Внеклассное мероприятие в 4-м классе по теме "Пожарным можешь ты не быть, но должен знать, как поступить"

Разделы: Внеклассная работа


Воспитательные задачи:

  1. познакомить детей с профессией пожарного, как одной из мужественных и героических;
  2. показать как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни человека;
  3. формировать эмоциональную отзывчивость на недопустимость ложных вызовов пожарной команды, систему взглядов «Я концепции»;
  4. способствовать развитию творческого потенциала при составлении памятки «Как вести себя при пожаре»;
  5. воспитывать людей, ориентированных на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность, скромность;

Оборудование:

  1. примерный образец памятки «Как вести себя при пожаре»,
  2. иллюстрации к «Легенде о Прометее» или мультфильм,
  3. плакаты по противопожарной безопасности,
  4. 2 телефона.

Ход мероприятия

Учитель. Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

Чтение стихотворений учащимися.

Знают взрослые, знают дети
В самых дальних концах земли:
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.

Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.

Сохраняли его, как умели, -
Всемогущий, горячий огонь.
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он,
Ведь издревле до нашего века
Он помощник и друг человека.

Поутру, чтобы все были сыты
Ставим пищу в духовки, на плиты.

Печь-громада мартен пышет жаром:
Варят столь для страны сталевары.

Хлеб и булки огонь выпекает
И от холода нас защищает.

Чуть стемнеет – вспыхнет повсюду
Электрических звездочек чудо.

И до дальних звезд от Земли
Мчит космические корабли.

Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили.
Но бывает огонь и другим –
Не согреет ладошек он ваших
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.

Вывод. Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Помогите мне: назовите сферы применения огня.

Ответы учеников:

- приготовление пищи,
- двигатели внутреннего сгорания,
- плавка металлов,
- изготовление стекла и стройматериалов (стекло, кирпич),
- обжиг керамических изделий,
- теплоэлектростанции и др.

Учитель. Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем может привести к беде. Давайте вспомним стихотворение Самуила Маршака «Пожар».

Инсценировка отрывка из стихотворения.

Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь.
Жжется, Леночка, огонь!»
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой.
В топку красную глядит,
А в печи огонь гудит:
«Нынче в печке места мало,
Разгуляться негде стало.
Маме, Леночка, не верь,
Приоткрой пошире дверь».
Приоткрыла дверцу Лена,
Соскочил огонь с полена.
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Пробежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок...

Учитель. А сейчас немного статистики.

Сообщения подготовленных учащихся:

- Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров.
- Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги.
- Каждый третий погибший - ребенок.

Учитель. А сейчас краткая история пожарного дела.

Историческая справка:

- В «Судебнике» Ивана III, введенном в 1498 году, сказано о курцах: «Зажигалъщику живота не дать, казнить его смертною казнью».

- С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

- В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

- 17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнем». Этот день и стал днем образования пожарной охраны.

Учитель. От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров - таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба - одна из самых мобильных.

Чтобы стать пожарным, нужно многому научиться, быть отличным спортсменом. И не надо дразнить любителей поспать, что, мол, сдают они экзамен на пожарного.

Проведение эстафеты «Юные пожарные».

- Сейчас мы проверим, насколько наши ребята ловкие, быстрые, находчивые и сообразительные. Учащиеся делятся на две команды.

1. Перелить воду из одного ведра в другое с помощью маленького ведерка.
2. Выбраться из объятого дымом помещения ползком.
3. Размотать и смотать канат.

Жюри подводит итоги.

Раздается телефонный звонок.

Учитель. «У меня зазвонил телефон...» Кому из вас с детства не знакомы эти строчки Корнея Ивановича Чуковского? О чем эти детские стишки? Об играх с телефоном. А теперь поднимите руки те, кто хоть раз позвонил и пошутил по телефону. А теперь признайтесь, шутники, кто вызывал пожарную команду для соседей? А знаете ли вы, почему такие действия недопустимы?

Ученики:

- Бесполезные затраты бензина.
- Изнашивается пожарный автомобиль.
- Но самое главное: в это время действительно где-нибудь может случиться пожар, и кому-то нужна помощь.

Продолжение эстафеты.

Игра «Вызов по телефону пожарной команды»

Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным «01».

Задача каждой команды суметь грамотно сообщить о пожаре.

Ученик «звонит» по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

  1. называет адрес, где горит;
  2. свой номер телефона;
  3. свою фамилию;
  4. на каком этаже горит;
  5. как лучше подъехать к дому;
  6. сколько подъездов в доме.

Все это нужно сообщить быстро, без запинок.

(словарная работа:

Диспетчер - работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа).

Учитель. Я знаю, что вы - грамотные люди в вопросах противопожарной безопасности. Хотите это подтвердить? Тогда я предлагаю вашему вниманию викторину.

Вопросы (их подготовили и задают ученики каждой команды зрителям):

1. Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
2. Какие гвозди можно забивать между проводами?
3. Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?
4. Какими обоями разрешается оклеивать провода?
5. На каком рубильнике можно вешать одежду?
6. В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?
7. С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?
8. Для чего прибивают железную подкладку к полу возле дверцы печки?

Учитель отмечает самого внимательного, самого находчивого, самого грамотного из участников викторины.

Учитель. А сейчас, ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте все вместе создадим памятку "Как вести себя при пожаре" (готовят каждая команда и зрители).

Дети составляют памятки. Составленные и откорректированные памятки ученики вклеивают в дневник.

ПАМЯТКА «КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПОЖАРЕ»

1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.

2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону «О 1» (табличка) или попроси об этом соседей.

3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

4. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.

5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

Учитель. На этом наша встреча закончена. Спасибо за сотрудничество!

Литература.

  1. Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 класс, М., «Просвещение», 1997.
  2. Максиняева М.Р. Занятие по ОБЖ с младшими школьниками. М., 1996.
  3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл., М., «Просвещение», 2002.
  4. Соковня-Семенова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений. 2-е изд., стереотипное. М., 1997.
  5. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. «Личная безопасность», М., «Аванта +», 2001.
  6. Целоусова Т. Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу мир вокруг нас. 3 класс. М.: «ВАКО», 2003.
  7. ОбуховаЛ.А., Лемяскина Н.А.Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. М.: «ВАКО», 2004.