Сегодня всемирная сеть Интернет находится в глубоком противоречии с существующей формой обучения, опирающейся на ограниченное стандартами содержание и традиционную классно-урочную технологию.
Компьютерным уроком называют любой урок с применением компьютера как обучающего средства.
В уроке как целостной дидактически законченной единице деятельности ребенка психологический цикл деятельности: «целеполагание – планирование и организация – выполнение (решение) единой задачи – анализ и оценка результатов». Этим определяются следующие дидактические части урока:
В – вступление, организационная часть;
А – актуализация зон актуального и ближайшего
развития (усвоенных, опорных ЗУН);
Ин – изучение нового материала (формирование
новых ЗУН, СУД);
З – закрепление материала – повторение и
применение;
Кон - контроль усвоения;
Кор – коррекция;
Об – обобщение;
Дз – домашнее задание.
Тогда дидактическую структуру традиционного комбинированного урока можно представить следующей формулой:
Урок = В+ А+ Ин+ З+ Кон+ Кор+ Об+ Дз
Распределение времени на отдельные части урока даст временную его структуру, тип.
Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Если 100% времени урока ученики работают на компьютере – компьютерное обучение. Если компьютер не используется совсем – это обычный урок. При частичном использовании компьютера получается то, что называется «компьютерным уроком». Все дидактические части урока могут быть компьютеризированы, т. е. осуществляться с помощью и при поддержке компьютерных средств (полностью или частично)
Компьютер – это средство, а не субъект обучающей деятельности, он помощник педагогу, а не его замена. В любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
Разнообразие компьютерных уроков зависит от
- общей дидактической структуры урока
- варианта использования средств ИКТ
- объема делегируемых компьютеру функций учителя
- вида используемых компьютерных средств
Акцент целей
- Использование достоинств компьютера для повышения эффективности урока, учебного процесса.
- Формирование у учащихся умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
- Формирование личности человека «информационного общества».
- Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
- Создание мотивации к учебному материалу.
- Фасилитация понимания учебного материала урока.
- Представление ученику возможности выбирать формы и методы работы.
- Представление ученику возможности использовать дополнительный материал
Для плана конкретного компьютерного урока:
- Составляется временная структура урока, в соответствии с главной целью намечаются задачи и необходимые этапы для их достижения.
- Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
- Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
- Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени.
- Составляется временная развертка (поминутный план) урока.
- При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа.
- Из найденного материалов (файлов) собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий.
- Планируя достижения определенных целей, следует предусмотреть и их поэтапную и результирующую диагностику. Использование компьютера дает возможность усилить и углубить контроль.
- Обучающие программы комплектуются отдельно.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника. На таких уроках ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, представляя им, возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и представлять любые решения без риска получить за то низкий балл, - все это способствует формированию положительного отношения к учебе.
Практика работы показала, что ребятам стало интереснее учиться. Изменилась система оценивания достижений учащихся. Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно модель, физический опыт, рисунок, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей, активизации познавательной деятельности.
Пример использования информационных технологий на уроках физики при выполнении лабораторных работ.
Тема: Колебательные движения
Лабораторная работа: «Определение периода колебаний маятника»
Цель:
- Формирование у учащихся умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
- Создание мотивации к учебному материалу.
- Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
- Раскрыть способность понимать влияние условий на характер протекания физических процессов
Оборудование:
- компьютер, диск «Открытая физика» под редакцией профессора МФТИ С.М. Козелла,
- математический маятник,
- измерительная лента,
- секундомер
Оформление доски: формулы периода математического маятника
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин.)
Звучит «Гимн физиков».
Как бессмертно оно изученье Земли,
Изученье планет и пространства вокруг,
Всех уроков, которые раньше прошли,
И уроков, какие пройти предстоит.
Объявить план урока, основные цели урока
2. Обзор теоретического материала (5 мин.)
