Цели:
- Развитие умения воспроизводить повествовательный текст, учитывая его структурные компоненты: начало, основную часть, концовку; умения делить основную часть на мини- части; умения выделять в тексте опорные слова -глаголы.
- Совершенствование навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
- Воспитание внимательного отношения к природе.
Ход урока
I. Постановка учебной задачи.
Уч. Вы сегодня будете писать изложение. С какой целью мы пишем на уроках изложения?
Д. Что- то узнать новое из текста, научиться точно передавать содержание прочитанного или услышанного, точно употреблять слова и правильно писать их.
II. Беседа. Трудно себе представить нашу землю без леса. С детства мы любим бродить по его тропинкам. Внимательно смотрим на деревья. И все деревья красивы: и корявая березка на болоте, и стройные сосны на песчаном косогоре, и плакучая ива на пруду. По лесу надо ходить тихо, тогда вы многое увидите и узнаете о жизни разных зверей и птиц. Мы сегодня узнаем о такой истории из жизни леса.
III. Знакомство и работа над содержанием рассказа.
1. Учитель читает текст.
Еж-спаситель. Ранним утром Маша собирала землянику. Ягод было много. Девочка быстро набрала корзину и побежала домой. Вдруг Маша поскользнулась и вскрикнула от боли. Босая нога сорвалась с кочки и укололась о колючки. Оказывается, под кочкой сидел ёж. Маша заплакала, уселась на кочку и стала вытирать платком кровь с ноги. Видит Маша: на неё ползёт серая змея с чёрными зигзагами на спине. Ядовитая гадюка! Тут ёж засеменил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и бросилась на ежа. Ёж ловко подставил ей свой колючки. Гадюка зашипела и хотела уползти. Еж схватил её зубами позади головы . Тут Маша опомнилась и убежала домой. (98) (По В.Бианки)
2. Рассматривание рисунка «Еж и гадюка».
3. Работа над вопросами к тексту.
- Зачем пошла Маша в лес? - Почему Маше пришлось сесть на кочку?
- Какая опасность её подстерегала?
- Расскажите, как ёж сражался с гадюкой? - Почему ёж назван спасителем?
- Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ?
4. Определение темы и основной мысли рассказа.
Уч. Как вы думаете, в заголовке отражена тема или основная мысль?
д. Тема. Как ёж спас девочку?
Уч. А что является основной мыслью данного рассказа?
д. Внимание к поведению животного может спасти жизнь.
IV. Наблюдение над структурой текста.
Уч. На сколько частей делится текст? д. На три части. Начало, основная, концовка.
Уч. Прочитайте начало текста, его основную часть и концовку. (Дети вслух читают части текста) Уч. Что вы можете сказать об основной части текста?
д. Разделена на три мини-части.
Уч. С какой целью это сделано?
д. Чтобы выделить чёткие этапы происходящего действия.
Уч. Как на письме одна часть отделяется от другой?
Д. Красная строка.
Уч. Что является завязкой действия, какой момент самый напряженный, какова его развязка? Ответы детей.
V. Составление плана. Коллективное составление плана. Дети читают текст по частям, определяют их тему и озаглавливают.
Еж-спаситель.
План.
- Маша собирает землянику.
- Маша укололась.
- Ядовитая гадюка.
- Борьба ежа с гадюкой.
- Маша опомнилась.
VI. Опорные слова - глаголы.
Самостоятельная работа с текстом. Находят и выделяют опорные слова- глаголы.
собирала
набрала
побежала
поскользнулась и вскрикнула
сорвалась и укололась
заплакала, уселась
стала вытирать
видит, ползет
засеменил
уползти
зашипела
вскинулась и бросилась
подставил
схватил
опомнилась и убежала
VII. Лексико - орфографическая подготовка.
- Объясните написание безударных гласных в словах (побежала, набрала, поскользнулась, босая, нога, укололась, колючки, ползёт, змея, хотела).
- Проверьте согласные корня в словах (ягод, ёж, ловко, уползти).
- Проверьте безударные окончания в им. существительных (от боли., с кочкц, о колючки).
- Подберите слова близкие по смыслу к словам опомнилась - очнулась, спохватилась зигзаги - кривая
- Найдите предложение с восклицательным знаком.. - Какое чувство передает это предложение? Запомните его написание.
- Обратите внимание на написание слов: оказывается, зигзагами, навстречу.
VIII. Физкультминутка.
IХ. Повторное чтение про себя. Закройте текст и попытайтесь мысленно (про себя) пересказать текст. Если нужно, откройте текст и проверьте себя. Обратите внимание на точность употребление слов.
Х. Написание изложения.
ХI. Самопроверка.