Занятие в 3-м классе по теме "Меры пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях"

Разделы: ОБЖ, Внеклассная работа


Цели занятия:

  1. познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными", с действиями при чрезвычайных ситуациях;
  2. развивать умение находить решение в сложных ситуациях;
  3. сформировать представление о том, как выглядит опасность и почему она возникает;
  4. закрепить теоретические и практические знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации;
  5. развивать способы умственных действий, кругозор детей;
  6. воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность;
  7. воспитывать высшие моральные качества: стремление считаться с общественным мнением, требовательность к себе и товарищам, ответственность перед обществом.

Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Оборудование:

  1. игрушки Знайка и Незнайка;
  2. таблицы «Опасность игры с огнем», «Первичные средства пожаротушения»;
  3. знаки безопасности для каждого ученика;
  4. набор цветных кружков (красный, желтый, зеленый) для каждого учащегося;
  5. набор карточек с описаниями ситуаций;
  6. схема расшифровки цветовых сигналов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Минуты вхождения в занятие. (Создание условий для чувственного восприятия учащимися атмосферы занятия. Звучит легкая музыка, на фоне музыки слова учителя).

- Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.

- За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки? Какие добрые и умные у вас руки!

На фоне музыки педагог читает стихи:

Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья-
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.

- Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

- Люди говорят: «Дружбу бережешь – правильно живешь».

- Как вы понимаете это высказывание?

II. Введение в тему.

Информация учителя о чрезвычайных ситуациях.

- Среди многих умений, которые нужны в жизни каждому человеку, есть одно очень важное - умение правильно действовать в случае любой опасности. Чем больше ты знаешь о разных видах опасности, тем увереннее ты будешь себя чувствовать. А это очень важно. Если человек уверен в себе, в своих знаниях, он обязательно сумеет справиться с опасностью, даже незнакомой.

- Опасное происшествие в разговорной речи взрослые часто называют «экстремальной ситуацией». Это ситуация, которая, как правило, угрожает здоровью и жизни. Это могут быть — пожар в квартире, столкновение со злой собакой или встреча со злоумышленником. В любом случае в такой ситуации потребуется умение преодолеть страх и растерянность, подавить внутреннюю панику. Чтобы всё это тебя не застало врасплох, надо ещё раз вспомнить о главных правилах безопасного поведения:

На доске «Правила безопасного поведения»

ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ.

ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ.

ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ — ДЕЙСТВОВАТЬ.

И добавим ещё:

ДЕЙСТВОВАТЬ, КАКОЙ БЫ БЕЗНАДЕЖНОЙ СИТУАЦИЯ НИ КАЗАЛАСЬ.

- Конечно, опасности бывают разные. И не всё, к сожалению, можно предвидеть. Например, учёные до сих пор не могут точно предсказывать, где и когда произойдёт землетрясение. И самые хитроумные приборы не могут заранее сказать, сколько будет разрушительных баллов: они регистрируют только то, что уже произошло.

- Наводнение и шторм предвидеть легче. Но избежать их, как и другие стихийные бедствия, невозможно.

- Стечение людских ошибок может привести к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе или крупной электростанции. Когда опасность угрожает сразу многим людям, тогда ситуацию, по официальной терминологии, называют чрезвычайной. И справиться с ней своими силами нельзя. Здесь приходят на помощь специально подготовленные люди — спасатели. Они умеют вытаскивать раненых из завалов землетрясений и обвалов шахт, знают, как справиться с отравляющим дымом во время пожара на химическом заводе, могут подняться на вершину неприступной горы, где разбился самолёт.

- В нашем правительстве есть специальное министерство, которое так и называется — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Именно оно руководит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда. Кроме этого, в Москве создана специальная городская служба спасения, которая приходит на помощь в опасных ситуациях. Например, в квартире за захлопнувшейся дверью остался маленький ребёнок, а на кухне включена газовая плита. Или кто-то провалился в открытый канализационный люк, или машина упала с моста в Москва-реку...

- Опасные ситуации складываются для каждого индивидуально, и ты не можешь предвидеть, в каком конкретном виде она когда-нибудь встретится. В опасную минуту тебе самому придется принимать решение, основанное на знаниях, полученных в школе.

Этот значок – часть эмблемы МЧС. Ее называют «Звезда надежды».

Обобщение по полученной информации.

- Итак, что такое "чрезвычайная ситуация"?

- Правильно. Какие опасности можно отнести к чрезвычайным?

