Урок по теме: Решение логарифмических уравнений
Раздел: Преподавание математики.
Цели урока:
Обобщение знаний учащихся по решению логарифмических уравнений.
Закрепить основные методы решения логарифмических уравнений.
Предоставить каждому учащемуся возможность проверить свои знания, а так же повысить их уровень.
Прививать интерес к предмету, и добиваться благоприятной психологической атмосферы в классе.
Оборудование:
- карточки для устного вычисления,
- плакат с формулами,
- плакат «Проверь себя»,
- карточки с заданиями.
Структура урока:
№ | Основные фрагменты урока | время |
1 | Организационный момент и вводная часть | 2 мин. |
2 | Устные задания по карточкам | 3 мин. |
3 | Решение уравнений и неравенств, заданных на доске | 20 мин. |
4 | Самостоятельная работа с последующей проверкой | 7 мин |
5 | Работа с плакатом «Проверь себя» | 5 мин. |
6 | Подведение итогов | 33 мин. |
I. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).
Учителем объявляется тема урока, цели урока и основные моменты урока.
II. Фронтальный опрос учащихся по карточкам.
Вычислить:
III. Учитель: При решении логарифмических уравнений и неравенств полезными могут оказаться некоторые формулы, которые записаны на плакате, и вывешены на доске.
III. На доске записаны уравнения, ученики выбирают любое уравнение и идут решать его к доске.
Любой из учеников выходит к доске и решает уравнение, которое ему больше нравится и с которым он надеется справиться. (В зависимости от времени, можно решить не все примеры, а 4-5 из них, остальные оставить на дом.)
Решение примеров
Область допустимых значений – множество всех действительных чисел, так при всех ,
По определению логарифма , решаем уравнение, приводя его к алгебраическому:
Проверим, входят ли полученные значения в область допустимых значений
. Система не выполняется, значит х=-1 не является корнем уравнения.
Система выполняется, значит х=3 является корнем уравнения.
Ответ: x=3.
4. .
5. .
Область допустимых значений:
x1 = -2 не входит в область допустимых значений
x2 = 1 входит в область допустимых значений, является корнем.
Ответ: x = 1.
6.
Область допустимых значений:
x1 = -5; x2 = 2- посторонний корень, т.к. не входит в область допустимых значений.
Ответ: x=5.
7.
IV. Переходим к следующему этапу урока – самостоятельная работа. Раздаются карточки. Ученики в тетрадях самостоятельно выполняют решения уравнений.
После того, как решение закончено, ученики меняются тетрадями I со II вариантом, а III с III вариантом. На доске вывешиваются или записываются правильные ответы по вариантам. Ученики выставляют оценки.
Вариант 1
- Решить уравнение:
log2(x-3) = 4 (ответ: x=19). - Найти произведение корней:
lg2x - lgx=0 (ответ: x=10). - Решить уравнение:
log3(2x + 8) = log3(x - 2) (ответ: решения нет).
Вариант 2
- Решить уравнение:
log2(5 - x) = 2 (ответ: x=-4). - Найти произведение корней:
lg2x + lgx = 0 (ответ: x=0,1). - Решить уравнение:
log4(3x - 4) = log4(6 + x) (ответ: x=5).
Вариант 3
1.Решить уравнение:
(ответ: x=-0,04).
2. Найти произведение корней:
lg2x + lg(x +2) = lg(x-1) (ответ: решения нет).
3. Решить уравнение:
log26x log6x2 - 3 = 0(ответ: x=16).
V. Работа с плакатом «Проверь себя» (на внимательность).
Учащиеся находят допущенные ошибки.
Подведение итогов, выставление оценок. На дом задаются не решенные уравнения.