Организация и общая структура проектной работы по ИЯ

Разделы: Иностранные языки


Организация и общая структура проектной работы по ИЯ

Как правило, проектная работа в области ИЯ имеет некоторую общую структуру, независимо от вида проекта и этапа/ уровня обучения ИЯ. Ее можно представить в следующем виде:

  1. Этапы проектной деятельности
  2. Деятельность учителя
  3. Деятельность учащихся
  4. Результат проектной деятельности

Перечислим основные требования, которые мы использовали в ходе работы над нашими проектами:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная) деятельность учащихся на уроке;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
  • использование исследовательских методов: определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализы полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Нами была использована следующая методика работы над проектами:

  1. Выбрали темы проектов, тип, количество.
  2. Мы продумали возможные варианты проблем, которые можно исследовать в рамках намеченной тематики.
  3. Распределили задачи по парам, обсудили возможные пути исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Началась самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным, парным заданиям.
  5. Постоянно проводилось промежуточное обсуждение заданий.
  6. Защита проектов, оппонирование.
  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, оценка, выводы.

При защите проектов мы учитывали следующие пункты:

  • качество предоставленного материала, композиция;
  • глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • межпредметные связи;
  • активность каждого участника проекта;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи друг другу;
  • умение аргументировать, делать выводы;
  • культура речи;
  • использование наглядных средств;
  • эстетика оформления результатов проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов.

Цели занятий по методике проектов:

  1. Практическая - стимулировать интерес учащихся к теме: “Meals”, активизируя использование изученного лексического материала на проектную деятельность, предусматривающую решение конкретных поставленных задач, показать практическое применение полученных знаний.
  2. Воспитательная – научить учащихся работать в микрогруппах, узнать мнение соучастников проекта, проявляя интерес к проявляемой работе и воспринимать дело всей группы как личностно-ориентированную деятельность.
  3. Развивающая – способствовать развитию памяти, воображения и процессов мыслительной деятельности, творческого мышления и подхода к выполнению поставленных задач.
  4. Образовательная – ознакомить учащихся с лексикой и с разнообразием продуктов по теме: “Meals” и формировать у учащихся навыки успешного пользования по данной теме.

Задачи уроков:

  • повторить лексический материал по теме: “Meals”;
  • добиться от учащихся правильного произношения перечисленных выражений по теме;
  • организовать и провести работу по созданию проектов: “The restaurant of my dream”;
  • обеспечить необходимые условия для продуктивной работы учащихся;
  • осуществить защиту подготовленных проектов;
  • подвести итог занятий, обсудить «плюсы» и «минусы» работы над проектами.

В МОУ «Саныяхтахская СОШ» мы разработали и провели проект в 5 классе на тему “The restaurant of my dream” . По типологии данный проект можно отнести к творческому и практико-ориентированному, моно-проекту, групповому, краткосрочному. Главной задачей учащихся являлось придумать ресторан, в котором они хотели бы работать, куда входило несколько обязательных пунктов: меню, рабочий персонал, коронное блюдо, эскиз ресторана, эмблема, девиз. Проект был закрепляющим этапом по новой лексической теме: “Meals”. Мы работали по следующему плану:

Этап 1. Повторение.

Прежде чем начать работу с проектами, мы с учащимися повторили весь лексический материал по теме “Meals”.

Этап 2. Целеполагание - поиск, обсуждение, принятие решения о проблеме, цели и задачах и конечном продукте.

На данном этапе мы обозначили круг возможных проблем, альтернативные цели и задачи, ориентировали учащихся на возможный конечный продукт. Учащиеся обсуждали в группе (и с учителем) проблему, цель и задачи, конечный продукт, критерии оценки, определяли направление проектной деятельности. Результатом служило выбор проблемы, постановка цели, определение конечного продукта и критериев оценки, выбор направления, постановка задач.

Этап 3. Организация и планирование.

Учащиеся консультировались с преподавателем, делились опытом друг с другом. Предварительно учащиеся получили примерную схему защиты проектов, которая выглядела следующим образом:

  1. I want to introduce my project, which is called “The restaurant of my dream”
  2. Our restaurant is called…
  3. Our motto is…
  4. Our occupation is…
  5. This is our menu…
  6. This is our personal…
  7. I have a dream…
  8. This is our best dish…
  9. I hope…
  10. This is our emblem…
  11. I can prove that my restaurant is the best because…

Все выражения были отработаны с правильным произношением, переведены и записаны с доски в тетради учащихся. Приведенные выше выражения учащиеся использовали по желанию. Затем ученики составили общий план и поэтапную программу с указанием промежуточных результатов, видов вспомогательной деятельности, распределили роли участников проекта. Результатом являлись план и программа, промежуточные результаты, виды проектной и вспомогательной деятельности.

Этап 4. Выбор средств.

Мы консультировали учащихся, ориентировали их в возможных средствах информационной и проектной деятельности. Учащиеся обсуждали возможные средства проектной и информационной деятельности, составили банк средств, определили их выбор. Результатом служили банк средств, выбор основных и дополнительных средств. Одним из основных средств были: учебник, по которому учащиеся занимались с необходимой лексикой, книги, Интернет и так далее.

Этап 5. Выполнение проекта, включая вспомогательные виды деятельности.

Мы помогали учащимся, сотрудничали с ними, участвовали в промежуточной оценке. Учащиеся подбирали информацию, выполняли вспомогательные виды работы, составляли наброски, рабочие варианты текста, обсуждали и оценивали данные, обменивались информацией и другое. Результатом явились рабочие записи, рабочие тексты, наброски планет, черновики защиты проекта, банк данных и другое.

Этап 6. Составление рабочего варианта проекта.

Совместно с учащимися мы участвовали в обсуждении и оценке промежуточных результатов, помогали, консультировали. Учащиеся обсуждали результаты сбора данных и подготовки материалов проекта, определяли структуру и содержание проекта и его разделов, общий дизайн, составляли рабочий вариант. Результатом являлся рабочий вариант проекта.

Этап 7. Составление окончательного текста проекта.

Мы помогали учащимся в корректировке и редактировании, консультировались с ними по поводу окончательного варианта, помогали им организовать презентацию. Учащиеся проводили корректировку, редактирование, окончательное оформление текста, подготовку к презентации. Для окончательного завершения проекта учащиеся получили домашнее задание: закончить окончательный продукт и подготовить вопросы друг другу для поддержания дискуссии. Результат содержал: окончательный текст проекта, текст сообщений по презентации, сценарий презентации.

Этап 8. Презентация проекта.

Мы выполняли отведенную нам роль по сценарию презентации: приглашали учащихся к доске, делали выводы после каждой защиты, задавали наводящие вопросы. Учащиеся осуществляли презентацию проекта по составленному сценарию. Результатом являлись конечный продукт проекта, протокол презентации проекта.

Этап 9. Оценка проекта и его презентации.

Мы с учащимися участвовали в совместной оценке проекта и его презентации. Учащиеся обсуждали и оценивали результаты выполнения, качество проекта и его презентации. Результатом являлась согласованная оценка.

Этап 10. Подкрепление.

Мы предлагали альтернативные виды работы и формы подкрепления. Учащиеся обсуждали и выбирали формы и виды работы по поддержке проекта. Конечный результат: отчет о проекте, включая перспективное использование.

В конце последнего этапа мы с учащимися сделали общие выводы, аргументировали оценки каждого защищающегося и затем выбрали самый лучший проект, по мнению всех присутствующих.