Формирование готовности к профессиональному самоопределению у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в юношеском возрасте. Чтобы юноша и девушки приняли правильное решение, необходимо начинать профориентационную работу гораздо раньше, не позднее подросткового возраста. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.

Помощь детям в профессиональном и личностном самоопределении должна быть ориентирована на поиск личностного смысла в трудовой деятельности. Сегодня эта задача особенно актуальна, поскольку на первое место всё больше выходят так называемые “престижные профессии”. Соответственно меняется и характер профориентационной помощи.

Традиционная схема организации профориентационной работы предполагает выдачу готовой “рекомендации” о выборе профессии и учебного заведения. Но во всём мире уже наметилась тенденция не столько давать подросткам готовые профконсультационные рекомендации, сколько постепенно готовить его самостоятельно делать важные жизненные выборы: только в этом случае можно говорить о профессиональном и личностном самоопределении.

У детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, отсутствует понимание (видение) своей жизненной перспективы. Образ желаемого будущего у них размыт, неконкретен.

В условиях детского дома особенно важно работать над формированием жизненных планов воспитанников, выявляя наиболее значимые жизненные ориентиры ребёнка, тем самым, способствуя его самоопределению.

Воспитанник, всесторонне подготовленный к самостоятельной жизни, способен сделать осознанный выбор жизненного пути, выбрать будущую профессию, организовать свой досуг, личную жизнь и наладить взаимоотношения с членами того социума, в который он попадёт после выпуска из детского дома.

Проведя исследования в группе, по “Опроснику для выявления готовности школьников к выбору профессии” (подготовленным профессором В. Б. Успенским), мы выяснили, что у 75% детей – низкий уровень готовности, у 25% - средний уровень готовности, а высокую готовность не продемонстрировал ни один воспитанник.

Анализ изучения трудов по профессиональной ориентации подростков: Климова Е.А. “Как выбирать профессию”, Пряжникова Н.С. и Пряжниковой Е.Ю. “Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников”, позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности данной проблемы для воспитания детей, проживающих в детских домах.

Поэтому было решено разработать программу “Формирование готовности к профессиональному самоопределению у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.

Цель данной программы:

  • формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
  • Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
  • ознакомление детей со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами труда в условиях безработицы и конкуренции;
  • формирование мотивации саморазвития, направленности личности на успешность в профессиональной деятельности;
  • развитие у детей положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

Данная программа предусмотрена для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста.

Во время занятий по данной программе дети смогут:

  • изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;
  • получить подробную информацию об учебных заведениях, опыт принятия решения и ответственного выбора;
  • определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Программа разработана на три года, по темам:

  • “Самопознание - основа профессионального самоопределения”.
  • “Знакомство с миром профессий”.
  • “Активизация личностного и профессионального выбора”.

Первый год работы предполагает обеспечение детей средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию, формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

Второй год работы предполагает знакомство с миром профессий, дети получат сведения о различных профессиях, особое место займут игры, игры-тренинги на внимание, память, которые нужны при приобретении той или иной профессии, а так же разыгрывание различных ситуаций, экскурсии на предприятия села, района.

Третий год работы предполагает переход от просветительской работы к профессиональному самоопределению, на занятиях будут проводиться игры по профессиональному самоопределению.

Каждое занятие должно нести в себе новые сведения о профессиях.

Тематический план на три года обучения.

№ п./п. Тема. Количество часов.
1.

2.

3.

Самопознание-основа профессионального самоопределения.

Знакомство с миром профессий.

Активизация личностного и профессионального выбора.

Итого:

18 ч.

18 ч.

16 ч.

52 ч.

Прогнозируемый результат.

Знания: - о видах профессий,

  • об учебных заведениях, в которых обучают той или иной профессии,
  • о своих профессиональных качествах,
  • о своих индивидуальных особенностях и типах личности, средств обеспечивающих самопознание.

Умения:

  • бесконфликтное общение,
  • адекватно оценивать свои возможности при выборе профессии,
  • выбирать наиболее значимые жизненные ориентиры для приобретения будущей профессии.

Навыки:

  • способность реализовывать свои умения,
  • применять свои способности для выбора профессии.

Содержание программы.

Первый год: “Самопознание – основа профессионального самоопределения”.

Тема: Теоретические знания. Кол-во часов. Практические занятия. Кол-во.

часов.

Общее

кол-во

часов.

Введение в курс занятий. Вводное занятие знакомство с группой и темами занятий. 1 Работа по “Листу выбора профессии” 1 2
Самопрезентация Что такое тренинг. Правила трененговых занятий. 1 Упражнения “Самопрезентация ”

“Свободный микрофон”.

