Место в учебном плане: итоговый урок по теме
Форма проведения: урок-отчет из серии уроков по временам года
Цели и задачи урока:
- Обобщить знания детей об изменениях в природе зимой.
- Воспитывать любовь к родной природе, к Родине, к народному творчеству.
- Развивать логическое мышление.
- Прививать любовь к поэзии и произведениям русских писателей.
Оборудование:
- Костюм Зимы
- Кроссворды по числу групп
- 09.01.2007 с записью произведений П.И.Чайковского “Февраль”, “Январь”.
- Презентация “Зима” (приложение 1)
- Мультимедиа проектор
- Компьютер
- “Книги Зимы”. (проектные работы уч-ся, приложение 2)
- Рассказ Н.Сладкова “Как медведя переворачивали”
- Карточки с номерами для аукциона
Методы:
- Метод защиты проектов
- Работа в группах постоянного состава
- Театрализация
Ход урока
1. Организация урока.
2.Тема урока.
Учитель: Ребята, ответьте, какое время года заканчивается?
В течение зимы вы хорошо потрудились, и пришло время обобщить наши знания. Вы создали свои книги “Зимы”.
Поэтому первое слово мы представим старшей сестре из 4 времен года - Зиме.
(приложение 1, слайд 1)
3.Театрализация.
Зима: Любит русский народ Зимушку-Зиму. И на санках покататься
можно, и в снежки поиграть, а длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказку послушать. А что вы обо мне знаете?
(Чтение учащимися своих сочинений-описаний).
4.Аукцион.
Учитель: А сейчас проведем аукцион стихотворений на тему “ЗИМА”.
Та команда, которая прочитает свое стихотворение последней, и будет считаться победителем.
(У каждой команды на столе лежит карточка с порядковым номером. Ученики показывают карточку и читают стихи из своих “Книг Зимы”)
Зима: Давайте попросим моих месяцев рассказать нам о своих делах.
(приложение 1, слайд 2,3)
Декабрь: Я самый старший месяц. Хоть и открываю Зиму, зато год заканчиваю.
Стынет воздух, остывает земля. Время тянется еле-еле. Льды закрыли озера, снега окутали землю. Солнце все ниже и ниже. А тени все длинней и длинней. И день короче воробьиного носа. Не зря декабрь называют “сумерками” года. Самая длинная ночь, самый короткий день. Когда это происходит? (22 декабря). И вдруг что-то случилось! Солнце все выше и выше, тени короче и короче. День хоть на воробьиный скок, а прибавился. Значит, солнце повернуло на лето. Пришел рассвет нового года.
5.Чтение и обсуждение рассказа Н.Сладкова.
Учитель: А вы знаете, как происходил поворот солнца на лето. Это медведь в берлоге перевернулся. Послушайте об этом рассказ. (Читают уч-ся по ролям).
6.Кроссворд
Но что это?
Стихи:
На снегу следы - как книжка
Куропатка, горностай,
Волк, сохатый, даже мышка
Пляшут все. А ты читай!
На столах у учащихся кроссворды. Работа осуществляется в группах.
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. |
Задание изображено на слайде (приложение 1, слайд 4)
(Во время работы звучит музыка П.И.Чайковского “Январь.У камелька”)
Учитель: Какой месяц получился? (Январь)
(приложение 1, слайд 5)
Январь: Я - Январь, середина Зимы, самый холодный месяц в году.
Я году начало - зиме середина. Самый холодный месяц в году.
Стоят лютые морозы, вокруг глубокий снег, на реках лежит толстый лед. По цвету небо синее. И месяц назвали в народе “просинец” по цвету неба.
7.Физминутка.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками,
А потом покажем маме.
(Дети над головой поднимают руки и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягивание рук в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)
8.Обобщение знаний о жизни животных.
А как же живут звери в зимнем лесу?
(Ответы детей, основанные на материале курса “Мир вокруг нас”, автор А.А.Плешаков)
Учитель: Смотрите, третий зимний месяц спешит к нам. Какой это месяц?
(приложение 1, слайд 5, 6)
Февраль: Февраль- перевал зимы на весну.
Стоят последние морозы с колючими февральскими метелями.
Как в народе издавна называют этот месяц? (Лютень)
А почему?
Но солнце уже на весну работает.
В феврале начинается небольшое оживление среди животных.
Учитель: Раскричались зимующие птицы около дома.
Каких птиц называют зимующими? Почему они не улетают в теплые края? Назовите их. (приложение 1, слайд 7)
Расскажите, как вы помогаете птицам выжить в это трудное для
них время? (Ответы детей)
Давайте заглянем в зимний лес. (приложение 1, слайд 8)
Голодно в зимнем лесу. Особенно птицам.
Расскажите, птички, как вы живете?
(приложение 1, слайд 9)
Щегол: Однажды на белом снегу Николай Сладков увидел необычный цветок. Он полыхал то желтым, то красным, то коричневым цветом. Писатель взмахнул рукой и зимний цветок разом осыпался. Лепестки его ожили и … полетели. И вдруг зазвучали переливчатые трели. Это щеглы. Они грациозны и ярки. Щеки у щегла белые, крылья черные с желтой искрой. Спинка темно-коричневая. Хвост черный. “Недаром нарядно одетого человека щеголем называют”,- подумал писатель.
(приложение 1, слайд 10)
Клест: В конце февраля отбушевала последняя вьюга. Лес стоял нарядный, было очень тихо. Вдруг безмолвие нарушила задорная песенка:
“Цок-цок-цок… кле-кле-кле…”. На вершине ели пировала стайка ярких птиц. Птицы лазили по веткам, как обезьяны. Это клест. А что вы о них знаете? (Ответы учащихся).
(приложение 1, слайд 11)
Снегирь:
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона.
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Учитель: Что вы знаете об этих птицах?
Опишите их.
Снегири – кочующие птицы. С наступлением оттепелей они улетают в северные леса.
Дятел: А вот раздается в лесу какой–то звук. Кто это? (приложение 1, слайд 12)
Расскажите о нем.
(приложение 1, слайд 13)
Свиристель: Посмотрите на эту красавицу – птицу. Свиристелей можно увидеть в Москве в начале февраля. Какой пир на весь мир они устраивают на рябинах. Это их любимое лакомство. В конце февраля свиристели улетают в более холодные края. Они живут там, где холодно.
(приложение 1, слайд 14)
Королек: А вот эта птичка поет, как будто комар пищит. Среди ели копошатся крохотные птички. Один певец отделился от стаи и полетел золотой хохолок. По хохолку, точно по короне, ему и название дали – королек! Королек – самая маленькая птичка в нашем лесу. Он весит всего 5 граммов. А какой проворный ! Ни секунды на месте не посидит, везде сует свой клюв. На севере его прозвали лесной гвоздик.
(приложение 1, слайд 15)
Учитель: А вот и еще одна птица. Это кедровка. Очень любит она кедровые орешки.Отсюда и название птицы.
(приложение 1, слайд 16)
9. Соревнование на лучшего знатока устного народного творчества.
Учитель: А теперь расскажите, какие приметы, пословицы и загадки о зиме и зимних месяцах вы знаете.
10.Сочинение стихотворных строк по заданной рифме.
Учитель: А теперь игра в рифмы на листочке.
Зима, метель -, снежок -, снежки -
Попробуйте составить стихи.
Звучит музыка Чайковского “Февраль. Масленица”
А какая музыка звучала?
А что это за праздник “Масленица”? (Проводы зимы).
(приложение 1, слайд 17)
11. Подведение итогов урока
Учитель: До свидания, зима. Пусть скорее приходит весна.