Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в юношеском возрасте. Чтобы юноша и девушки приняли правильное решение, необходимо начинать профориентационную работу гораздо раньше, не позднее подросткового возраста. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.
Помощь детям в профессиональном и личностном самоопределении должна быть ориентирована на поиск личностного смысла в трудовой деятельности. Сегодня эта задача особенно актуальна, поскольку на первое место всё больше выходят так называемые “престижные профессии”. Соответственно меняется и характер профориентационной помощи.
Традиционная схема организации профориентационной работы предполагает выдачу готовой “рекомендации” о выборе профессии и учебного заведения. Но во всём мире уже наметилась тенденция не столько давать подросткам готовые профконсультационные рекомендации, сколько постепенно готовить его самостоятельно делать важные жизненные выборы: только в этом случае можно говорить о профессиональном и личностном самоопределении.
У детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, отсутствует понимание (видение) своей жизненной перспективы. Образ желаемого будущего у них размыт, неконкретен.
В условиях детского дома особенно важно работать над формированием жизненных планов воспитанников, выявляя наиболее значимые жизненные ориентиры ребёнка, тем самым, способствуя его самоопределению.
Воспитанник, всесторонне подготовленный к самостоятельной жизни, способен сделать осознанный выбор жизненного пути, выбрать будущую профессию, организовать свой досуг, личную жизнь и наладить взаимоотношения с членами того социума, в который он попадёт после выпуска из детского дома.
Проведя исследования в группе, по “Опроснику для выявления готовности школьников к выбору профессии” (подготовленным профессором В. Б. Успенским), мы выяснили, что у 75% детей – низкий уровень готовности, у 25% - средний уровень готовности, а высокую готовность не продемонстрировал ни один воспитанник.
Анализ изучения трудов по профессиональной ориентации подростков: Климова Е.А. “Как выбирать профессию”, Пряжникова Н.С. и Пряжниковой Е.Ю. “Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников”, позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности данной проблемы для воспитания детей, проживающих в детских домах.
Поэтому было решено разработать программу “Формирование готовности к профессиональному самоопределению у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.
Цель данной программы:
- формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
- Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- ознакомление детей со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами труда в условиях безработицы и конкуренции;
- формирование мотивации саморазвития, направленности личности на успешность в профессиональной деятельности;
- развитие у детей положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
Данная программа предусмотрена для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста.
Во время занятий по данной программе дети смогут:
- изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;
- получить подробную информацию об учебных заведениях, опыт принятия решения и ответственного выбора;
- определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.
Программа разработана на три года, по темам:
- “Самопознание - основа профессионального самоопределения”.
- “Знакомство с миром профессий”.
- “Активизация личностного и профессионального выбора”.
Первый год работы предполагает обеспечение детей средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию, формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
Второй год работы предполагает знакомство с миром профессий, дети получат сведения о различных профессиях, особое место займут игры, игры-тренинги на внимание, память, которые нужны при приобретении той или иной профессии, а так же разыгрывание различных ситуаций, экскурсии на предприятия села, района.
Третий год работы предполагает переход от просветительской работы к профессиональному самоопределению, на занятиях будут проводиться игры по профессиональному самоопределению.
Каждое занятие должно нести в себе новые сведения о профессиях.
Тематический план на три года обучения.
№ п./п. | Тема. | Количество часов. |
1. 2. 3. |
Самопознание-основа профессионального
самоопределения. Знакомство с миром профессий. Активизация личностного и профессионального выбора. Итого: |
18 ч. 18 ч. 16 ч. 52 ч. |
Прогнозируемый результат.
Знания: - о видах профессий,
- об учебных заведениях, в которых обучают той или иной профессии,
- о своих профессиональных качествах,
- о своих индивидуальных особенностях и типах личности, средств обеспечивающих самопознание.
Умения:
- бесконфликтное общение,
- адекватно оценивать свои возможности при выборе профессии,
- выбирать наиболее значимые жизненные ориентиры для приобретения будущей профессии.
Навыки:
- способность реализовывать свои умения,
- применять свои способности для выбора профессии.
Содержание программы.
Первый год: “Самопознание – основа профессионального самоопределения”.
Тема: | Теоретические знания. | Кол-во часов. | Практические занятия. | Кол-во. часов. |
Общее кол-во часов. |
Введение в курс занятий. | Вводное занятие знакомство с группой и темами занятий. | 1 | Работа по “Листу выбора профессии” | 1 | 2 |
Самопрезентация | Что такое тренинг. Правила трененговых занятий. | 1 | Упражнения “Самопрезентация ” “Свободный микрофон”. КОС |
1
1 |
3 |
Понятие личности. | Ценностные ориентации личности. | 2 | Тест “Тип личности” “Эпитафия” игровое упражнение “Звёздный час”. |
3 | 5 |
Отношение к окружающим людям. | Конструктивное взаимодействие с окружающими | 1 | Игра: “Три судьбы” тест “Стили
взаимодействия с окружающими”. Игры: “Авторитет”. |
3 | 4 |
Темперамент. | Изучение типов темперамента. | 1 | Опросчик Айзенка. | 1 | 2 |
Характер. | Что мы знаем о характере. | 1 | Игровое упражнение “Походка”. | 1 | 2 |
Итого:18 ч.
