Цель: приобщение учащихся начальной школы к истории родного города и края.
Задачи:
- формировать понятие город, горожанин;
- объяснить, почему город получил название Междуреченск;
- прививать интерес к истории города.
Оборудование:
- карта путешествия;
- мягкая игрушка Лягушонка;
- карточки с буквами (город);
- плашки с понятиями слов город, горожанин;
- слайды достопримечательностей городов Москва, Кемерово, Междуреченск;
- альбомные листы (формат 10x15), цветные карандаши;
- аудиокассеты с записью песни О. Газманова «Москва», с гимном Междуреченска.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, настрой на работу.
II. Постановка учебной задачи.
Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по городам нашей страны и узнаем, почему наш город назвали Междуреченск.
III. Вступительная беседа.
У. Угадайте, кто будет помогать в нашем путешествии. Для этого определите, из какой книги эти строки?
(Учитель зачитывает отрывок из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница»)
«Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно, - конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие»
Дети. Эту сказку написал В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
У. Правильно. В наш город прилетела эта знаменитая путешественница и сегодня пришла к нам на урок.
(Учитель показывает игрушку-лягушонка и начинает вести урок от ее имени. Можно использовать кукольный театр).
IV. Работа над лексическим значением слов.
Лягушка. Да, я очень люблю путешествовать. Когда я лечу на утках, то вижу много интересного. Мы пролетали над широкими полями, над дремучими лесами, над глубокими морями. Я видела деревни и... Ой, забыла! Подождите, у меня записано.
(Лягушка достает карточки, но они рассыпаются).
У. Давайте поможем лягушке собрать слово. (На доске получается слово «город»). А кто знает, что обозначает это слово?
Д. Высказывают свое мнение.
У. Дайте значение слову - город.
На доске появляется запись:
ГОРОД |
Большой населенный пункт, где люди работают на промышленных предприятиях. |
У. А как называют человека, который живет в городе?
Д. Горожанин.
У. Как вы понимаете слово «горожанин»?
На доске появляется запись:
ГОРОЖАНИН |
Человек, который живет в городе. |
Л. Ребята, а вы хотите попутешествовать по городам России?
Д. Да
Л. Тогда давайте представим, что мы сели на уток и отправились в путь.
V. Физминутка.
На болоте две подружки, две пестрые крякуши
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись, в путь-дорогу собирались.
Крылышками взмахнули и упорхнули.
(Дети сопровождают чтение стихотворения движениями).
VI. Изучение новой темы.
Л. Ребята посмотрите на карту нашего путешествия. Первый город, в который мы отправимся, – Москва.
(Звучит музыка О. Газманова «Москва»)
У. А кто знает, что это за город?
Правильно. Москва - столица России. Этот город был основан в XXII веке. Строилась он при князе Юрии Долгоруком и его первое название было Кучково. Первое упоминание в летописи об этом городе, как о Москве было в 1147 году.
Л. Давайте посмотрим достопримечательности г. Москвы.
(Учащиеся рассматривают слайды, а учитель дает краткую историческую справку).
Л. Летим дальше, в областной центр Кемеровской области - город Кемерово.
У. Ребята знают стихотворение о г. Кемерово.
(Ученик читает стихотворение).
У. Город Кемерово расположен на обоих берегах реки Томи и до 1932 года носил название Щегловск. Но потом город переименовали по названию Кемеровского рудника, расположенного на правом берегу Томи. Этот рудник был основан рядом с деревней Кемерово (названной именем крестьянина).
(Учащиеся рассматривают слайды, а учитель дает краткую историческую справку).
А теперь летим домой.
(Звучит гимн Междуреченска)
Л. А почему вашему городу дали название Междуреченск?
Д. Высказывают свое мнение.
У. (обобщает) Наш город находится между двух рек Томью и Усой как бы на острове. От подножия горы Сыркаш до слияния рек - 7,5 км, ширина острова (самая большая) 2,5 км.
(На доске изображена схема расположения города Междуреченска)
У. А как еще хотели назвать наш город? Почему?
Д. Междугорск, Углеград, Углегорск, Томуса, Сталинск, Победа
(Если учащиеся затрудняются ответить, то учитель сам предлагает название города и вместе с детьми пытается выяснить, почему оно возникло).
У. В каком году город получил свое название? (1955г.)
VII. Закрепление материала.
Л. Я знаю теперь, почему ваш город носит название «Междуреченск». А есть ли в нем какие-нибудь красивые или особенные места? Назовите их
(Дети вспоминают достопримечательности города).
У. Ребята, а давайте мы эти достопримечательности нарисуем, получится альбом города Междуреченска.
(Учащимся раздают альбомные листы для выполнения работы. Готовые рисунки вывешиваются на доску).
VIII. Итог урока.
У. Ребята, понравилось вам занятие? Что нового вы узнали?
IX. Домашнее задание.
У. Дома напишите небольшой рассказ о том месте, которое вы нарисовали. А готовые открытки мы подарим лягушке, чтобы она могла их показать детям из других городов.
Л. Спасибо, ребята. До свидания.