“Мыслящий ум не чувствует себя
счастливым, пока ему не удастся
связать воедино разрозненные
факты, им наблюдаемые”. (Д. Хевеши)
Урок разработан на основе технологии развития критического мышления.
Приемы: “карманное письмо”, групповой прогноз, “Бортовой журнал”, “Зигзаг II”
Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.
Задачи урока:
Образовательные: формирование понятий о теплообмене, о значении теплообмена в природе и технике, формирование умений по проведению и объяснению результатов физических опытов.
Развивающие: Развивать умение ясно выражать свои мысли, формулировать гипотезу.
Воспитательные: Умение анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей, формирование способностей в принятии совместного решения.
Оборудование: штатив, медная проволока, спиртовка, маленькие гвоздики, стакан, чайная ложка, вода, холодная и горячая, колба, кристаллики марганцовки.
Ход урока
На уроке реализуется схема вызов – осмысление – рефлексия.
I. Организационный момент: Для концентрации внимания проводится разминка “Карманное письмо”. Учащимся предлагается описать ту вещь, которая оказалась у него в кармане пиджака, портфеля. Пояснить, почему она там оказалась. Эта разминка способствует концентрации внимания учащихся.
II. Стадия вызова. Работа в группах по 7-8 человек. Группы получают карточку (карточка №1).
Учитель: Обсудите в группе ответы на указанные вопросы. Подготовьте общий ответ.
Карточка №1
1. Что происходит при контакте тел с
разной температурой? 2. Сколько существует способов изменения внутренней энергии? 3. Докажите на опыте, что оба способа дают один и тот же результат. 4. На штативе закреплена медная проволока, на которой с помощью воска прикреплены гвоздики. Свободный конец проволоки нагревают с помощью спиртовки. Что будет происходить? К какому способу изменения внутренней энергии вы отнесёте данный опыт. 5. В стакан с горячей водой поместили чайную ложку. Опишите изменения, которые будут наблюдаться через 30 секунд. Измениться ли внутренняя энергия? 6. В колбу с водой опустили кристаллики марганцовки. Колбу нагревают с помощью спиртовки. Сделайте предположение, что вы увидите по мере нагревания колбы. К какому виду изменения внутренней энергии вы отнесёте данный опыт. 7. Сидя у костра, вы ощущайте тепло. По какому способу происходит изменение внутренней энергии. 8. Анализируя ответы на вопросы №4, №5, №6 сформулируйте тему урока. |
Заслушивание выдвинутых гипотез, формулировка темы занятия. Заполнение столбца №1 “Бортового журнала”. (таблица №1):
Таблица №1
1. Предполагал | 2. Установил экспериментально | 3. Узнал из учебника |
III. Стадия осмысления.
Экспериментальная работа. Учитель предлагает учащимся сверить свои идеи с результатом опыта. Для подтверждения выдвинутых гипотез необходимо провести физический эксперимент и подтвердить свои идеи по вопросам №4; №5, №6. Презентация проведенных опытов: группа №1 выполняет опыт из вопроса №4, группа №2 выполняет опыт из вопроса №6, группа №3 выполняет опыт из вопроса №5. По окончанию работы заполняется столбец №2 “Бортового журнала”
Работа с учебником. Каждой группе выдается две карточки (с заданиями карточка №2 и карточка – подсказка - Рисунок №3). Учащиеся работают по единому тексту. Каждый ученик ищет ответ на поставленные вопросы, записывает в тетрадь ответы и докладывает результаты своей работы эксперту группы. Заполняется столбец №3 “Бортового журнала”. Один из группы оформляет бортовой журнал на ватмане.
Карточка №2
1. Прочитать текст целиком уловить смысл, не
вдаваясь в подробности. 2. В тексте найти описание своего опыта или аналогичного. 3. Из карточек на вашем столе выбрать ту, которая подходит к вашему опыту и провести доказательство того, что в ней написано. 4. Используя данную карточку, подготовить выступление по данному вопросу. 5. Расскажите о своих выводах членам родной группы. 6. Подготовьте выступление от группы. |
Рис 1. Карточка №3
Презентация ответов. Эксперты каждой группы докладывают результат работы каждого ученика, либо общий вариант ответа. Каждая группа представляет свой “Бортовой журнал”.
IV. Рефлексия. Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Какой вид теплообмена может существовать через вакуум?
- В каком чайнике светлом или темном вода дольше не остынет? Почему?
- Почему жидкости и газы нагреваются снизу?
- Основной вид теплообмена?
- Какой теплообмен менее понятен?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Ответы на вопросы учащиеся выполняют на листочках.
V. Домашнее задание.
1. Выполните экспериментальное задание на странице 90 учебника “Физика-8” автор Громов С. В. , изучив соответствующую литературу по данной теме.
2. Составить презентацию в программе Power Point “Примеры теплообмена в природе и технике”.