеловесных повторений кремлевского шедевра. Лишь в самом конце столетия, при Борисе Годунове, в архитектуре вновь наметилась тяга к разнообразию и изяществу форм, повышенной декоративности (церковь в резиденции Бориса Годунова – селе Вяземы), 1598 – 1599 гг.
Подведем итоги:
– почему архитектурное строительство ведется с большим размахом?
– есть ли преемственность архитектуры XV-XVI вв.с предыдущим периодом?
– назвать особенности (белокаменное строительство, красный кирпич, шатровый стиль, кокошники)
– особенности соборов в Коломенском и Василия Блаженного? (шатровые храмы – русский национальный стиль)
Выводы:
На рубеже XV-XVI вв. значительный подъем строительного искусства, что свидетельствует о превращении Москвы в столицу независимого единого государства и формировании представления о ней как об оплоте Православия.
5. Архитектура XVII в.
а) Деревянное зодчество.
Деревянное зодчество, связанное с потребностями жизни народа, его быта, обычаев, отличалось реализмом и функциональностью. Основные элементы деревянного дома – квадратный сруб (клеть) с подклетью для хозяйственных помещений, кладовых, сени между клетями, крыша, двери и окна – устойчиво бытовали столетия, и перешли в каменные здания. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность, башенки, терема, затейливая художественная резьба по дереву – традиционное украшение русских деревянных строений. Русские плотники работали с большой изобретательностью и выдумкой, их постройки отличались прочностью и совершенством.
СЛАЙД 39
1) Дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское.
Прекрасным образцом деревянной жилой архитектуры стал дворец в Коломенском (1667-1668 гг.), разобранный “за ветхостью” столетие спустя, при Екатерине II. Он поражал своей сказочностью и красотой, богатством форм и резных узоров, яркими красками и позолотой, и напоминал драгоценную игрушку.
СЛАЙД 40
2) Церковь в Кижах 1714 г.
Образцом деревянного зодчества считается Кижский погост на Онежском озере, который выполнен в ярусном стиле. Исследователь Грабарь назвал эту церковь “несравненной сказкой куполов”.
СЛАЙД 41
б) Каменное строительство.
Комплекс Троице-Сергиевой лавры
Каменное строительство выходит на новый уровень: оформляются монастырские комплексы.
Выводы:
1) активно развивается деревянное зодчество;
2) в каменном строительстве идет тенденция оформления монастырских комплексов.
Закрепление материала:
СЛАЙД 42
Проверка заполнения таблицы.
1) Вариант: тесты.
СЛАЙД 43-52.
2) Вариант: разделить учащихся на команды и предложить просмотреть слайды с архитектурными объектами и назвать их
Рефлексия:
– Что нового узнали об архитектуре?
– Что поразило больше всего?
– Какие храмы запомнились?
– Какие видели сами?
Тест
“Архитектура Руси X – XVII вв.”
1. Какая страна оказала влияние на историю Руси?
2. В каком веке был построен Софийский собор в
Киеве:
А) XI в.; Б) XII в.; В) XIV в.
3. При каком московском князе началось
строительство Московского кремля:
А) Василий III; Б) Иван III; В) Иван Калита.
4. Назовите второе название храма Покрова на
Рву:
А) Домовая церковь; Б) храм Василия Блаженного; В)
Казанский собор.
5. Кто был архитектором Успенского собора в
Московском кремле:
А) Аристотель Фиорованти; Б) мастер Петр; В) Феофан
Грек.
6. Какой собор является Домовой церковью
русских князей в Московском кремле:
А) Благовещенский; Б) Успенский; В) Архангельский.
7. Что является отличительной чертой
архитектуры Владимирской Руси:
А) использование цветных витражей в интерьере;
Б) аркатурно-колончатый пояс;
В) фрески на фасаде.
8. Назовите памятник шатрового зодчества на
Руси:
А) церковь Вознесения в Коломенском;
Б) Успенский собор во Владимире;
В) Софийский собор в Новгороде.
9. Архитекторами церкви Покрова на Рву были:
А) Марко Руффо;
Б) Алевиз Новый;
В) Брама и Постник.
10. Первая каменная церковь на Руси:
А) Десятинная; Б) София Киевская; В) Дмитровский
собор во Владимире.
11. Назовите русского князя, при котором начался
рассвет Владимиро-Суздальской Руси:
А) Андрей Боголюбский; Б) Юрий Долгорукий; В)
Всеволод Большое Гнездо.
12. Какой собор послужил образцом для Аристотеля Фиорованти при строительстве Успенского собора в Московском кремле?
13. Какая черта характерна для московской архитектуры XIV – XV вв.:
А) многоглавие; Б) килевидные украшения – кокошники; В) рельефы.
14. Как переводится с греческого слово “София”,
ставшее названием главного храма Киевской Руси:
А) “святость”; Б) “мудрость”; В) “величество”.
15. При каком князе была построена София
Киевская:
А) Ярослав Мудрый; Б) Владимир Святой; В) Ярополк
Окаянный.