“Тайны живой природы”
Iтур “Фауна”
Звучит музыка голоса природы
Ведущий 1:
Все видеть, все понять,
Все знать, все пережить,
Все формы, все цвета
Вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле
Горящими ступнями.
Все воспринять
И снова воплотить.
М. Волошин.
Ведущий 2: Цитата: “…Весь огромный мир вокруг меня полон неизвестных тайн, и я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире” (В. Бианки.)
Ведущий 1: Первый тур нашей игры посвящен удивительному, загадочному и привлекательному миру животных, частью которого и мы с вами являемся. Во многом животные похожи на нас, а мы на них, некоторые племена поклонялись им как богам. Оберегающие тотемы и амулеты содержали изображение разных животных. И перед сегодняшней игрой я бы хотела, чтобы каждая команда выбрала животное в качестве талисмана и показала его пантомимой, а соперники должны будут отгадать. (Команды показывают пантомимы)
Ведущий 2: Сегодня мы с вами посоревнуемся в заданиях о животных, а также откроем некоторые тайны животного мира. Итак, мы начинаем. Наш первый конкурс “Как разговаривают птицы и животные”, я буду задавать вопрос и предлагать к нему три варианта ответа, вы командой решаете, под какой буквой правильный ответ, и игрок, у которого эта буква, встает. (Буквы А, Б, В розданы заранее)
Вопросы:
- Лиса: лает, воет, пищит
- Олень: мычит, трубит, урчит
- Филин: охает, ахает, ухает
- Кабан: хрюкает, ревет, скрежет зубами
- Перепелка: квохчет, токует, поет
Ведущий 1: Следующий конкурс - любознательных. Перед вами табло, которое содержит четыре темы: млекопитающие, обитатели воды, насекомые, птицы. Каждая тема содержит вопросы, команды по очереди выберут вопрос.
Млекопитающие | Обитатели морей и рек | Насекомые | Птицы |
Какое животное лучше слышит, чем видит (Олень) | Эту рыбу на Руси считали самой глазастой, оттого, наверное, так и назвали. Что это за рыба? (Окунь) | Какого жука, согласно преданию, не взял с собой на ковчег Ной, исходя из практических соображений безопасности? (Жука – древоточца) | Какого пернатого хищника называют “золотым орлом” из-за цвета головы? (Беркута) |
Название какого хищника амазонской сельвы означает “убийца, справляющийся с жертвой одним прыжком” (Ягуар) | В средневековой Европе эти рыбы имели особую практическую ценность: они имеют примерно одинаковые размеры, поэтому стали своеобразной единицей обмена. (Сельдь) | Назовите единственного представителя отряда бабочек, издающего звук. (Мертвая голова) | Белая - обитает в тундре, бородатая - в лесостепи. Кто это? (Куропатка) |
Ведущий 2: Третий конкурс называется “Самый, самая, самое” каждая команда получает лист с вопросами и вписывает в них ответы.
Вопросы:
- Самая крупная клетка живого организма?
- Назовите организм минимальных размеров?
- Самое крупное животное, обитающее в наши дни на Земле?
- Самый крупный обитатель суши?
- Самое высокое животное на земле?
- Самый крупный хищный зверь на Земле?
- Самая большая обезьяна?
- Самое медлительное млекопитающее?
- Млекопитающее с самым большим периодом вынашивания детенышей?
- Какая рыба живет дольше всех?
Ведущий 1: В религиях и культурах многих народов животные являются символами и даже богами. Задание: стрелками показать, что символизирует каждое животное.
медведь | росомаха | ворон |
активность и | спокойствие и | хитрость |
наблюдательность | размышление |
II тур “Флора”
Цитата: “Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь об него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу…” Климентий Аркадьевич Тимирязев
Ведущий 1. Зеленые растения усваивают солнечную энергию в процессе фотосинтеза, при котором образуются органические вещества, которые используются для питания всех органов, а также для построения новых клеток растений. Растения обогащают атмосферу кислородом, необходимым для дыхания живых организмов. Леса, луга, степи служат местом обитания животных, они находят здесь пищу.
Ведущий 2. Велико значение зеленых растений и в жизни человека. Растения служат источником топлива, строительных материалов и сырья для промышленности. Человек ими питается.
Ведущий 1. Среди многообразия растительного мира есть растения, которые могут показывать стороны света, залежи полезных ископаемых. Есть растения удивительные своей историей, влиянием на развитие культуры и искусства. Есть, наконец, растения удивительные тем, что сохранились до наших дней такими, какими создала их природа много миллионов лет назад.
