В настоящее время во всем мире все больше и больше внимания уделяется вопросам безопасности, особенно безопасности наших детей. Эта проблема наиболее актуальна для людей, проживающих в условиях города, где на каждом шагу подстерегает опасность как физическому, так и психическому здоровью детей.
Отрадно видеть, что общество не просто обеспокоено данной проблемой, но и проводится большая работа по сохранению жизни и здоровья наших детей. Безопасность детей понятие многостороннее. Давайте попробуем рассмотреть одну из ее сторон, опасность и глобальность которой мы все яснее начинаем сознавать.
Почему во всем цивилизованном мире все больше появляется детей – невротиков, почти поголовно одержимых страхом?! Да, наши дети практически оторваны от живой природы и живут в машинном мире полном стрессов. Они, конечно, адаптируются к миру, а что им еще остается? Но воспринимают его при этом как враждебный, страшный. Именно массовый навязчивый страх перед окружающим миром, развиваясь и становясь постоянным, делает наших детей агрессивными, черствыми и равнодушными.
Мы провели в детском саду небольшой опрос детей разного возраста, чтобы узнать, чего боятся наши дети. Вот некоторые из ответов:
- Когда ругают.
- Кататься на корабле.
- Грозу, гром.
- Умирать
- Бабу – ягу.
- Идти по темной улице.
- Бьют.
- Гремучих змей.
- Страшный сон.
- Крыс.
- Страшных людей.
- Незнакомцев.
- Один спать.
- Звуки страшные в спальне.
Детские страхи. Группа «Ягодка»
- Боюсь, когда стреляют в кино.
- Страшные дяденьки.
- Привидение.
- Папа маму бьет.
- Бабайка.
Юля Б. – Боюсь, что мама умрет или папа. Кто-то ворвется в дверь.
Ира Б. – Что игрушку любимую украдут. Боюсь потеряться в лесу, утонуть.
Лера Ф. – Боюсь пожаров и змею.
Саша П. – Скелета.
Настя Б. – Боюсь, что меня заберет чужой дядя, боюсь страшных снов и страшное кино, невидимок.
Соня С. – Боюсь чудовищ и огонь.
Саша С. – Боюсь войны.
Аня А. – Темноты.
Денис Ш. – Волка.
Поля К. – Мышей.
Влад Х. – Скелетонов.
Саша Б. – Боюсь, когда меня бьют.
Саша Ш. – Динозавров.
Юля М. – Крокодилов.
Дошкольники и младшие школьники очень активно познают жизнь. Специалисты по детской психологии говорят, что дети этого возраста живут не одной, а несколькими жизнями: и своей, и героев сказок, мультфильмов, - тех, кто тронет восприимчивую душу ребенка. Таково их стремление к максимально полному переживанию событий.
В людях изначально заложено чувство исключительности, неповторимости человеческой личности. Дети очень остро реагируют на чужую боль, желают всем добра и радости. Кто не знает, как они не любят сказок с плохим концом! Сама мысль, что кто-то страдал и не получил утешение (понятного детскому сознанию), вызывает глубокое потрясение в детской душе. Но это реакция чистого неиспорченного ребенка, какими еще могут считаться наши дети, а в некоторых случаях уже не могут считаться. Почему же в них не сохраняется это трепетное чувство безусловной ценности и неповторимости жизни каждого человека? Почему ими постепенно усваивается мысль (которая оформляется вместе с чувством навязчивого страха), что человеческая жизнь – ничто, что человек та же букашка, которую можно раздавить, или робот, который можно «выключить» даже смерть дети учатся воспринимать как нечто хоть и страшное, но обыденное. (Учатся… Где? Кто учит их?...) Почему наших детей не трогает наша боль, печаль, наша усталость? Почему они не слушают и не слышат нас? Наверное, потому, что мы больше не авторитет для наших детей. Мы слишком бледны, скучны, неинтересны рядом с ошеломляющим вторжением телевидения во внутренний мир каждого ребенка.
Телевизор воспринимается детьми часто как живое существо. Он, безусловно, имеет авторитет, он развлекает, с ним никогда не скучно. К тому же он ничего не заставляет делать. Дети телевизору просто доверяют (в отличие от нас с вами).