Прогнозируемый результат работы после первого года обучения.
Знать: - что включает в себя понятие “личность” и ее ценностные ориентации; возможные пути самопознания и самореализации; типы темперамента и характера.
Уметь: - адекватно оценивать себя и окружающих.
Второй год: “Знакомство с миром профессий”.
Тема: | Теоретические занятия |
Кол-во часов. |
Практические занятия. |
Кол-во часов. |
Общее кол-во часов. |
Первоначальное представление о профессиях. |
Знакомство с миром профессий. | 1 | Библиотечный урок: “Знакомство” с
литературой о профессиях. Карта интересов. Д.Д.О. |
2 | 3 |
Человек- природа. | Знакомство с профессиями “Человек- природа”. | 2 | Конкурс рисунков по данной теме. | 1 | 3 |
Человек- техника. | Знакомства с профессиями “Человек- техника”. | 2 |
Встреча с учащимися Си. Б. А. Ди. |
1 |
3 |
Человек- человек. | Знакомства с профессиями “Человек- человек”. | 2 |
Экскурсия на почту, в магазин. | 1 |
3 |
Человек- знак. |
Знакомство с профессиями “Человек- знак”. | 2 |
Экскурсия в районный Центр Занятости. | 1 |
3 |
Человек- художественный образ. | Знакомство с профессиями “Человек- художественный образ”. | 2 | Поездка в музыкальный театр. | 1 | 3 |
Итого: 18ч.
Прогнозируемый результат работы после второго года обучения.
Знать:
- профессиональные термины по предмету труда;
- разновидности профессий;
- различные учебные заведения, где можно приобрести те или иные профессии;
- основные требования при поступлении в учебные заведения.
Уметь:
- общаться друг с другом;
- погружаться в коллективное дело;
- слушать и понимать товарища.
Третий год: “Активизация личностного и профессионального выбора”.
Тема | Теоретические занятия |
Кол-во часов |
Практические занятия | Кол-во часов |
Общее кол-во часов |
1.Введение. Классификация профессий |
Профконсультационное занятие “Классификация профессий по предмету труда”. |
2 | Игры “Профессия на букву”, “Профессия специальность”; “Угадай профессию” | 3 | 5 |
2. Интересы и выбор профессии. | Профконсультационное занятие “Что я выбираю”. | 2 | Методика “Карта интересов” | 1 | 3 |
3. Деловая игра “Кадровый вопрос”. | Деловая игра “Кадровый вопрос”. | 2 | 2 | ||
4. Как достичь успеха в выборе профессии. | Профконсультационное занятие “Мой профессиональный успех”. | 1 | Разработка проектов “Мое будущее”, “Спящий город”. | 5 | 6 |
Итого: 16 |
Прогнозируемый результат работы после третьего года обучения.
Знать: возможные пути профессионального самоопределения; о своих профессиональных качествах; свои личностные особенности, интересы и склонности; правила выбора профессии.
Уметь: определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.
Литература, использованная при составлении программы.
- “Детский дом” № 3, 2003 г.
- “Детский дом” № 1 2004 г.
- Захаров Н.Н. Симоненко В.Д. “Профессиональная ориентация школьников” “Просвещение” 1989 г.
- Климов Е.А. “Как выбирать профессию” “Просвещение”1990 г.
- Логинова Н.А. “Развитие личности и её жизненный путь” “Принцип развития в психологии”- М., 1978 г.
- "Методические рекомендации по проведению профконсультационной работы” Сост. И.В. Кузнецова- Ярославль 1986 г.
- Пряжников Н.С. Пряжникова Е.Ю. “Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников” Издательство
- “Первое сентября” 2004 г.
- Сарджвеладзе Н.И. “Личность и её взаимодействие с социальной средой” - Тбилиси, 1989 г.
- Франкл В. “Человек в поисках смысла” - М., 1990 г.
- Чернявская А.П. “Психологическое консультирование по профессиональной консультации” Издательство “Владос-пресс” 2004 г.
- Чернявская А.П. “Развитие уровня готовности личности к выбору профессии” “Психологическая наука: проблемы и перспективы”- Киев, 1990 г.
- “Школьный психолог” 2003 г.
- “Школьный психолог” 2004 г.