Урок природоведения в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Урок природоведения в 1 классе по программе 1-4 по учебнику А.А. Плешакова.

Тема: В гости к зиме. Невидимые нити в лесу.

Цели:

  1. систематизировать и обобщить знания детей о природных связях,
  2. провести наблюдения над зимними изменениями в природе,
  3. дать представления о том, как зимуют звери, насекомые птицы;
  4. раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
  5. вести разъяснительную работу по воспитанию бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей.

Оборудование:

  • учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 1 класс,
  • картинки животных, птиц,
  • карточки,
  • иллюстрации зимнего леса,
  • тесты.

Ход урока.

1. Организация на урок.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем смотреть передачу «В мире животных». Узнаем об изменениях в жизни животных и растений, как связана невидимыми нитями живая и неживая природа.

2. Проверка домашнего задания.

1). Тестирование.

Учитель. Но чтобы начать смотреть передачу, нам необходимо выполнить задания

(тесты на листочках).

Тест 1.

Дополни схему:

Транспорт

  • наземный
  • воздушный

По какому телефону можно вызвать специальные машины. Покажи стрелками.

01 скорая помощь

02 пожарная

03 милиция

3.Какие машины, используемые в строительстве знаешь? Напиши.

____________________________________________________________________

Тест 2.

Закончи предложения:

Музей, театр, цирк, выставочный зал, библиотека – это учреждения ______________.

Школа, лицей, гимназия, колледж, училище, университет – это __________________ учреждения.

Кто что делает? Соедини стрелками.

Кто пишет книги? Врач

Кто лечит людей? Учитель

Кто учит детей? Писатель

Кто лечит животных? Пекарь

Кто печёт хлеб? Ветеринар

3. Люди каких профессий должны трудиться, чтобы у тебя на столе появился хлеб? Напиши._______________________________________________________________

2) Итог по тестам.

(Звучит музыка из передачи «В мире животных»).

3. Изучение нового материала.

1) Повторное сообщение темы и цели.

Учитель. О чём будем говорить узнаете, отгадав загадку.

Снег на полях
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?

Дети. Зимой.

Учитель. Мы сегодня узнаем о приметах зимы, об изменениях в живой и неживой природе с её приходом, взаимосвязи живой и неживой природы.

2) Игра «Приметы зимы».

(Класс делится на две команды, команды по очереди называют приметы зимы, повторяться нельзя. Выигрывает та команда, которая назовёт больше признаков зимы).

3) Неживая природа зимой.

Учитель. Зима – самое холодное время года. Солнце занимает самое низкое положение на небосклоне. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, иней, снегопад, лёд, гололёд, изморозь, вьюгу. Какие знаете зимние месяцы?

Дети. Декабрь, январь, февраль.

Ученик 1. Декабрь ещё называют студень, студный, стужайло. Декабрь – это полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Ученик 2. Январь просинец, перелом зимы, перезимье. Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме – середка.

Ученик 3. Февраль – снежень, бокогрей, лютый. Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнышка. Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.

4). Живая природа зимой.

Учитель. А сейчас мы с вами рассмотрим, как отразился приход зимы на жизнь растений и животных. Зима – это период покоя в жизни растений, зимой мы не видим живых листьев, цветов, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так привыкли к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав.

Как мы можем определить дерево, если оно без листвы?

Дети. По стволу, по плодам, по семенам.

Игра «С какой ветки детка?».

(Учитель показывает плоды, семена деревьев, а ученики определяют с какого они дерева).

Рисунок 1.

2) Беседа о животных зимой.

Учитель. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поле и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто пройдёт по ним, всяк распишется «Здесь был такой-то». Днём идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, знаков, точек, запятых. Значит, ночью тут были разные лесные жители: ходили, прыгали, что-то делали. Кто был? Что делал?

Прыг-скок, трусишка! Хвост коротышка, уши вдоль спинки,

Глаза с косинкой, одежда - в два цвета: на зиму и лето.

Дети. Заяц.

(Рисунок 2)

Учитель. На снегу появились первые следы. Чем питается зимой заяц? Как меняется окраска?

Ученик 1. Зайцы питаются веточками осины, берёзы, орешника. Едят и сухую траву, сено. Иногда зайцы наведываются в сады, где обгрызают стволы плодовых деревьев. От хищника зайца спасают ноги. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться в снег. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние. Поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие сзади.

Учитель. Ещё один зверёк оставил следы на снегу.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом

Дети. Белка.

(Рисунок 3).

Ученик 2. Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри своё жилище зверёк выстилает травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белка затыкает мягким лишайником или хвостом. Летом и осенью запасает орехи, шишки, грибы.

Учитель.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
А зовут её ……

Дети. Лиса.

(Рисунок 4).

Ученик 3. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Главная пища лисы – мелкие грызуны: мыши и полёвки. Мышиный писк лиса слышит за 100 метров. От непогоды и врагов прячется в норе.

Учитель.

Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посредине спинка
А на ней щетинка.

Дети. Кабан.

(Рисунок 5).