Использование презентации
Основные вопросы
- Колебательное движение
- Математический маятник
- Период и частота математического маятника
В технике и окружающем нас мире часто приходится сталкиваться с периодическими (или почти периодическими) процессами, которые повторяются через одинаковые промежутки времени. Такие процессы называют колебательными. Повторящимися движениями являются, например, вращательные движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, вращение стрелок часов и колес автомобиля, биение сердца человека, морские приливы и отливы и т. д. Значение для науки и практики изучения повторяющихся движений можно видеть на примере изучения движения небесных светил, позволившего создать календарь, столь необходимый для деятельности уже в глубокой древности. Изучение закономерностей движения небесных светил увенчалось научным подвигом Николая Коперника, который опрокинул основы религиозного мировоззрения средневековья и открыл широкий путь научному мировоззрению нового времени. Весьма разнообразными повторяющимися движениями являются колебания маятника часов, автомобиля на рессорах, крыльев птицы, корабля на волнах и т. д. Изучение колебательных движений позволило Гюйгенсу (1657) создать часы, измеряющие время с невиданной для той поры точностью. Еще большее значение изучение колебаний имеет в наше время – время космических скоростей, огромных энергетических мощностей и гигантских сооружений. Колебания широко используют в различных технологических процессах и машинах. Приходится учитывать и вредное воздействие колебаний. Статистика показывает, что около 80% поломок и аварий в машиностроении является результатом недопустимых колебаний Колебательные явления различной физической природы подчиняются общим закономерностям. Например, колебания тока в электрической цепи и колебания математического маятника могут описываться одинаковыми уравнениями. Общность колебательных закономерностей позволяет рассматривать колебательные процессы различной природы с единой точки зрения. Закон движения тела, совершающего колебания, задается с помощью некоторой периодической функции времени x = f(t). Графическое изображение этой функции дает наглядное представление о протекании колебательного процесса во времени. Примерами простых колебательных систем могут служить груз на пружине или математический маятник.
Точно повторяющиеся движения называют периодическими. Эти движения характеризуются строгой продолжительностью цикла - периодом колебаний. Минимальный интервал времени, через который происходит повторение движения тела, называется периодом колебаний T. Физическая величина, обратная периоду колебаний, называется частотой колебаний:
3. Лабораторная работа
Нильс Бор над своим домом повесил подкову, которая, по поверью, приносит счастье. Когда Бора спросили: «Неужели вы, известный ученый, верите в то, что подкова может принести счастье? », Бор ответил: «Нет, я, конечно, не верю, но говорят, что подкова приносит счастье даже тем, кто в это не верит».
Желаю вам успехов в проведении исследований колебательных движений.
а) Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от его длины
Цель работы: определить период и частоту колебаний математического маятника и показать зависимость периода колебаний от длины самого маятника
Оборудование: математический маятник, измерительная лента, секундомер, компьютерная версия работы
Описание работы.
- измерить длину нити
- подсчитать число колебаний, время и вычислить период колебаний
- изменить длину нити, посчитать число колебаний, время и вычислить период колебаний при данной длине
- изменить длину нити, посчитать число колебаний, время и вычислить период колебаний при данной длине
- данные измерений и вычислений занести в таблицу
- определить период и частоту колебаний с помощью модели математического маятника. Полученные данные занести в таблицу.
- сравнить период и частоту математического маятника полученных разными способами
№ опыта |
1 |
2 |
3 |
Длина маятника, см | |||
Число колебаний | |||
Время колебаний, с | |||
Период колебаний, с | |||
Частота колебаний, Гц | |||
Период колебаний, с (определен с помощью компьютера) |
|||
Частота колебаний, Гц (определена с помощью компьютера) |
8. Сделать вывод
Ответить на вопросы к лабораторной работе
Вопросы: используется диск открытая физика. Полный интерактивный курс физики. Часть 1. Лабораторная работа.
4. Подведение итогов урока.