I. Организация класса.
1. Проверка рабочего места.
- учебник
- тетрадь
- ручка, простой карандаш
- цветные карандаши
- линейка
- листки учета знаний
2. Мотивация
Учитель: Давайте настроимся на урок. Чтобы и у вас и у гостей было хорошее настроение, повторяйте за мной под музыку.
- У меня хорошее настроение.
- Я буду внимателен на уроке.
- Я буду терпеливым.
- Я успею сделать все.
- Ребята, сегодня вы не просто ученики, вы будете ученые
- А кто такой ученый?
Ученики: Ответы:
Труд ученого сложен. Прежде чем что-то открыть, надо провести большую подготовительную работу: опыты, поиски, анализы, решения.
Вот этим вы и будете сегодня заниматься. И не забывайте, все свои результаты отмечать на контрольном листе.
3. Формирование общего плана учебной деятельности.
Учитель: Итак, давайте вспомним.
- Какие операции над числами в пределах тысячи вы выполняете?
Ученик: Сложение, вычитание, умножение и деление.
Учитель: Какие операции вы учились выполнять над многозначными числами на последних уроках?
Ученик: Сложение и вычитание.
Учитель: Какие операции вам еще предстоит изучить более полно?
Ученик: Умножение и деление многозначных чисел.
Ученик: Читает стих.
Таблица умножения
Достойна уважения!
Она всегда во всем права,
Чтоб не случилось в мире-
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.
II. Актуализация знаний:
Цель:
- Повторить табличные случаи умножения, сложение и вычитание многозначных чисел.
- Активизировать каждого ученика к учебной деятельности.
Учитель: Проведем подготовительную работу-поиск.
3 ученика работают у доски
1 ученик - На сколько 30 000 000 больше 27013?
Увеличь 27999 на 27001
2 ученик - Реши уравнение:
- 29168 – х = 15276
- х + 12447 = 20100
3 ученик - Заполни пропуски:
- 560 = 280 : 7 + o
- 270 = o - 810 : 9
- 740 = 80 . 8 + o
В это время ведется коллективная работа .
1. Назовите лишнее число в каждом ряду.
- 100,300,202,500,800
- 873,524,7648,211,999
- 8004,4567,2345,958,8484
2. Увеличь все числа 1 ряда в 2 раза, в 3 раза, в 4 раза.
3. Выполни действия и вставь числа в “окошки”
Рисунок 1.
Решите задачу устно: Тетрадь стоит 2 рубля. Сколько рублей надо заплатить за 27 таких тетрадей?
Подведение итогов после проверки индивидуальных заданий.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: Подвести детей к постановке темы урока.
Самостоятельная работа. Решить примеры.
Проверка. Анализ примеров.
Учитель: Что заметили при решении этих примеров.
Ученики: 1. 1-й множитель увеличивается, а второй всегда 9, результат (произведение) тоже увеличивается.
2. Умножение двузначного числа на однозначное
3. При умножении круглого числа на нуль не умножали, а нуль просто сносили.
Учитель: Пишу на доске новый пример: 576 х 9
Найдите сходство и отличие этого примера от уже решенных.
Ученик: 1. Умножали на 9
2. Умножение трехзначного числа на однозначное.
Учитель: Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?
Ученик: Умножение трехзначного числа на однозначное.
Учитель: Вы не только узнаете, как умножаются эти числа, но и составите алгоритм такого умножения. Но вначале давайте рассмотрим различные приемы умножения многозначного числа на однозначное.
IV. “Открытие” детьми нового знания.
Учитель: Откройте учебник на с. 1. Что вы видите под з. 1. Прочитайте задание.
Ученик: Прямоугольник, который разбит на 3 части.
Учитель: Объясните запись рядом с прямоугольником.
Ученик: Чтобы найти S данного прямоугольника, сложим ширину каждого из них и умножим на длину.
Можно ширину каждого умножить на длину, а потом результаты сложить.
Учитель: Какой способ умножения нам дает данное выражение.
Ученик: Умножение суммы на число.
Учитель: Как его можно прочитать.
Ученик: Чтобы умножить сумму на число, умножим на это число каждое из слагаемых, а результаты сложим.
Учитель: Вернемся к нашему примеру: 576 х 9
Расскажите, как можно умножить трехзначное число на однозначное?
Ученик: Число 576 раз разбивается на удобные слагаемые (500+70+6) . 9 и вычисляется по частям.
500 . 9+70 . 9+6. 9 = (4500+630+54) =5184
Учитель: Итак, как же вы умножили трехзначное число на однозначное?
Ученик: Перемножили на 9 разрядные слагаемые числа 576 и результаты сложили.
Учитель: Удобна ли такая запись?
Ученик: Нет
Учитель: Посмотрим на следующую запись (2 столбик)
Учитель: Как получили слагаемые суммы?
Ученик: 6 единиц умножили на 9, получили 54.
