Цели:
- Познакомить учащихся с природной зоной - тундрой, её расположением на географической карте; сформировать представление об особенностях рельефа тундры и климате.
- Раскрыть основные географические и климатические особенности Мурманской области.
- Развивать умение выделять главное, умение сравнивать, обобщать изучаемые факты о природной зоне.
- Воспитывать навыки делового общения.
Оборудование:
- учебник “Мир вокруг нас” для 4 класса
- карта природных зон России , карта Кольского полуострова;
- “Мир и человек” географический атлас;
- физическая карта Мурманской области;
- картины с изображением тундры, животных Арктики;
видеозапись с изображением тундры Кольского полуострова.
Ход урока
1. Организационный момент.
Готовность к уроку. Настрой.
2. Актуализация знаний. Повторение.
Учитель. Сегодня на уроке продолжим путешествие по природным зонам России. Назовите природную зону, с которой познакомились на предыдущем уроке.
Дети. Арктика.
Учитель. Где она расположена? Каковы погодные условия Арктики?
Дети. Очень холодно ,территория покрыта толстым слоем льда и снега.
Учитель. Почему в Арктике лёд никогда не тает?
Дети. Солнце полярным летом не поднимается высоко, его лучи скользят и отражаются ото льда и снега. Растопить снег нежаркие лучи не могут.
Учитель. Несмотря на холод, в Арктике можно встретить животных. О ком говорится в стихотворении:
Вьюга воет и кружит
Кто-то на снегу лежит,
Он бы бегал, если б мог,
Только ласты вместо ног.
Словно дома он везде:
И на льдине, и в воде. (тюлень)
Дети. Тюлень.
Учитель. Посмотрите на животных Арктики.
(На доске изображения: белый медведь, морж, тюлень, северный олень)
- Как приспособились они к жизни на Крайнем Севере?
Дети. Густая шерсть и толстый слой подкожного жира.
Учитель. А птицы?
Дети. Густое оперение, толстый слой пуха. (Доп. вопрос, если не выделят оленя)
- Все ли они живут в Арктике?
Вывод: Арктика - царство холода, льда и снега. К жизни приспособились немногие животные.
3. Объявление темы урока
Учитель. Из зоны Арктики мы отправимся в другую природную зону. Послушайте, как описывает её путешественник:
Здесь очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит днём и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придётся не спать больше двух месяцев.
- О какой природной зоне говорит путешественник?
Дети. О тундре.
Учитель. Верно. Тема урока Зона тундры.
Говоря о тундре, нельзя не коснуться места, где мы живём. Поэтому рассмотрим ещё
Основные географические и климатические особенности Мурманской области.
4. Изучение нового
Учитель. Изучать зону тундры будем по плану. План изучения природной зоны
1. Расположение.
2. Рельеф.
3. Погодно-климатические особенности.
Итак, зона тундры. - ТУНДРА! Необычное слово. Пришло из финского языка. Означает - безлесная гора, голая возвышенность.
Нам предстоит, изучив особенности тундры, согласиться с этим определением или предложить своё. Готовы?
4.1. Расположение
- Попробуйте определить, где расположена зона тундры? (ответы детей)
Вывод: Расположена южнее Арктики, но всё ещё за Северным полярным кругом. Она занимает тысячи километров с запада на восток. От узкой полоски - северного побережья Кольского полуострова до громадного пространства в Сибири.
Учитель. Как такое расположение влияет на природу? Какие можно выделить времена года в тундре и в нашей местности?
- Совпадают они по продолжительности с общепринятыми?
Дети. Нет. Зима долгая 8-9месяцев, пето короткое. Полярный день, полярная ночь
Вывод: Для зоны тундры и Мурманской области характерны:
- полярный день и полярная ночь;
- долгая зима и короткое лето.
(На доске составляется схема-опора)
4.2. Рельеф
Учитель. Напоминаю: рельеф - это совокупность всех неровностей земной поверхности. Обратимся к определению тундры. Выяснить особенности рельефа помогут иллюстрации тундры, физическая карта в учебнике. Рассмотрите внимательно и попробуйте ответить действительно ли тундра - возвышенность?
- Какой цвет преобладает на физической карте?
Дети. Зелёный.
Учитель. А что обозначает зелёный цвет?
Дети. Равнины и низменности.
Учитель. А на Кольском полуострове?
Дети. Жёлто-коричневый цвет.
Учитель. Что он обозначает?
Дети. Возвышенности и горы.
Учитель. Перед тем, как сделать вывод, посмотрим фрагмент записи с видом тундры.
Просмотр видеозаписи.
Вывод: Мы сказали, что в центральной части тундры преобладают холмистые равнины и низменности, а в западной части, в Мурманской области -возвышенности.
Учитель. Как же уточнить определение. Возвышенность не всегда. А вот коренные жители Кольского края - саамы - тундрами называли плоские вершины гор, лишённые лесной растительности.
4.3. Погодно-климатические условия
Учитель. Выяснили расположение и особенности рельефа. - Всё это влияет на погодно-климатические условия тундры? Какие же они?
Ответить поможет статья в учебнике. Ваша задача прочитать внимательно текст и составить к нему вопросы о погоде.
Дети задают вопросы друг другу (2 – З вопроса).
Вывод: В тундре холодно, морозы до - 50-60°С. Многолетняя мерзлота. Немного теплее, чем в Арктике. (продолжается работа над схемой-опорой)
Учитель. А как вы охарактеризуете погоду на Кольском полуострове в зоне тундры? (Ответы)
Вывод: Характерна высокая влажность, частые туманы, облачность, зима более “мягкая”, лето - прохладнее. Побережье Баренцева моря не замерзает.
Учитель. Почему же у нас не такие суровые погодно-климатические условия? Их определяют теплые и холодные воздушные массы. Тепло приносит Гольфстрим - северо-атлантическое тёплое течение. А холод проникает из Арктики. Эти два великана: тёплый и холодный постоянно вступают в борьбу. Побеждает то один, то другой, поэтому мы наблюдаем частую смену погоды в течении суток.
Догадались? Это метели, ветры, то выглянет солнце. Зимой - оттепели, летом - похолодание. Вот как описывает погоду тундры поэт:
(стихотворение читает заранее подготовленный ученик)
Преградив оленям путь...
Волчьим воем взвыли ветры,
И во мгле не только чума –
Не увидишь даже пальцев,
Если руку протянуть!
И великий белый Север
На дыбы поднялся зверем,
Словно горную лавину,
С чёрных туч обрушил снег.
(Леонид Лапцуй)
5. Итог урока
Учитель. Подведём итог нашей работе.
- О какой природной зоне говорили на уроке?
- Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали?
6. Домашнее задание и анонс на следующий урок
На следующем уроке мы узнаем, как расположение, рельеф и погода тундры влияют на её обитателей, кто живёт и что растёт в тундре, а также поговорим о занятии населения и мерах по сохранению хрупкого мира тундры.
УРОК ОКОНЧЕН. ВСЕМ СПАСИБО!