Организация и общая структура проектной работы по ИЯ
Как правило, проектная работа в области ИЯ имеет некоторую общую структуру, независимо от вида проекта и этапа/ уровня обучения ИЯ. Ее можно представить в следующем виде:
- Этапы проектной деятельности
- Деятельность учителя
- Деятельность учащихся
- Результат проектной деятельности
Перечислим основные требования, которые мы использовали в ходе работы над нашими проектами:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная) деятельность учащихся на уроке;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
- использование исследовательских методов: определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализы полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Нами была использована следующая методика работы над проектами:
- Выбрали темы проектов, тип, количество.
- Мы продумали возможные варианты проблем, которые можно исследовать в рамках намеченной тематики.
- Распределили задачи по парам, обсудили возможные пути исследования, поиска информации, творческих решений.
- Началась самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным, парным заданиям.
- Постоянно проводилось промежуточное обсуждение заданий.
- Защита проектов, оппонирование.
- Коллективное обсуждение, экспертиза, оценка, выводы.
При защите проектов мы учитывали следующие пункты:
- качество предоставленного материала, композиция;
- глубина проникновения в проблему;
- привлечение знаний из других областей;
- межпредметные связи;
- активность каждого участника проекта;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи друг другу;
- умение аргументировать, делать выводы;
- культура речи;
- использование наглядных средств;
- эстетика оформления результатов проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов.
Цели занятий по методике проектов:
- Практическая - стимулировать интерес учащихся к теме: “Meals”, активизируя использование изученного лексического материала на проектную деятельность, предусматривающую решение конкретных поставленных задач, показать практическое применение полученных знаний.
- Воспитательная – научить учащихся работать в микрогруппах, узнать мнение соучастников проекта, проявляя интерес к проявляемой работе и воспринимать дело всей группы как личностно-ориентированную деятельность.
- Развивающая – способствовать развитию памяти, воображения и процессов мыслительной деятельности, творческого мышления и подхода к выполнению поставленных задач.
- Образовательная – ознакомить учащихся с лексикой и с разнообразием продуктов по теме: “Meals” и формировать у учащихся навыки успешного пользования по данной теме.
Задачи уроков:
повторить лексический материал по теме:
“Meals”;
В МОУ «Саныяхтахская СОШ» мы разработали и провели проект в 5 классе на тему “The restaurant of my dream” . По типологии данный проект можно отнести к творческому и практико-ориентированному, моно-проекту, групповому, краткосрочному. Главной задачей учащихся являлось придумать ресторан, в котором они хотели бы работать, куда входило несколько обязательных пунктов: меню, рабочий персонал, коронное блюдо, эскиз ресторана, эмблема, девиз. Проект был закрепляющим этапом по новой лексической теме: “Meals”. Мы работали по следующему плану:
Этап 1. Повторение.
Прежде чем начать работу с проектами, мы с учащимися повторили весь лексический материал по теме “Meals”.
Этап 2. Целеполагание - поиск, обсуждение, принятие решения о проблеме, цели и задачах и конечном продукте.
На данном этапе мы обозначили круг возможных проблем, альтернативные цели и задачи, ориентировали учащихся на возможный конечный продукт. Учащиеся обсуждали в группе (и с учителем) проблему, цель и задачи, конечный продукт, критерии оценки, определяли направление проектной деятельности. Результатом служило выбор проблемы, постановка цели, определение конечного продукта и критериев оценки, выбор направления, постановка задач.
Этап 3. Организация и планирование.
Учащиеся консультировались с преподавателем, делились опытом друг с другом. Предварительно учащиеся получили примерную схему защиты проектов, которая выглядела следующим образом:
- I want to introduce my project, which is called “The restaurant of my dream”
- Our restaurant is called…
- Our motto is…
- Our occupation is…
- This is our menu…
- This is our personal…
- I have a dream…
- This is our best dish…
- I hope…
- This is our emblem…
- I can prove that my restaurant is the best because…
Все выражения были отработаны с правильным произношением, переведены и записаны с доски в тетради учащихся. Приведенные выше выражения учащиеся использовали по желанию. Затем ученики составили общий план и поэтапную программу с указанием промежуточных результатов, видов вспомогательной деятельности, распределили роли участников проекта. Результатом являлись план и программа, промежуточные результаты, виды проектной и вспомогательной деятельности.
Этап 4. Выбор средств.
Мы консультировали учащихся, ориентировали их в возможных средствах информационной и проектной деятельности. Учащиеся обсуждали возможные средства проектной и информационной деятельности, составили банк средств, определили их выбор. Результатом служили банк средств, выбор основных и дополнительных средств. Одним из основных средств были: учебник, по которому учащиеся занимались с необходимой лексикой, книги, Интернет и так далее.
Этап 5. Выполнение проекта, включая вспомогательные виды деятельности.
Мы помогали учащимся, сотрудничали с ними, участвовали в промежуточной оценке. Учащиеся подбирали информацию, выполняли вспомогательные виды работы, составляли наброски, рабочие варианты текста, обсуждали и оценивали данные, обменивались информацией и другое. Результатом явились рабочие записи, рабочие тексты, наброски планет, черновики защиты проекта, банк данных и другое.
Этап 6. Составление рабочего варианта проекта.
Совместно с учащимися мы участвовали в обсуждении и оценке промежуточных результатов, помогали, консультировали. Учащиеся обсуждали результаты сбора данных и подготовки материалов проекта, определяли структуру и содержание проекта и его разделов, общий дизайн, составляли рабочий вариант. Результатом являлся рабочий вариант проекта.
Этап 7. Составление окончательного текста проекта.
Мы помогали учащимся в корректировке и редактировании, консультировались с ними по поводу окончательного варианта, помогали им организовать презентацию. Учащиеся проводили корректировку, редактирование, окончательное оформление текста, подготовку к презентации. Для окончательного завершения проекта учащиеся получили домашнее задание: закончить окончательный продукт и подготовить вопросы друг другу для поддержания дискуссии. Результат содержал: окончательный текст проекта, текст сообщений по презентации, сценарий презентации.
Этап 8. Презентация проекта.
Мы выполняли отведенную нам роль по сценарию презентации: приглашали учащихся к доске, делали выводы после каждой защиты, задавали наводящие вопросы. Учащиеся осуществляли презентацию проекта по составленному сценарию. Результатом являлись конечный продукт проекта, протокол презентации проекта.
Этап 9. Оценка проекта и его презентации.
Мы с учащимися участвовали в совместной оценке проекта и его презентации. Учащиеся обсуждали и оценивали результаты выполнения, качество проекта и его презентации. Результатом являлась согласованная оценка.
Этап 10. Подкрепление.
Мы предлагали альтернативные виды работы и формы подкрепления. Учащиеся обсуждали и выбирали формы и виды работы по поддержке проекта. Конечный результат: отчет о проекте, включая перспективное использование.
В конце последнего этапа мы с учащимися сделали общие выводы, аргументировали оценки каждого защищающегося и затем выбрали самый лучший проект, по мнению всех присутствующих.