Потом 9 десяток умножили на 9, получили 630.
Затем 5 сотен умножили на 9, получили 4500
Результаты сложили.
Учитель: А почему вычеркнули нули?
Ученик: Они не изменяют значение суммы.
Учитель: А теперь сравните запись умножения во 2 и 3 столбике. Какая из них удобнее?
Ученик: в 3-м.
Учитель: Объясните эту запись (выставлять буквы)
Ученик:
1. Сначала умножаем единицы | О |
2. Единицы пишем под единицами, | |
десятки запоминаем. | Т |
3. Умножаем десятки. | К |
4. Прибавляем десятки, которые запомнили. | Р |
5. Пишем под десятками, а сотни запоминаем | Ы |
6. Умножаем сотни | Т |
7. Прибавляем сотни, которые запомнили | И |
8. Записываем сотни и получаем “открытие” | Е |
Учитель: Прочитайте слово, которое у вас получилось в результате рассуждения.
Ученик: Открытие.
Учитель: Что же вы открыли?
Ученик: Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное.
Учитель: Будет ли он отличаться, если будем умножать на 4,5 значное число.
Ученик: Нет
Учитель: Какое математическое свойство помогло создать прием умножения числа в столбик?
Ученик: Распределительное свойство умножения или умножение суммы на число.
Учитель: Сделаем вывод.
Ученик: Вывод сами (или прочитать с доски)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Напишите носом и подбородком цифры от 1 до 10.
Цифры должны получаться максимально высокими и широкими.
Знают в мире люди все 2. 2 (четыре)
Руки все (пошире)
2*3 (конечно шесть)
Сколько раз надо присесть
Четырежды два все скажем (8)
И похлопаем в ладоши.
Хорошо мы все считаем и урок наш продолжаем.
V. Первичное закрепление новых знаний.
а) Зад. № 4 с. 2
(1 ученик у доски)
- Чтение задачи
- О чем говорится в задаче?
- Что известно в ней? Что надо узнать?
- Как графически изобразить условие задачи?
- Как еще можно записать условие задачи? Какая запись удобнее?
- Во сколько раз больше надо заплатить за 3 компьютера?
- Как можно ответить на вопрос задачи?
Как можно было по-другому записать решение задачи, если бы вы не знали прием умножения многозначного числа на однозначное?
б) Вывод
в) Решение примеров № 3а) с комментированием.
VI. Повторение и закрепление новых знаний.
1. Самостоятельная работа з. 3б)
Учитель: У кого возникли затруднения при выполнении задания? Отметьте на листе контроля после проверки.
2. Задача № 5 с. 2
К задаче - полоски: красная полоска-целое, белая полоска - части, синяя - неизвестная часть.
Ведется коллективная работа над задачей, решение - самостоятельно.
Прочитайте задачу.
- О чем говорится?
- Сколько детских билетов купили?
- Сколько рублей стоит 1 детский билет?
- Известно ли, сколько рублей заплатили за 4 детских билета?
- Как можно узнать? (835. 4)
- Сколько рублей стоит 1 взрослый билет?
- Сколько таких билетов купили?
- Как узнать, сколько рублей заплатили за 5 взрослых билетов?
- Что еще известно в задаче (было всего 10000 рублей)
- Что надо узнать? (дети читают вопрос задачи)
- Как графически изобразить условие задачи? (на доске ученик выставляет полоски).
Рисунок 2.
д.б. | Взр. б | Ост. |
835. 4 1216. 5 ?
- Что будем находить: часть или целое?
- Из скольких частей состоит целое число? (3)
- Какую часть находим? (3)
- Как найти 3 часть части? (надо из целого числа вычесть сумму 2 других частей)
Запишите буквенное выражение (1 ученик записывает на доске:
с- (а . 4 + в . 5)
Запишите числовое выражение.
Проверка решения и ответа задачи.
3. Самостоятельная работа № 8 (задание выполняется в парах)
4. Проверка.
VII. Итог. Рефлексия.
Учитель: Какие новые знания получили?
Ученик: Как умножить многозначное число на однозначное.
Учитель: Что “открыли”?
Ученик: Алгоритм умножения на однозначное число.
Учитель: Сможете дома составить 5 выражений на новое правило?
Учитель: На карточках контроля подсчитайте количество “+” и “-” за урок. Назовем учеников, получивших звание “ученый” по теме: “Умножение на однозначное число”.
VIII. Д/з.
№ 7 стр 2-все
Составить по 5 примеров и решить - по возможности.
Составить задачу с использованием нового правила тем, у кого нет красного цвета в контрольной карточке.
КАРТОЧКА-КОНТРОЛЬ
Устный счет |
Решение примеров |
Ф.И. Самост. работа |
Задача на новое правило | Задача изученного вида |
Самостоятельная работа |
Красный цвет - не справился
Зеленый цвет - сделал все сам
Синий цвет - были ошибки, исправил в ходе проверки задания