Задачами физического воспитания детей раннего возраста в детском саду является укрепление здоровья, обеспечение оптимального физического развития, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование основных двигательных навыков, а также развитие физических качеств. Все это способствует выработке у детей привычки к специальным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту.
Физкультурные занятия с детьми раннего возраста эффективнее проводить в спортивном зале. Дети занимаются в спортивном зале два раза в неделю. Занятия в спортивном зале позволяют увеличить физическую нагрузку за счет большой двигательной активности. Дети занимаются в спортивной форме (футболке и шортах) и босиком. Занятия босиком являются действенным, и, что важно отметить, необременительным для педагогов способом закаливания детей. Кроме того, ходьба босиком - это хорошее средство укрепления сводов стопы и ее связок, т.к. в этом возрасте стопа уплощена.
Физкультурный зал оснащен специальным оборудованием для раннего возраста (скамейки, лестницы, доски, спортивный комплекс “Геркулес”, “Перекати поле” и т.д.). Нарисована яркая разметка для ориентировки в пространстве.
Для детей раннего возраста физкультурные занятия планируются в игровой форме, по сюжету определенной сказки, т.е. интегрированные, на которых решаются не только задачи физического развитию, но и задачи сенсорного воспитания и развития речи.
На физкультурных занятиях используется логоритмические упражнения, народные потешки, пальчиковая гимнастика, элементы самомассажа.
Предлагаем вашему вниманию конспекты интегрированных физкультурных занятий.
“В гости к Мишутке”
Задачи:
- Повышать двигательную активность малышей.
- Упражнять детей в ползании, прыжках в длину с места, в ходьбе, перешагивая предметы.
- Формировать правильную осанку и укреплять свод стопы.
- Закреплять знания детей об эталонах цвета.
- Воспитывать интерес к физкультурным занятиям, вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и упражнениях.
Пособия: дорожки – 2, массажная дорожка, блинчики – 5, погремушки, “ручеек”, 2 тоннеля, медальки для игры, игрушка – медведь, 3 корзины с шарами ( красный, желтый, синий).
Инструктор встречает детей с медведем и от его имени приветствует детей:
“Здравствуйте, детки. Вы меня узнали? … Покажите, как ходят медвежата. А как мишка рычит (дети изображают как мишка ходит, рычит). Молодцы, ребята, пойдемте за мной.
Медвежата в чаще жили По тропинке все ходили Вот так, вот так! Вперевалочку ходили. Вот пенечки увидали Через них все зашагали. Вот так, вот так! Через них все зашагали. А потом они играли И друг друга догоняли. Вот так, вот так И друг друга догоняли. И медведя увидали. Вот он Мишенька сидит Погремушками гремит. 1. Комплекс ОРУ Погремушки дети взяли С ними быстро зашагали. Погремушки так гремят всех ребяток веселят
Стали погремушки поднимать А потом их опускать! Поднимать и опускать Поднимать и опускать. А теперь все сядем дружно на пол Ножки вытянем вот так Погремушки не гремят на коленочках лежат Тихо-тихо все сидят, погремушки не гремят. А теперь на спинку ляжем Погремушками помашем. А теперь все встанем дружно Станем вместе приседать Погремушками стучать. Стук и прямо, Стук и прямо. А теперь все дружно мы попрыгаем. Погремушками звеним. Подуем на погремушку. Тихо. Тихо все пойдем Погремушки уберем. |
Ходьба по дорожкам
Перешагивать пенечки. (“блинчики”)
Повторить 2 круга. Бег
Ходьба, дети подходят к мишки и берут погремушки по 2штуки. Ходьба, построение врассыпную.
И.п. – о.с., погремушки к груди. Погремушки вперед, погреметь и опустить. (повторить 4-5 раз) И.п.- о.с., погремушки внизу Поднимать вверх и опускать (повторить 4-5 раз).
И.п.- сидя, ноги вместе Наклоны вперед, погремушкой достать носки.(повторить 4-5 раз)
И.п.- лежа на спине Поочередное сгибание и разгибание рук и ног(повторить 6-8 раз) И.п. – о.с. Приседание (повторить 4-5 раз).
И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах.
Упражнение на дыхание. . |
Воспитатель собирает погремушки и проводит с детьми упражнение “Солнышко”
на развитие медленных, плавных движений, способствующих вытягиванию позвоночника, формирование правильной осанки.
Вот как солнышко встает – Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет – Ниже, ниже, ниже. Хорошо, хорошо солнышко смеется, А под солнышком всем весело живется. |
Дети сидят на корточках и медленно
встают, одновременно поднимая руки кверху. Опускаются на корточки и кладут руки под щечки. Выполняют пружинку (прыжки на месте), хлопая в ладоши. |
Инструктор по физвоспитанию готовит оборудование к ОВД
Инструктор: Мишка нес домой малину
Ягод полную корзину
Шел, устал и корзинку потерял.
(обратить внимание на то, что Мишка грустный)
- Ребята, давайте поможем собрать ягодку в корзинки по цвету.
