С начала III тысячелетия было проведено несколько конференций ЮНЕСКО, посвященных проблемам защиты культурной самобытности и сохранения разнообразия культур. Такое настойчивое обращение к этой теме связано с тем, что из-за процессов урбанизации богатство мировой цивилизации стремительно оскудевает: исчезают языки многих народов, технологии ремесел, промыслы, традиционное народное искусство…
В современном сообществе сохранением историко-культурного наследия занимаются: с одной стороны учреждения культуры (музеи, дома культуры, центры сохранения историко-культурного наследия), с другой стороны – образовательные учреждения (институты, школы, структуры дополнительного образования). Детские музеи, ставшие реальностью в России с начала 90-х годов XX века, занимают, как правило, промежуточное положение: по составу аудитории, по своим целям и задачам, по юридическому статусу они являются образовательными учреждениями; а по содержанию фондовых собраний и основным функциям (собирательская, охранительная, исследовательская, экспозиционная) их можно отнести к сфере культуры.
Богатая палитра музейно-педагогических программ, построенных с учетом особенностей детского восприятия и потребностей развития подрастающего поколения, делает детские музеи значительным событием не только в педагогическом мире. Опыт детских музеев по включению объектов исторического наследия в контекст современной культуры будет, несомненно, полезен и интересен и для профессионалов сферы культуры.
Весь огромный пласт историко-культурного наследия разделяется на объекты материальной и нематериальной культуры. Материальная культура – вещественные комплексы, архитектурные ансамбли, историко-бытовые и промышленные объекты и пр. Проблемы их сохранения, и использования в культурно-образовательной работе разработаны достаточно полно. А вот вопросы сохранения нематериальной культуры стали активно обсуждаться лишь в последнее время.
Ученые-культурологи выделяют три категории нематериального культурного наследия, которые требуют разных подходов и методов работы.
- Первую группу составляют виды культурной деятельности, имеющие выражение в физической форме: процессы и результаты этой деятельности можно видеть, осязать. Это ремесла, обряды, танцы, производственные процессы, особенности быта, традиции и пр.
- Вторую группу нематериальных культурных объектов составляют способы выражения, не заключенные в физическую форму. Это язык, песни, диалекты, устное народное творчество.
- Объекты третьей группы носят еще более неосязаемый характер: это символическое и метафорическое значение различных объектов, которое сохраняется в виде поверий, суеверий, предрассудков. К этой группе примыкают и формы традиционного духовного опыта – наставничества, просветительства, воспитания, врачевания.
Процесс работы с объектами всех трех групп нематериального культурного наследия имеет общие закономерности и охватывает следующие этапы:
- Отбор объектов нематериальной культуры для сохранения и изучения
- Ревитализация (т.е. возвращение их к жизни)
- Трансляция (передача знаний об этих объектах подрастающему поколению)
- Актуализация (включение опыта предыдущих поколений в современный контекст)
- Генерация новой культуры (воспитание, образование нового поколения)
Работа с первой группой объектов нематериальной культуры наиболее привычна для образовательных учреждений. Деятельность этнографических, краеведческих объединений, школ традиционной народной культуры, детских музеев охватывает, как правило, первые этапы процесса сохранения традиционной народной культуры. Но сохранить - это не только изъять предмет из среды бытования и музеефицировать его. Важно включить объекты исторического наследия в контекст современной культуры, “вдохнуть” в них новую жизнь. Работа по актуализации историко-культурных традиций и генерации на их основе новой культуры требует нестандартных, интерактивных форм работы.
Особенно актуально применение интерактивных форм и методов в сфере воссоздания исторических технологий, ведь в этом случае мы имеем дело с давно утраченными традициями. Чтобы вернуть их к жизни недостаточно научной реконструкции, нужно, чтобы ученые, педагоги, музейные сотрудники сами стали носителями этих традиций и организовали их передачу из поколения в поколение. Детский музей, организованный по типу мастерской становится идеальной площадкой для такой эстафеты. В Доме детского творчества “Кировский” г. Новосибирска подобный музей-мастерская действует уже более десяти лет.
Детский археолого-краеведческий музей “Мастерская предков” создан по инициативе и при активном участии ребят – воспитанников Клуба юных археологов “Потомки”. Он был задуман как точка пересечения древних и современных технологических традиций, соседства подлинных памятников истории и новоделов; как место диалога строгой научной реконструкции и свободной детской интерпретации.
Интерьер музея стилизован под древнюю мастерскую, в нем нет застекленных витрин, традиционного этикетажа, все экспонаты находятся в режиме свободного доступа. В оформлении использованы только натуральные природные материалы: стены из горбыля, каменный угловой очаг, прутьевые и травяные циновки, глиняные светильники, деревянные столы и лавки, - все это способствует эффективному “погружению” в прошлое. Экспозиционное пространство состоит из нескольких рабочих зон: мастерской по обработке камня и кости, зон гончарства, ткачества и плетения.
Траектория восстановления древних технологий в нашем музее такова: исторические реконструкции, выполненные учеными на основании археологических и этнографических источников, осваиваются музейным активом через участие в работе научно-экспериментальных полигонов. Затем эти знания и умения применяются ребятами в музейно-экскурсионной деятельности и передаются посетителям. Таким образом, древние традиции проходят двойную, и даже тройную интерпретацию, что делает их живыми и развивающимися. Важно то, что знания и навыки передаются непосредственно из рук в руки, в ходе диалога, беседы “мастеров” и “подмастерьев”.
Во время музейных занятий перед маленькими посетителями не ставится цель сделать точную копию подлинного каменного орудия или украшения, повторить орнамент глиняного горшка или форму свистульки. Главное – почувствовать свойства материала, освоить первобытные способы и, прислушиваясь к своим ассоциациям, создать собственные образы. Так, в детском творчестве культурно-историческое наследие перестает быть только информацией, а становится переживанием, чувствованием. По всей вероятности, именно такой способ передачи знаний наиболее адекватен древним традициям.
Особенностью детского музея является активная культурно-образовательная и учебно-исследовательская деятельность. Двенадцать лет музейной жизни включают в себя около двадцати археологических и экспериментальных экспедиций, 5 реализованных социально-значимых проектов, 10 снятых своими силами учебно-методических видеофильмов, регулярное участие в мониторинге археологических памятников, несколько интерактивных выставок и музейных фестивалей, успешное участие в 17 научно-практических семинарах и конференциях школьников. В “Мастерской предков” ребята получают возможность и погрузиться в камерную обстановку фондовой работы, и пережить успехи и трудности учебно-исследовательской деятельности; они учатся вести живой диалог с посетителями музея и создавать праздничную атмосферу для участников выставок и фестивалей. Но самое главное – пройдя школу музейной работы, они приучаются к бережному и уважительному взаимодействию с культурно-историческим наследием.