Ведущий 2. И сегодня мы поговорим об этом многообразии растений и откроем некоторые их тайны. Итак, мы начинаем. Наш первый конкурс называется “Чемпионы растительного мира”, сейчас мы узнаем, какие же растения являются самыми-самыми. (Команды получают анкеты с вопросами, время на выполнение 5 минут)
Вопросы анкеты:
- Самое крупное водоплавающее растение? (Водяная лилия Амазонки)
- Самый крупный цветок в природе? (Раффлезия)
- Самое маленькое растение на свете? (Ряска)
- У какого растения самые глубокие корни? (Дикий фикус Ю. Америка)
- Самая быстрорастущая трава? (Бамбук)
- Дерево с самым большим числом листьев на побеге? (Кипарис)
Ведущий 1.Наш следующий конкурс называется “Два имени одному”. Каждая команда получит таблицу, в заголовках столбцов которой даны имена семи растений. В заголовках строк приведены вразброс их вторые имена (прозвища). Сложите ключевое слово из букв находящихся на “правильных” пересечениях двух имен одного и того же растения.
Секвойя | Брокколи | Авокадо | Кислица | Ткемали | Арония | Папайя | Ключ | |
Аллигаторова груша | р | д | м | т | ч | г | ж | М |
Черноплодная рябина | э | й | к | щ | с | о | я | О |
Мамонтовое дерево | л | ш | х | в | ь | у | б | Л |
Алыча | а | о | ф | ю | о | д | ъ | О |
Спаржевая капуста | л | д | ю | а | е | г | з | Д |
Заячья капуста | к | с | р | ц | ж | щ | э | Ц |
Дынное дерево | в | у | ч | ь | б | й | ы | Ы |
Ведущий 2.А сейчас мы совершим путешествие в прошлое и поговорим о легендах, складываемых о растениях. От каждой команды, по очереди, выйдет один участник и жребием вытянет карточку с легендой. (Время на обдумывание 3 минуты).
Легенда 1. Эти растения появились на Земле более 100 млн. лет назад и в настоящее время имеют широкое географическое распространение. Славяне издревле называли ее одолень-травой. Отправляясь в путь, они прятали на груди кусок корневища этого растения – считалось, что оно помогает преодолеть всякие опасности. Назовите это растение. Кувшинка, лилия.
Легенда 2. Это дерево глубоко почиталось у народов Средиземноморья. Предания рассказывают, что в это чудесное дерево превратилось копье Афины – богини мудрости и покровительницы мирного труда, поэтому ветвь этого дерева издавна является символом мира и благополучия. Оливковое дерево.
Легенда 3. Славяне верили, что это дерево священное, ему приписывали чудодейственную силу, посвящали богу грома и молнии Перуну. Изображения Перуна вырубались только из этого дерева. Видимо, поэтому с давних пор ветвь дерева олицетворяла могущество, силу и долголетие. Дуб.
Легенда 4. Растение это было известно в Китае более 4 тыс. лет назад. Китайцы твердо верят, что растение – носитель тайных сил, возвращает здоровье, что оно способно продлить жизнь и подарить вечную молодость. Это растение имеет корень, подчас удивительно напоминающий форму человеческого тела. Женьшень.
Ведущий 1.В России привозными красками пользовались редко. Крестьяне приготовляли их из растений, которые росли рядом: на огороде, в лесу, в саду. Команды получают карточки с названиями растений и краски, получаемые из этих растений. В нижней строке таблицы напишите цифры соответствия.
Название растений | Краски |
1.Горец красильный | 1.Желтая, зеленая, черная. |
2.Щавель конский | 2.Красная, желтая, оранжевая |
3.Ягоды ежевики, черники | 3.Синий |
4.Зверобой | 4.Фиолетовый |
5.Манжетка | 5.Желтый |
1-3, 2-5, 3-4, 4-2, 5-1 |
Ведущий 2.Издревне люди использовали целебные свойства растений в лечении болезней. А мы с вами узнаем из следующего задания, от каких болезней помогают некоторые из растений. Для этого нам нужно, чтобы вышел 1 представитель от каждой команды. Они получат карточки с названием растений.