2.ОВД:
Повторить 2 раза.
Инструктор убирает оборудование и раскладывает домики (плоские кольца) для подвижной игры.
Воспитатель от имени медведя говорит:
- Спасибо вам ребятки, помогли мне ягодку собрать, давайте с вами поиграем. Вы будете пчелками, мед в улей собирать (одевает детям медальки – пчелок).
3.Подвижная игра “Пчелки и медведь”
Дети – “пчелки” летают, жужжат. Появляется медведь.
Инструктор: Мишка идет, мед у пчелок унесет. Пчелки домой!.
Пчелки летят в свои домики.
Воспитатель - Медведь идет к ним.
Дети говорят: Этот улей – домик наш
Уходи медведь от нас Ж-ж-ж-ж. Повторить 2 раза.
Медведь предлагает поиграть еще в игру. Дети встают в круг.
Малоподвижная игра “ Мишуткин шар”
“Надувала мама шар, а мишутка ей мешал:
Подошел и лапкой – хлоп!
А у мамы шарик – лоп! -ш – ш –ш!”
Дети прощаются с медведем.
“Разноцветные ленточки”
Задачи:
- Учить бросать мячик в цель;
- Упражнять в ползании и переползании через препятствия;
- Развивать координацию движений, ловкость;
- Стимулировать с помощью игры двигательную и познавательную активность детей.
Пособия: ленточки по количеству детей, “дорожка”, скамейка, бревно, обручи, 4 цветка (красного, белого, синего, зеленого цвета), разноцветные бабочки по количеству детей
Солнце встало на заре, | Ходьба по дорожке. |
по дорожке мы пошли. | |
Мы за солнышком идем, | |
Сто друзей себе найдем. | |
Мы шагаем, мы шагаем, | |
Прямо по дорожке, | |
Хорошенько поднимаем | Ходьба, перешагивая из обруча в обруч |
Выше наши ножки! | |
Вот мишка косолапый по лесу идет | Ходьба “как мишки” |
Шишки собирает, песенку поет. | |
Шишка упала прямо Мишке в лоб. | |
Мишка рассердился и ногою топ. | |
Побежали наши дети | Бег за инструктором. |
Все быстрее и быстрей, | |
Не догонит косолапый | |
Ну, давайте веселей. |
А сейчас мы все тихо-тихо пойдем.
Ребятки, посмотрите, кто к нам навстречу бежит. (Дети отвечают)
Правильно, рыжая лисичка. А посмотрите, что у нее в корзинке. Это разноцветные ленточки.
(Спросить у детей цвет ленточек)
Свободное построение.
2. ОРУ с ленточкой:
Поднимаем ленту вверх Выполняем ловко трюки 1-2-3,1-2-3 Улыбнись и повтори |
И.п. – стойка ноги врозь, ленточка в
правой руке. Поднять ленточку вверх; опустить ленточку вниз. То же другой рукой |
За край ленточку держи И пружинку покажи 1-2-3, 1-2-3 И пружинку покажи |
И.п. – стойка ноги врозь, ленточку
взять за края. Ленточку вправо, вернуться в и.п. То же движение влево. Повторить 3-4 раза. |
Спинку держим выпрямляем, Приседанье выполняем. 1-2-3, 1-2-3 Приседанье повтори. |
И.п. – узкая стойка, ноги врозь,
ленточка внизу. Присесть, ленточку положит на пол, встать. Затем присесть взять ленточку, встать |
На животик ляжем дружно Ленточку поднять нам нужно 1-2-3, 1-2-3 И еще раз повтори. |
И.п. – лежа на животе, ленточка вверху. Ленточку назад, прогнуться (ноги прямые); вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз. |
1-2-3 – прыжки на месте Прыг да скок, Прыг да скок Через ленточку прыжок |
Перепрыгивание ленточки на двух ногах
( темп произвольный). Повторить 4-5 раз. |
Превратились в ветерок Ленточку качаем 1-2-3, 1-2-3 Дружно повторяем |
Упражнение на дыхание “Подуй на ленточку” 2-3 раза. |
ОВД:
Ползание по скамейке, переползание через бревно, прыжки через две линии “Через препятствие” (в гости к лисичке).
Бросание мячика в горизонтальную цель (корзину) (повторить 2-3 раза).
Инструктор: вправо влево повернулись и в бабочек превратились
Подвижная игра “Найди свой цветок” (2 раза повторить).
На полу раскладывают большие цветы (красного, белого, синего, зеленого цвета). Детям раздают в руки бабочек цветных (красного, белого, синего, желтого цвета). Дети – “бабочки” - летают под музыку по залу. После окончание музыки “бабочки” летят к своему цветочку по цвету.
3. Малоподвижная игра “Тишина” (2 раза).
На носочках ходят мышки | Спокойная ходьба по залу |
Так, чтоб кот их не услышал. | |
На носочках ночка ходит | |
Сны в той ночке тихо бродят. | Дети присаживаются на корточки |