Ученик 4. Кабан – крупный зверь, который питается растительной пищей. Зимой ест ветки, кору, хвою. Роет носом снег и находит под снегом жёлуди, листья. Раздвоенные копыта не позволяют ему проваливаться в снег.

Учитель. Ходит, бродит злой разбойник.

Без дубинки и ножа.

Все в лесу его боятся,

Кроме дядюшки – ежа.

Дети. Волк.

(Рисунок 6).

Ученик 5. Хищный, крупный зверь. Питается мясом других животных. Умён, имеет хорошее зрение, слух. Зимой волки собираются в стаи, потому что легче передвигаться и охотиться. Зимой голод делает волка более смелым, он заходит по ночам в деревни, режет и уносит домашних животных. Человека волк боится, но зимой может напасть на него. В небольших количествах волки полезны, так как они догоняют и убивают старых, слабых и больных животных, которые бы заразили остальных. Волка называют санитаром леса.

Учитель. По веткам прыгает белка, бегают по снегу лиса и волк. А где же эти животные?

(Ответы детей).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной ….

Дети. Медведь.

(Рисунок 7).

Ученик 6. Всё лето и осень медведь ест, накапливая подкожный жир. Потом выкапывает берлогу где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. Говорят, что медведи в берлоге лапу сосут. На самом деле со ступней медведя сходит старая сухая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Учитель. В стране лесной

Живёт портной,

Не сшил одёжки ни одной.

А в чём секрет?

Каков ответ.

Иголки есть,

А ниток нет.

Дети. Ёж.

(Рисунок 8).

Ученик 7. На зиму ёж сворачивается клубком в логове, утеплённом мхом, листьями и травой, и спит более 6 месяцев. Всё это время он не ест и не двигается.

3). Игра «Дополни предложение».

Трусливый, как…… Колючий, как…….. Злой, как…… Смелый, как ….. Ловкий, как ….. Хитрый, как ……..

(Дети дополняют предложения.)

4) Игра «Выбери животное».

Учитель. Выбери животных, которых можно встретить зимой: муравей, медведь, лиса, лягушка, белка, ёж, заяц, куница, уж, лось, бабочка.

Дети хлопками показывают, каких животных можно встретить в лесу.

5). Беседа о птицах.

Учитель. Не только звери, но и птицы оставили следы на нашей полянке.

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом….

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? Чем питаются?

Как человек помогает птицам зимой? Чем можно кормить?

-Посмотрите, кто прилетел к нам в кормушку.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ….

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По полям ночует, коноплю ворует.

Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что пора?
Такая всем морока,
Когда трещит……

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист.
«Здорово, дрозд-приятель»
И ставит подпись….

В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится.
Ку-ку… ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать ……

(Ответы: снегири, воробей, сорока, дятел, кукушка).

(Рисунок 9).

Ученик 8. Покормите птиц. (А. Яшин)

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

6) Рыба зимой.

Учитель. Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на дне спит рыба. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Караси находят мягкую ямку и спят в ней. Весёлый проворный окунь любит ямки, камни, упавшие на дно деревья. Окуни засыпают в таких местах на всю зиму. Только зубастой щуке спится плохо. Узкая, с хищными глазами и огромной пастью щука глотает сонную рыбу.

(Рисунок 10)

7) Обобщение.

Учитель. Зимой в жизни насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся наступает затишье. Птицы и звери продолжают вести активный образ жизни. Вороны, воробьи, сороки подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел питается личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки и синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений. Белки, бобры и мыши используют запасы или достают корм из-под снега. Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев. Лисы и волки охотятся на мышей и зайцев. Те звери, которым трудно найти себе привычный корм, перестают питаться и впадают в спячку.

- Как человек помогает животным зимой?

8).Работа в учебнике (стр. 139.) Невидимые связи в зимнем лесу.

Учитель. Как связаны между собой растения и животные?

Дети. Животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев, растения дают пищу.

Учитель. Рассмотрите в учебнике связь между живой и неживой природой.

Как связана жизнь животных с елью?

(Выслушиваются ответы детей).

Учитель. На примере одной ёлочки мы убедились, что она служит и укрытием для животных и обеспечивает их питание. Но вот был праздник Новый год. По обычаю, люди идут в лес и вырубают сотни, тысячи ёлочек. Человек, стремясь украсить свой дом всего на несколько дней, губит целое дерево, много деревьев. Человек вредит природе. И прежде чем придёт следующий Новый год, ребята, подумайте над тем, не лучше ли украсить дом искусственной ёлкой?

Дети (все). Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

4. Итог урока.

Учитель. Что нового узнали на уроке? Как зимуют птицы, звери? Что делает человек, чтобы помочь животным?

- Ребята, посмотрите, сколько животных собралось на нашей полянке: здесь и птицы, и звери, и мы люди. И никто никого не боится. Так давайте возьмёмся за руки природа и человек и скажем друг другу: Давайте будем любить и беречь друг друга.

(Учитель благодарит учащихся за урок, выставляет оценки, звучит музыка из передачи «В мире животных»).