Познавательно-развивающая игра “Чайный прием у Мухи-Цокотухи” предназначена для изучения правил чайного этикета учащимися 5-6 классов. Ее хорошо проводить с детьми на предпраздничных “Огоньках”.
Игра состоит из двух частей. Первая часть – мини-спектакль, в котором представлены нехитрые основополагающие правила этикета. Часть детей, принимающая участие в мини-спектакле, осваивает эти правила в процессе репетиций. Зрителям мини-спектакля дается задание: подготовиться к вопросам о чайном этикете.
Мини-спектакль проходит под музыкальное сопровождение. Необходимый реквизит к игре (гостевые карты, меню, сеты) может быть изготовлен руками самих детей.
Вторая часть игры – тренинг, для проведения которого зрители разбиваются на команды и начинаются межкомандные соревнования. Ведущий задает вопросы по правилам чайного этикета, прозвучавшим в мини-спектакле.
Затем проводится конкурс “Кто быстрее и правильнее уложит салфетку (например, в форме “Дыня”). И, последнее, участники команд показывают, на сколько они хорошо усвоили правила поведения за столом.
Команда победитель получает право первой разрезать торт на следующей за игрой чайной церемонии.
Чайный прием у Мухи-Цокотухи
Ведущий:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар…
И за семь примерно дней
Пригласила всех гостей.
Стала думать, как ей быть,
Как красиво стол накрыть?
Муха:
Мне поможет в этом книжка,
Посмотри её братишка?
То “Столовый этикет”.
В нём, что надо, есть иль нет?
Мне для чайного приема
Скатерть подойдёт из лёна,
Придёт бабушка пчела
И оценит всё сполна.
Говорили мне в народе,
Что сейчас в последней моде
Много разных материалов,
Даже счёт я потеряла.
В сундуке ж моём из клёна
Только скатерти из лёна.
Из-под белья беру со дна
Я скатёрки изо льна.
В клетку выбрать иль в полоску?
Посоветуй мне, стрекозка.
Гости мне наперебой,
Можешь выбрать цвет любой.
А стрекозка отвечала,
Скатерть гладится сначала.
И чтоб крошкам не упасть,
Берем салфетки в ту же масть.
А салфетки, что за диво,
Как их уложить красиво?
Тридцать три даны картинки.
Уложу-ка по старинке,
Иль по моде? Как же быть?
Приглашу сороконожку
И спрошу не понарошку,
Как красиво стол накрыть
И салфетки уложить?
Сороконожка:
Очень просто и красиво
Уложить “Карман” игриво.
Как обёртки от конфетки
Под тарелкою салфетки.
И салфетка в виде “Шапки”
Доставляет радость лапке.
А за праздничным столом
Ставим мы её “Столбом”.
“Треуголки”, “Шляпы”, “Дыни”…
Что же выберем мы ныне?
Форму “Бабочки”, “Цветочка”?
Да, пожалуй, ставим точку.
Для салфеток нужны кольца.
Стрекоза в них разберётся.
Стрекоза:
Есть колечки из цветов-
Надеваешь стол готов.
А с цветами романтично
И красиво и прилично.
С золотым шнурком и бантом
Салфетка сразу станет франтом.
На другие не похожи
Кольца сделаем из кожи.
Эй, пронырливые блошки,
Помогите нам немножко.
Блошки прибежали,
Сеты расставляли.
Блошки:
Сеты скатерти подобны,
Для застолья всем удобны.
Мы для чайной сервировки
Их используем так ловко,
Что фарфоровые блюдца
От удобства засмеются.
Мы на стол поставим чайный весь сервиз,
А тарелочки для торта чуть левее вниз.
Под правые ручки -
Чашечек ручки.
А чайные ложки
Их ниже немножко.
Муха:
Чтоб гостей не рассмешить,
Оформление завершить.
Чтобы гости не толкались,
И места бы не остались,
Именные нужны карты.
Чтобы знать кому где сесть,
Сладко пить и вкусно есть.
Стрекоза:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо,
Расскажи нам поскорей,
Как рассадим мы гостей?
Муха:
Ставим карты мы не тесно,
Чтобы блошкам было место.
Тараканы сядут слева,
Правой лапкой обняв смело Тараканиху.
Стрекозёл и стрекоза
Сядут рядом как друзья.
Ну, а все сороконожки
Выпрямить сумеют ножки.
Я украшу стол цветами,
Угощу всех пирогами.
Ну, а вкусный бутерброд
Прыгнет прямо Мухе в рот.
Фрукты, сахар, торт, варенье-
Для детишек угощенье.
А ликёр и крепкий ром
Лишь для взрослых за столом.
Бабушка
Чтоб Вас гости не корили,
Пчела :
И культурными Вы были
Много правил надо знать
И всё время соблюдать.
Главных правил ровно десять,
Их на стенку бы повесить.
Ты за стол не торопись,
По старшинству лишь ты садись.
Стул подними, садясь за стол,
Чтоб не царапать сильно пол.
Закусками потчуют, во-первых, дам,
Потом мужчин, затем предложат вам.
Это не сложно –
Съесть много пирожных,
Но надо сдержаться
И не объедаться.
Ножик не ложка –
Он острый немножко.
Не случилась чтоб беда,
Не ешь с ножа ты никогда.
Вилку левой рукой держи чуть наклонно,
И правой - ножом будет резать удобно.
Мяса отрезай кусок, что в рот
Без проблем всегда войдёт.
В завтрак и ужин
Нож нам не нужен
Для салатов и котлет.
И вилкой в обед
Ешь колбасу и омлет.
Ну, а ложкой можно есть
Кашу, суп и творожную смесь.
На горячую пищу не дуй,
Когда остынет, тогда и жуй.
Чем брать хлеб? Рукой – ответ.
Ну, а соль, конечно нет.
Фрукты тоже ешь умело,
Мандарины чисти смело.
Руками держат дыню и арбуз,
Коль нет ножа и вилки – это не конфуз.
Яблоки и груши целые берём,
Разрезав на части, в рот их кладём.
Размешивая сахар, ложкой не шурши,
Затем её ты вынь, на блюдце положи.
Принимая трапезу сидя за столом,
Жуйте свою пищу вы с закрытым ртом.
За едой не следует не чавкать, не чихать,
Можно побеседовать, а можно помолчать.
Знай меру в манерах, одежде, еде
И будешь желанным всегда и везде.
А после игры садимся за стол,
Долгожданный праздник к нам уже пришёл.
Вопросы к зрителям мини-спектакля.
- За сколько дней положено приглашать гостей?
- Сколько скатертей стелится одновременно на стол?
- Что такое сеты?
- Для какой цели используются кольца для салфеток?
- Для чего необходимы гостевые карты?
- Каким образом ставится чайная пара для гостя?
- Правила расстановки десертных тарелок.
- Покажите, как правильно садиться за стол?
- Можно ли соль брать из солонки рукой?
- Чем брать хлеб?
- Покажите, как размешивается ложкой сахар в чашке?
- Покажите, как следует держать вилку и нож?
- Правильно ли будет во время еды разговаривать с полным ртом?
- Каковы правила проведения беседы за столом?