Дети нескольких поколений выросли на мультфильмах. Но какая огромная разница между ними! Для кого-то любимым был «Чебурашка» или «Аленький цветочек», нынешние же дети смотрят мультфильмы, больше похожие на боевики. Современные герои (в своем большинстве) больше не похожи на милого наивного ребенка, как, например, Чебурашка. Они, скорее «крутые парни», молотящие противников направо и налево, живущие в темном и страшном мире и противостоящие полчищам зла. Безусловно, знакомство с такими персонажами поможет ребенку быстрее «адаптироваться» и войти в мир героев «взрослых» боевиков и триллеров – маньяков – убийц, летающих суперменов и вампиров. Оккультизм, магия, кровь – полностью захватили экран. Вампиры, чудовища, привидения, пришельцы из космоса входят с телеэкранов в сознание наших бедных детей, часто ничем не защищенное. Обилие страшного, в конце концов притупляет чувствительность, и впоследствии ребенку уже самому хочется испытать новые, более сильные ощущения. И вот подростка уже не пугают и не трогают развороченные внутренности и расчлененные трупы. Это свидетельство глубокой развращенности. А первоначально, на стадии «мультиков», развивается устойчивый невроз. Ведь ребенок, в отличие от взрослого, еще нечетко различает искусство и реальность. Он искренне и бурно реагирует на все представления: кино, мультфильмы, театр, не признавая никакой условности.
Поэтому не случайно врачи-психиатры считают главной причиной страхов ребенка телевидение и в частности мультфильмы. А основными болезнями детей конца XX начала XXI века считаются болезни от телевидения и компьютеров. Несомненно, что «голубой экран», у которого современные семьи проводят почти все свободное время, наносит большой ущерб психическому и физическому здоровью детей.
Подробно объяснить, какой вред наносит телевизор детскому здоровью, нам поможет доктор медицинских наук, Иеромонах Анатолий (Берестов). Вот что он пишет: «Во-первых, кинескоп производит облучение, приводящее к нервно-соматическим нарушениям в организме ребенка: в результате этого облучения резко истощается его нервная система. Во-вторых, длительное сидение перед экраном телевизора (как и компьютера, как, впрочем, и за книгой, если ребенок уже умеет читать) приводит к астено-невротическим нарушениям: из-за обездвиженности расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют. Но заметнее всего психо-эмоциональные нарушения, связанные с информационным воздействием телевидения на личность ребенка. Замечено, что у детей, привыкших сидеть у телевизора, слабее память; они хуже соображают на занятиях и уроках в школе, не могут сосредоточиться; у них нарушается сон; они становятся возбудимыми, раздражительными, обидчивыми. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если те требуют оторваться от экрана.
Это неудивительно: ведь телевидение пленяет душу, оказывает гипнотическое воздействие. Не только ребенок, но и взрослый человек с его крепкой и устойчивой психикой не может противостоять этому воздействию, даже если он критически воспринимает то, что смотрит. Телевидение разными способами вольно или невольно кодирует поведение ребенка – заставляет его жить по законам экранного мира».
Таково мнение специалиста. Да, очень прискорбно, что многие люди попали в психологическую зависимость от телевизора. Включаешь – и проходят, кажется, тоска и уныние. Зато если он вдруг сломается – катастрофа: наступает непривычная, пугающая тишина, выясняется, что все члены семьи разобщены…
Есть семьи, где телевизор включается с утра, и «под него» проходит вся жизнь. Ребенок присутствует тут же, впитывая восприимчивой душой ту бездуховную пищу, которую навязывает ему домашний идол. Потребляя эту пищу без разбора, телезрители постепенно теряют индивидуальность, обезличиваются. Как выразился один социолог, благодаря телевидению формируется новый антропологический тип, с низким уровнем интеллекта и нравственности.
В современном мире трудно сохранить душу незагрязненной. Что же делать? Как предотвратить действие отравляющих душу впечатлений? Как вырастить ребенка душевно здоровым, нравственным человеком?
Увы, приходится исходить из того факта, что телевидение уже вошло в жизнь современного ребенка. Зрительный образ – самый яркий, самый запоминающийся. Образный язык киноискусства доходчив до детской души. Поэтому важно, что произносится этим «языком».
Мудрые родители должны поставить телевизор на службу семьи. Разве не бывает полезных телепередач? Только вот выбирать эти передачи надо родителям, и выбирать строго. Очень важно, чтобы телевизор в доме включался только для того, чтобы посмотреть что-то конкретное, а не для того, чтобы убивать время перед ним. Посмотреть что-то – и сразу выключить, не давая втянуть себя в просмотр следующей передачи. Это, пожалуй, главное. Задача родителей - также доходчиво объяснить ребенку, что ничто не проходит для души бесследно, и помогать отличать плохое от хорошего.
Мы разучились общаться с детьми, наше место занял телевизор. Давайте не будем перекладывать на него своих обязанностей, т.к. только мы ответственны перед Богом и людьми за то, какими мы сможем воспитать своих детей, и плоды этого воспитания придется пожинать тоже нам. Давайте будем вытеснять душевредные впечатления – добрыми, душеполезными. Будем искать для наших детей хорошие противоядия. Навряд ли кто-то сможет совсем отказаться от телевизора. Но в любом случае все мы (родители) должны стремиться свести «общение» ребенка с телевизором до минимума (ради сохранения телесного здоровья) и сделать его строго выборочным (ради сохранения здоровья душевного).