Ведущий зачитывает характеристики растения, участники поднимают правильный вариант ответа. Неправильно ответивший выбывает. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1.Однолетнее травянистое растение, высотой до 40 см. Листья дваждыперисторазделенные. Цветки в корзинках. Растет у дорог, на лугах, около жилья в лесостепной и степной зонах. Применяют при простуде, заболеваниях печени, кишечника, желудка, кожных заболеваниях, как успокаивающее средство, при раздражении кожи и угрях. (Ромашка аптечная)
2. Многолетнее травянистое растение, высотой до 60 см. Листья непарноперистые, цветки золотисто-желтые. Растет в тенистых местах, в лесу, по оврагам. Водный раствор применяется при кожных заболеваниях, болезнях печени и кишечника, ревматизме. Соком сводят бородавки, мозоли. (Чистотел)
3. Многолетнее травянистое растение, высотой до 70 – 150 см. Листья супротивные сердцевидные. Цветки зеленоватые, собраны в повислые колосовидные соцветия. Встречается в лесной и лесостепной зонах. Отвар применяют при внутренних кровотечениях, как полоскание при ангине и как отхаркивающее при кашле. Препараты растения ускоряют процесс свертываемости крови, улучшают обмен веществ, понижают содержание сахара в крови. (Крапива двудомная)
Ведущий 1. На протяжении тысячелетий пользовался человек дарами растительного мира и в своей многосторонней деятельности не только эксплуатировал запасы полезных растений, но и преобразовал природу, изменяя тем самым условия существования многих видов, а ведь каждый вид, созданный природой, уникален и неповторим, поэтому утрата его невосполнима.
Ведущий 2.Мы надеемся, что сегодняшняя игра вызовет у вас не только интерес к чудесному миру растений нашей планеты, но и доброе, бережное отношение к любому цветку, травинке или дереву. Ведь мир растений – источник жизни на Земле, и сохранение зеленого океана планеты зависит только от человека.
“Дайте планете шанс”
I тур “Земля только одна”
звучит музыка звуки природы
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в Доме детского творчества “Кировский” на I туре районной экологической игры “Дайте планете шанс”. И I тур называется “Земля только одна”.
Ведущий 2:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
С. Смирнов.
Ведущий 1: Итак, мы начинаем, наш первый конкурс называется “Четвертый лишний”. Вы знаете, что все должны питаться, чтобы получить энергию, необходимую для жизнедеятельности. Сейчас каждая команда получит конверт, в котором находятся картинки четырех животных, вы должны составить цепь питания из трех звеньев (одно животное будет лишним).
Ведущий 2: Для следующего конкурса “Кто же это?” на сцену выходят по два участника от каждой команды. Одному на спину прикрепляется картинка с изображением животного или растения. Этот участник может задавать вопросы второму участнику, на которые тот может ответить только “да” или “нет”. Задача быстро разгадать, что изображено на картинке.
Ведущий 1: А теперь конкурс интеллектуалов. Каждая команда получает лист с вопросами, варианты ответа “ДА”, “НЕТ”.
Варианты вопросов викторины:
- Медведь коала имеет узкую среду обитания?
- Правильно ли дано название животным – землеройки?
- Правда ли, что термин “экология” ввел Карл Рулье?
- Термин “глобальная экология” ввел М. Будыко?
- Озоновые “дыры” - главные причины сокращения числа видов на земле?
- Автотранспорт – основная причина загрязнения воздуха в большинстве крупных городов?
- Биосфера - самая крупная экосистема на Земле?
- Международная Красная книга имеет страницы 6 цветов?
- Пропустив воду через песок в полевых условиях, ее можно обеззаразить?
Ведущий 2: Экологические проблемы не знают государственных границ и природных барьеров, и решать их необходимо всем миром, а мы с вами попробуем внести свою лепту, решив экологические задачи. Сейчас от каждой команды выйдет участник и вытянет карточку с экологической задачей.
Варианты экологических задач:
Если из океана извлечь все растения и всех животных и взвесить на весах, то масса растений окажется в 20-ть раз меньше массы животных. Нет ли здесь противоречий с законом экологической пирамиды?
Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам принести из ее зимнего сада в спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему?
Ведущий 1: Велико многообразие животных на этой планете, и каждому из них отведено свое место в природе. Сейчас помощники раздадут карточки с изображением животных. Ваша задача выбрать и подписать названия всех животных и выбрать тех, которые не обитают на данной территории.
IIтур
“Все меньше окружающей природы,
все больше окружающей среды”
Звучит музыка звуки природы
Ведущий 1: Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь свалки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю тоже надо охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
Ведущий 2: Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши участники. Сейчас команды получат листы с вопросами викторины и вариантами ответов. Правильные ответы необходимо вписать в таблицу, приведенную ниже.