КОС

1

 

 

1

3
Понятие личности. Ценностные ориентации личности. 2 Тест “Тип личности”

“Эпитафия” игровое упражнение “Звёздный час”.

3 5
Отношение к окружающим людям. Конструктивное взаимодействие с окружающими 1 Игра: “Три судьбы” тест “Стили взаимодействия с окружающими”.

Игры: “Авторитет”.

3 4
Темперамент. Изучение типов темперамента. 1 Опросчик Айзенка. 1 2
Характер. Что мы знаем о характере. 1 Игровое упражнение “Походка”. 1 2

Итого:18 ч.

Прогнозируемый результат работы после первого года обучения.

Знать: - что включает в себя понятие “личность” и ее ценностные ориентации; возможные пути самопознания и самореализации; типы темперамента и характера.

Уметь: - адекватно оценивать себя и окружающих.

Второй год: “Знакомство с миром профессий”.

Тема: Теоретические

занятия

Кол-во

часов.

Практические

занятия.

Кол-во

часов.

Общее кол-во часов.
Первоначальное

представление о профессиях.

Знакомство с миром профессий. 1 Библиотечный урок: “Знакомство” с литературой о профессиях.

Карта интересов.

Д.Д.О.

2 3
Человек- природа. Знакомство с профессиями “Человек- природа”. 2 Конкурс рисунков по данной теме. 1 3
Человек- техника. Знакомства с профессиями “Человек- техника”.  

2

Встреча с учащимися

Си. Б. А. Ди.

 

1

3
Человек- человек. Знакомства с профессиями “Человек- человек”.  

2

Экскурсия на почту, в магазин.  

1

 

3

Человек-

знак.

Знакомство с профессиями “Человек- знак”.  

2

Экскурсия в районный Центр Занятости.  

1

 

3

Человек- художественный образ. Знакомство с профессиями “Человек- художественный образ”. 2 Поездка в музыкальный театр. 1 3

Итого: 18ч.

Прогнозируемый результат работы после второго года обучения.

Знать:

  • профессиональные термины по предмету труда;
  • разновидности профессий;
  • различные учебные заведения, где можно приобрести те или иные профессии;
  • основные требования при поступлении в учебные заведения.

Уметь:

  • общаться друг с другом;
  • погружаться в коллективное дело;
  • слушать и понимать товарища.

Третий год: “Активизация личностного и профессионального выбора”.

Тема Теоретические

занятия

Кол-во

часов

Практические занятия Кол-во

часов

Общее

кол-во

часов

1.Введение.

Классификация

профессий

Профконсультационное

занятие “Классификация профессий по предмету труда”.

2 Игры “Профессия на букву”, “Профессия специальность”; “Угадай профессию” 3 5
2. Интересы и выбор профессии. Профконсультационное занятие “Что я выбираю”. 2 Методика “Карта интересов” 1 3
3. Деловая игра “Кадровый вопрос”.     Деловая игра “Кадровый вопрос”. 2 2
4. Как достичь успеха в выборе профессии. Профконсультационное занятие “Мой профессиональный успех”. 1 Разработка проектов “Мое будущее”, “Спящий город”. 5 6
Итого: 16

Прогнозируемый результат работы после третьего года обучения.

Знать: возможные пути профессионального самоопределения; о своих профессиональных качествах; свои личностные особенности, интересы и склонности; правила выбора профессии.

Уметь: определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

 Литература, использованная при составлении программы.

  1. “Детский дом” № 3, 2003 г.
  2. “Детский дом” № 1 2004 г.
  3. Захаров Н.Н. Симоненко В.Д. “Профессиональная ориентация школьников” “Просвещение” 1989 г.
  4. Климов Е.А. “Как выбирать профессию” “Просвещение”1990 г.
  5. Логинова Н.А. “Развитие личности и её жизненный путь” “Принцип развития в психологии”- М., 1978 г.
  6. "Методические рекомендации по проведению профконсультационной работы” Сост. И.В. Кузнецова- Ярославль 1986 г.
  7. Пряжников Н.С. Пряжникова Е.Ю. “Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников” Издательство
  8. “Первое сентября” 2004 г.
  9. Сарджвеладзе Н.И. “Личность и её взаимодействие с социальной средой” - Тбилиси, 1989 г.
  10. Франкл В. “Человек в поисках смысла” - М., 1990 г.
  11. Чернявская А.П. “Психологическое консультирование по профессиональной консультации” Издательство “Владос-пресс” 2004 г.
  12. Чернявская А.П. “Развитие уровня готовности личности к выбору профессии” “Психологическая наука: проблемы и перспективы”- Киев, 1990 г.
  13. “Школьный психолог” 2003 г.
  14. “Школьный психолог” 2004 г.