III. Формулирование темы и целей занятия путем создания проблемной ситуации.

- Мы с вами будем говорить о ситуациях, произошедших не из-за природных изменений, а по вине человека.

- Прослушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и определите тему урока.

Ехал один гражданин по Москве – Мечется кто-то в дыму и огне.
Белая кепка на голове, Много столпилось людей на панели.
Ехал весной на площадке трамвая, Люди в тревоге под крышу смотрели:
Что-то под грохот колёс напевая. Там из окошка сквозь огненный дым
Вдруг он увидел - напротив в окне Руки ребёнок протягивал к ним.

- Что случилось в этом доме?

- Как это могло произойти?

На классной доске записаны слова Владимира Маяковского:

Запомнить твердо нужно нам — пожар не возникает сам!

- Тема сегодняшнего занятия «Меры пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях».

- Что бы вы хотели узнать по этой теме?

- Основываясь на ваших пожеланиях, вы сегодня узнаете, как выглядит опасность и почему она возникает, будем учиться находить решение в сложных ситуациях, закрепим теоретические и практические знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации;

IV. Актуализация субъектного опыта учащихся.

- Чем опасен пожар?

- Отчего может возникнуть пожар?

- Назовите причины. Дети называют причины пожара, а учитель записывает на доске:

1. неисправность электрических приборов;
2. забывчивость (забыл выключить);
3. искра (печь, камин );
4. легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол);
5. спички (игры со спичками);
6. керосин, бензин, газ - самые главные виновники пожаров — люди.

V. Изучение нового материала.

Опережающее задание (информация, подготовленная детьми по теме «Меры пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях»).

1. На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.

2. Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома — помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком— внизу меньше дыма.

3. Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони «01». Если ты живешь в современном непрогораемом доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и жар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.

Составление правил пожарной безопасности.

- Давайте, определим правила пожарной безопасности,

1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками.
2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы. Не суши бельё над плитой.
3. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

V. Оздоровительная минутка.

VI. Практическое применение знаний и способов деятельности.

Творческая работа по составлению правил в рисунках.

- Знаете ли вы, что правила можно составлять не только словесно, но и изобразить художественно?

- Что можно изобразить в рисунках в соответствии с правилами? (Ребята изображают правила пожарной безопасности в рисунках.)

Работа в группах по карточкам.

- А если пожар все-таки возник? Какие правила поведения нужно знать и соблюдать?

- Ваша задача продолжить правила поведения при пожаре. Каждой группе дается начатое правило на карточке, которое необходимо закончить.

1 карточка. Если огонь небольшой……….., (можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.)

2 карточка. Если огонь сразу не погас………., (немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону «О I» (табличка) или попроси об этом соседей.)

3 карточка. Если не можешь убежать из горящей квартиры…………, (сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.)

Знает каждый гражданин этот номер «01».

Если к вам придет беда — позвони скорей туда.

А если нету телефона — позови людей с балкона.

4 карточка. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься…………., (опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.)

Запомнить и взрослым необходимо:

Чаще в пожарах гибнут от дыма.

5 карточка. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Почему? …..(Он может отключиться, и ты задохнешься.)

Проверка проведенной работы по карточкам (выступления спикеров групп).

Дополнение правил учителем.

6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

С дымом мешается облако пыли. Миг - и рассыпались медные каски.
Мчатся пожарные автомобили, Лестницы выросли быстро, как в сказке.
Щелкают звонко, тревожно свистят, Люди в брезенте - один за другим –
Медные каски рядами блестят. Лезут по лестницам в пламя и дым.

Работа по таблице «Первичные средства пожаротушения».

- Назовите подручные средства тушения пожара. (Вода, одеяло, брезент, плотная ткань и др.)

- Подумайте, как ими пользоваться.

Анализ ситуаций.

- А сейчас послушайте историю, которая произошла с Незнайкой. (Учитель достает игрушку).

- Однажды Незнайку пригласили в гости. Он готовился очень тщательно: достал новый костюм, почистил ботинки. На следующее утро, когда Незнайка проснулся, он увидел, что проспал. Что тут началось! Незнайка в спешке съел бутерброд, выпил чай. Быстро натянул пиджачок, а он - мятый. Незнайка включил утюг и стал гладить. Заканчивал он, когда часы пробили 11-00. Незнайка быстро оделся и выскочил на улицу. А утюг так и остался на столе включенный...

- Как вы думаете, что случилось дальше?

- Хорошо, что Знайка (учитель достает куклу) был дома и увидел, что из окна дома его соседа валит дым. Он подбежал к телефону и набрал номер...