Варианты вопросов викторины
Шли по лесу и увидели тлеющие угольки костра. Что надо сделать?
- а) залить водой или затоптать до полного исчезновения дыма
- б) сообщить в пожарную часть
Вы пошли в лес за ягодами
- а) собираете букеты веточек с ягодами
- б) рвете по одной только спелые ягоды
Вы увидели надломленные веточки дерева. Что вы будете делать?
- а) укрепите и обвяжете платком или пластырем
- б) вылечите и отпустите на волю
После похода остался мусор. Ваши действия?
- а) унесете домой в мусоропровод
- б) закопаете в яму
Вы нашли в дупле орехи и грибы. Что с ними делать?
а) оставить на месте
б) положить в дупло что-нибудь вкусненькое
Ведущий 1: Для следующего конкурса “Веришь, не веришь” вызываются по одному участнику от каждой команды. Вам даются карточки с вариантами ответов “ДА”, “НЕТ”. Я читаю вопрос, вы поднимаете карточку с правильным вариантом ответа. Ответивший неправильно выбывает.
Варианты вопросов
- Стрижи спят на лету?
- В Японии едят ядовитых рыб?
- В Африке водятся мухи людоеды?
- Змеи могут совершать прыжки в высоту до 1 метра?
- Дикобраз стреляет своими иглами во врагов?
Во время ухаживания пеликаны угощают друг друга рыбой?
Ведущий 2: А сейчас небольшая разминка. Вызывается самый спортивный участник команды. Он получает скакалку и, прыгая через нее, на каждый прыжок, называет организм из заданной группы (например, кустарники, деревья и т.д.).
Ведущий 1: Как не плачевно, но с каждым годом пополняется Международная Красная книга, а мы сейчас проверим, знаете ли вы животных, занесенных в Красную книгу. Каждая команда получит лист с изображением животных из Красной книги. Необходимо подписать названия этих животных.
III тур
“Экология дома и города”
Ведущий 1: В наше время жизнь в городах связана со многими преимуществами. Поэтому неудивительно, что города продолжают привлекать к себе миллионы людей. Невозможно сказать, как пагубно сказывается перенаселение на окружающей среде. Бывший генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор говорит: “Города потребляют огромное количество энергии, истощают запасы воды и поглощают пищу и ресурсы (…). Окружающая среда истощается, поскольку не может больше восстанавливаться и компенсировать вред, наносимый человеком”.
Ведущий 2: В ХХ веке ученые зарегистрировали новую болезнь. И что странно, болеют преимущественно горожане. И болезнь какая-то непонятная: вроде бы здоров человек, но стал быстро уставать, появилась раздражительность, сонливость, проблемы с пищеварением. Что за странная болезнь? Откуда появилась? А называют ученые эту болезнь “синдром больного здания” и связана она с загрязнением воздуха внутри жилого здания.
Ведущий 1: Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем говорить об экологии дома и города. А проводить наш сегодняшний тур мы будем по типу телевизионной игры “Умники и умницы”.
Ведущий 2: Из всех команд – участниц, в отборочном туре, мы отберем три, которые будут играть в финале.
Вопросы отборочного тура.
- Что такое урбоэкология?
- Где выше температура воздуха: в центре города или на окраинах и почему?
- Что является основным источником загрязнения воздуха в Новосибирске?
- Что является источником загрязнения рек на территории Новосибирска?
- Почему, часто, растения вдоль дорог плохо растут?
- Почему не рекомендуется купаться в водоемах на территории города?
- Можно ли собирать плоды шиповника и боярышника для еды или лечения, вблизи автомагистралей и на территории города?
- Почему введены нормативы по уровню шума в городе?
- На каком этаже выше концентрация радиоактивного газа радона, на 1 или на 2?
- Какие опасные вещества выбрасываются в атмосферу при работе автотранспорта?
Вопросы финала
- Какие указы Петра I имели экологическое назначение?
- Какие мероприятия помогают снизить загрязнение воздуха от автотранспорта?
- Какие факторы влияют на содержание кислорода в воде, а значит, и на жизнедеятельность водных обитателей?
- Почему почвы считают зеркалом ландшафта?
- Каковы основные источники загрязнения почвы?
- Где, как правило, разнообразнее видовой состав растений: в городском парке или в лесу, почему?
- Что такое синантропные виды, какие из них живут в нашем городе?
- Что можно получить из бытовых отходов?
- Сколько без переработки может лежать бумага, металлическая банка, полиэтиленовый пакет, стеклянная банка?