Постановка проблемы.
Проблема противодействия потреблению наркотиков населением по-прежнему находится в центре внимания ученых, медиков, психологов, учителей и других специалистов.
Ответственная роль в воспитании молодого поколения принадлежит родителям. В здоровой семье родители ежедневно учат своих детей различать добро и зло, разъясняют им, что разрешено, а что находится под запретом, помогают избавиться от плохих манер и усвоить хорошие.
Воспитание поколения, выбирающего здоровый образ жизни, профилактическая работа с подростками должна стать ведущим звеном в комплексе контрнаркотических мер государственной политики. Ее важнейшей частью должна стать информационно-пропагандистская и воспитательная деятельность. От результатов данной работы будет зависеть, какое поколение людей сменит нас в обществе.
Школе принадлежит наиболее важная роль в воспитании здорового подрастающего поколения, формировании творческой, гармоничной законопослушной личности. Школа – это то место, где должен быть заложен фундамент потребностей, основа иерархии личностных ценностей, культура человека.
Необходимо структурировать, организовать свободное время школьников, вовлечь их в развивающие мероприятия. Союзниками в этом должны стать родительские коллективы. Успех в преодолении этой проблемы будет определять тем, насколько слаженно будет работать школа в тандеме с родителями. Нужно сосредоточиться на важнейших направлениях, одним из которых является профилактика. Для этого и потребовалось проведение родительских лекториев. Без теснейшего долговременного сотрудничества педагогов школы и родителей проблема не может быть успешно решена.
Цель программы:
Формирование у родителей знаний и умений по созданию в семье благоприятной (не провоцирующей употребление наркотиков) атмосферы, отношений к своим детям, основанных на оптимальной требовательности, справедливости.
Задачи программы:
Разработка взаимосвязанной системы комплексной педагогической, психологической и юридической помощи родителям.
Разработка методических рекомендаций по профилактике употребления наркотиков.
Разработать методические рекомендации по культуре взаимоотношений между подростками и родителями, подростками и учителями.
Формирование знаний и умений классных руководителей в определении детей группы риска, создание в классе благоприятной (антинаркотической) ситуации, отношение к ученикам, основанного на любви, уважении, оптимальной требовательности, справедливости.
Этапы реализации программы:
Изучение уровня информированности родителей о проблеме
Изучение запроса родителей о содержании и формах работы (лекции, встречи со специалистами, круглые столы, конференции, индивидуальные беседы, консультации и т.д.) по профилактике употребления психоактивных веществ.
Разработка и утверждение плана работы родительского лектория.
Определение критериев эффективности каждого этапа реализации данной программы.
Организация на базе образовательного учреждения постоянно действующего центра по оказанию помощи в организации профилактической работы по употреблению ПАВ.
Оценка эффективности программы:
Положительная оценка работы программы родителями, желание продолжать профилактическую работу в данном направлении.
Изучение памяток, методических рекомендаций для родителей и учащихся по различным формам профилактики по употреблению ПАВ.
Обобщение опыта работы постоянно действующего методического центра по оказанию помощи в организации профилактической работы.
ПЛАН работы родительского лектория по профилактике употребления ПАВ
№ |
Тема |
Форма проведения |
сроки |
1 |
Нет – наркотикам! Приложение 1 | лекция |
Сентябрь |
2 |
Что я знаю о наркотиках? Приложение 2 | тренинг |
Октябрь |
3 |
СПИД – реальность или миф? Приложение 3 | родительский практикум |
Ноябрь |
4 |
Формы подростковой наркозависимости. | круглый стол с привлечением специалистов |
Декабрь |
5 |
Как заподозрить, что ваш ребенок употребляет наркотики? | родительский практикум |
Январь |
6 |
Что Вы должны знать об основных законах? | лекция |
Февраль |
7 |
Как наркотики изменяют психику подростка? | родительский практикум |
Март |
8 |
Стили родительского поведения. | лекция |
Апрель |
9 |
Психология влияния. | тренинг |
Май |
Примерные разработки лекций для родителей представлены в приложении.
Литература.
Анисимов Л. Профилактика пьянства и наркомании среди молодёжи. М.: Юридическая литература.1988г.
Буянов М.И. Размышления о наркомании. М.: Просвещение. 2005г.
Богданович Л.А. Белый ужас. М.:1988г.
Смирнов В.Наркомания – знак беды. М.: Знание.2000г.