Учитель прикрепляет к доске карточку 01.

- Что это за номер?

- Пожарники быстро приехали и затушили огонь. Вспомните, из-за чего может возникнуть пожар?

- Все верно. Ребята, Незнайка подготовил для вас стихотворение, про волшебный номер телефона 01.

Этот номер -01.
Знает каждый гражданин
Если в дом придет беда —
Позвони скорей туда.
Если, нету телефона,
Позови людей с балкона.

VII. Первичная проверка новых знаний и способов деятельности.

Игра «Валеологический светофор».

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Валеологический светофор». С помощью которой мы узнаем, как вы умеете находить решения в сложных ситуациях.

Оборудование:

- набор цветных кружков (красный, желтый, зеленый) для каждого учащегося;
- набор карточек с описаниями ситуаций, подготовленных для анализа, и рисунков, их иллюстрирующих;
- схема расшифровки цветовых сигналов:

Красный свет - поведение и поступки, опасные для здоровья.

Желтый свет— поведение, требующее осторожности и осмотрительности.

Зеленый свет — поведение и поступки, полезные для здоровья.

Описание правил игры.

Ученик или учитель зачитывает текст карточки, демонстрирует соответствующий тексту рисунок.

Дети поднимают кружок того цвета, который, по их мнению, адекватен ситуации.

Затем проводится анализ ситуации по вопросам учителя:

- Что произошло?
- Какие причины вызвали ситуацию?
- Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Ситуация 1.

В холодную погоду родители разожгли в доме камин. Когда огонь прогорел, они занялись работой во дворе. Дети достали горячие угольки, сложили их в коробочку из-под конфет, поставили на подоконник и, подражая взрослым, стали на них дуть. Появился огонь, дети обрадовались и стали дуть сильнее. Незаметно загорелась коробка, затем штора и подоконник. Тут дети испугались, спрятались под стол и оттуда наблюдали за пламенем. Комната стала наполнятся дымом. Старший мальчик взял за руку сестру и побежал на улицу к родителям.

Ситуация 2.

Весь день на даче взрослые вместе с детьми вырезали сухие ветки деревьев и кустарников, а вечером дети решили развести костер. Ветки почему-то не загорались. Петя побежал домой, принес бутылку с керосином и полил им сушняк. Поднесли спичку и еле успели отскочить от вспыхнувшего пламени.

VIII. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности по тесту.

Проводится в том случае, если на уроке остается время. Если времени нет, то предлагаемый тест можно использовать для проверки домашнего задания на следующем уроке.

Приложение

1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:

01         газовая служба

03         пожарная охрана

04         скорая помощь

2. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?

а) убежать;
б) закричать, позвать на помощь;
в) вызвать пожарников по телефону 01.

3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;
б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
в) не обращать внимания - ведь горит не в твоей квартире.

4. Для чего прибивают железный лист на полу возле печки?

а) для сохранения тепла;
б) для поддержания чистоты;
в) чтобы угольки не попадали на пол и не вызвали пожара.

5. Почему пожарных называют борцами огненного фронта?

а) умеют быстро разжечь костер;
б) умеют быстро потушить огонь;
в) знают много игр с огнем.

IX. Подведение итогов занятия.

- Что такое чрезвычайная ситуация? (Опасность, угрожающая сразу многим людям.)

- Кто такие спасатели? (Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные происшествия.)

- Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?

- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

- Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

- Никогда не становитесь причиной пожара: не играйте со спичками, зажигалками и другими источниками огня; не бросайте в огонь снаряды, не лейте керосин, бензин и другие воспламеняющиеся жидкости, не оставляйте в лесу непотушенный костер.

X. Домашнее задание.

- Помогут ли страх и паника избежать беды, вызванной чрезвычайной ситуацией?

- Придумай и расскажи историю, как ребенок преодолел страх, не поддался панике, а спасся не только сам, но и увел в безопасное место младшую сестру (брата) во время пожара.

XI. Релаксация.

Педагог показывает рисунок сердца.

- Дети приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Алеша, Лена, Коля?

- Да, бьются наши сердца. Мое большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки.

- Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Что значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят? А слышали, как говорят: «Сердце болит, ноет»? Вспомните, болело ли оно у вас?

- Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце - наш советчик, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны - оно бьется ровно, когда вы сердитесь - учащенно, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. «Прости», - просит оно. У вас добрые сердца, дети? Нарисуйте свое сердце, каким вы его представляете.