Урок по теме: "Зона тундры. Основные географические и климатические особенности Мурманской области"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с природной зоной - тундрой, её расположением на географической карте; сформировать представление об особенностях рельефа тундры и климате.
  2. Раскрыть основные географические и климатические особенности Мурманской области.
  3. Развивать умение выделять главное, умение сравнивать, обобщать изучаемые факты о природной зоне.
  4. Воспитывать навыки делового общения.

Оборудование:

  • учебник “Мир вокруг нас” для 4 класса
  • карта природных зон России , карта Кольского полуострова;
  • “Мир и человек” географический атлас;
  • физическая карта Мурманской области;
  • картины с изображением тундры, животных Арктики;
  • видеозапись с изображением тундры Кольского полуострова.

Ход урока

1. Организационный момент.

Готовность к уроку. Настрой.

2. Актуализация знаний. Повторение.

Учитель. Сегодня на уроке продолжим путешествие по природным зонам России. Назовите природную зону, с которой познакомились на предыдущем уроке.

Дети. Арктика.

Учитель. Где она расположена? Каковы погодные условия Арктики?

Дети. Очень холодно ,территория покрыта толстым слоем льда и снега.

Учитель. Почему в Арктике лёд никогда не тает?

Дети. Солнце полярным летом не поднимается высоко, его лучи скользят и отражаются ото льда и снега. Растопить снег нежаркие лучи не могут.

Учитель. Несмотря на холод, в Арктике можно встретить животных. О ком говорится в стихотворении:

Вьюга воет и кружит
Кто-то на снегу лежит,
Он бы бегал, если б мог,
Только ласты вместо ног.
Словно дома он везде:
И на льдине, и в воде. (тюлень)

Дети. Тюлень.

Учитель. Посмотрите на животных Арктики.

(На доске изображения: белый медведь, морж, тюлень, северный олень)

- Как приспособились они к жизни на Крайнем Севере?

Дети. Густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

Учитель. А птицы?

Дети. Густое оперение, толстый слой пуха. (Доп. вопрос, если не выделят оленя)

- Все ли они живут в Арктике?

Вывод: Арктика - царство холода, льда и снега. К жизни приспособились немногие животные.

3. Объявление темы урока

Учитель. Из зоны Арктики мы отправимся в другую природную зону. Послушайте, как описывает её путешественник:

Здесь очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит днём и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придётся не спать больше двух месяцев.

- О какой природной зоне говорит путешественник?

Дети. О тундре.

Учитель. Верно. Тема урока Зона тундры.

Говоря о тундре, нельзя не коснуться места, где мы живём. Поэтому рассмотрим ещё

Основные географические и климатические особенности Мурманской области.

4. Изучение нового

Учитель. Изучать зону тундры будем по плану. План изучения природной зоны

1. Расположение.

2. Рельеф.

3. Погодно-климатические особенности.

Итак, зона тундры. - ТУНДРА! Необычное слово. Пришло из финского языка. Означает - безлесная гора, голая возвышенность.

Нам предстоит, изучив особенности тундры, согласиться с этим определением или предложить своё. Готовы?

4.1. Расположение

- Попробуйте определить, где расположена зона тундры? (ответы детей)

Вывод: Расположена южнее Арктики, но всё ещё за Северным полярным кругом. Она занимает тысячи километров с запада на восток. От узкой полоски - северного побережья Кольского полуострова до громадного пространства в Сибири.

Учитель. Как такое расположение влияет на природу? Какие можно выделить времена года в тундре и в нашей местности?

- Совпадают они по продолжительности с общепринятыми?

Дети. Нет. Зима долгая 8-9месяцев, пето короткое. Полярный день, полярная ночь

Вывод: Для зоны тундры и Мурманской области характерны:

- полярный день и полярная ночь;

- долгая зима и короткое лето.

(На доске составляется схема-опора)

4.2. Рельеф

Учитель. Напоминаю: рельеф - это совокупность всех неровностей земной поверхности. Обратимся к определению тундры. Выяснить особенности рельефа помогут иллюстрации тундры, физическая карта в учебнике. Рассмотрите внимательно и попробуйте ответить действительно ли тундра - возвышенность?

- Какой цвет преобладает на физической карте?

Дети. Зелёный.

Учитель. А что обозначает зелёный цвет?

Дети. Равнины и низменности.

Учитель. А на Кольском полуострове?

Дети. Жёлто-коричневый цвет.

Учитель. Что он обозначает?

Дети. Возвышенности и горы.

Учитель. Перед тем, как сделать вывод, посмотрим фрагмент записи с видом тундры.

Просмотр видеозаписи.

Вывод: Мы сказали, что в центральной части тундры преобладают холмистые равнины и низменности, а в западной части, в Мурманской области -возвышенности.

Учитель. Как же уточнить определение. Возвышенность не всегда. А вот коренные жители Кольского края - саамы - тундрами называли плоские вершины гор, лишённые лесной растительности.

4.3. Погодно-климатические условия

Учитель. Выяснили расположение и особенности рельефа. - Всё это влияет на погодно-климатические условия тундры? Какие же они?

Ответить поможет статья в учебнике. Ваша задача прочитать внимательно текст и составить к нему вопросы о погоде.

Дети задают вопросы друг другу (2 – З вопроса).

Вывод: В тундре холодно, морозы до - 50-60°С. Многолетняя мерзлота. Немного теплее, чем в Арктике. (продолжается работа над схемой-опорой)

Учитель. А как вы охарактеризуете погоду на Кольском полуострове в зоне тундры? (Ответы)

Вывод: Характерна высокая влажность, частые туманы, облачность, зима более “мягкая”, лето - прохладнее. Побережье Баренцева моря не замерзает.

Учитель. Почему же у нас не такие суровые погодно-климатические условия? Их определяют теплые и холодные воздушные массы. Тепло приносит Гольфстрим - северо-атлантическое тёплое течение. А холод проникает из Арктики. Эти два великана: тёплый и холодный постоянно вступают в борьбу. Побеждает то один, то другой, поэтому мы наблюдаем частую смену погоды в течении суток.

Догадались? Это метели, ветры, то выглянет солнце. Зимой - оттепели, летом - похолодание. Вот как описывает погоду тундры поэт:

(стихотворение читает заранее подготовленный ученик)

Преградив оленям путь...
Волчьим воем взвыли ветры,
И во мгле не только чума –
Не увидишь даже пальцев,
Если руку протянуть!
И великий белый Север
На дыбы поднялся зверем,
Словно горную лавину,
С чёрных туч обрушил снег.

(Леонид Лапцуй)

5. Итог урока

Учитель. Подведём итог нашей работе.

- О какой природной зоне говорили на уроке?

- Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали?

6. Домашнее задание и анонс на следующий урок

На следующем уроке мы узнаем, как расположение, рельеф и погода тундры влияют на её обитателей, кто живёт и что растёт в тундре, а также поговорим о занятии населения и мерах по сохранению хрупкого мира тундры.

УРОК ОКОНЧЕН. ВСЕМ СПАСИБО!