Цели:
- Учить детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности.
- Развивать представление о способах изображения персонажей, о средствах создания образа в изобразительном искусстве.
- Активизация творческих способностей детей, обучение выразительному чтению.
- Способствовать формированию личного отношения к прочитанному.
- Воспитывать интерес и любовь к чтению.
- Способствовать воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу.
Оборудование:
- Предметные “волшебные” шкафчики, “золотой ключик”, аленький цветочек, кувшин, яблоко, гусли.
- Карточки с названиями сказок.
- Иллюстрации Е.М. Рачёва и Ю.А. Васнецова.
- Атрибуты для сценки: маленькая скамеечка, элементы костюмов, рыбки.
- Презентация к уроку.
- Карточки с кроссвордом у каждого ребёнка.
Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин.)
2. Объявление темы. (3 мин.)
- Сегодня у нас урок внеклассного чтения.
- Прочитайте высказывание А.С. Пушкина.
“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок!”
- Как вы понимаете эти слова?
- Какие сказки вы читали?
- Молодцы! Названия сказок вы знаете, а их содержание?
- Сейчас мы это узнаем.
3. Разминка. Определение видов сказок. (10 мин.)
- В этом волшебном шкафчике находятся вещи, которые принадлежат героям сказок. Попробуйте угадать сказку и назвать героя, которому принадлежит данный предмет.
(6 предметов – по 2 каждой колонке). Дети по очереди достают предмет и называют сказку, определяют, кому принадлежит эта вещь. Название сказки появляется на слайде презентации. (Приложение)
“Золотой ключик”
“Муха-цокотуха”
“Аленький цветочек”
“Лиса и Журавль”
“Гуси – Лебеди”
“Кот, Петух и Лиса”
- Попробуйте разделить эти сказки на 3 группы. (волшебные, бытовые, анималистические).
- А я разделила на 2 группы. Как я это сделала? (авторские и народные)
- Какие бывают сказки по авторской принадлежности? (народные и авторские)
- А по содержанию? (волшебные, бытовые, о животных)
- Какую сказку вычитали к уроку? (“Лисичка-сестричка и Волк”)
- В какую группу её отнести? (русская народная сказка)
- Понравилась вам сказка?
- А хотите ещё раз послушать?
4. Чтение сказки учителем. (5 мин.)
5. Анализ содержания. (8 мин.)
- Кто главные герои сказки?
- Какова же лиса? Как об этом сказано в тексте?
- Кого она перехитрила? Найдите в тексте.
- Докажите, что она умная, жестокая, предприимчивая.
- А каков же Волк? (глупый, доверчивый, простофиля).
- Найдите, как об этом сказано в сказке.
- Волк и Лиса – главные герои сказки. А о людях что вы скажете?
6. Подготовка к инсценированию. (3 мин.)
- Сегодня мы будем инсценировать отрывок, где Лиса ест рыбку и не даёт её голодному Волку. Найдите его.
- Давайте поиграем: девочки побудут немного лисой, а мальчики – волком.
- Попробуйте изобразить своего героя с помощью мимики, жестов, движений.
(выбирается “лучшая” лиса и “лучший” волк. Они надевают элементы костюмов, готовят декорации).
- Как нужно говорить слова Лисы? А Волка?
- Перечитаем отрывок в лицах.
- Текст будет идти “за кадром”, а артисты только изображают своего героя в соответствии с текстом.
Все остальные дети будут не просто зрителями, а и режиссёрами.
- Какие советы вы, как режиссёры, дадите нашим артистам?
(Осанка у Лисы прямая, разговаривает с Волком не глядя на него, нехотя, с пренебрежением).
7. Инсценирование отрывка. Обсуждение. (4 мин)
- Удалось ли нашим артистам показать характер своего героя? Докажите.
- Какие есть пожелания в соответствии со сказкой?
8. Знакомство с художниками-иллюстраторами. (4 мин.)
(Показ книги “Русские народные сказки)
- Помните эту книгу? Чем она ещё нас привлекла кроме содержания? (иллюстрациями Ю. Васнецова)
- А посмотрите на эти иллюстрации. (Рачёва)
- Что заметили? (сказки разные и художники разные)
- Да, это действительно иллюстрации другого художника-иллюстратора Е.М. Рачёва.
- А в чём главное отличие иллюстраций Е.М. Рачёва? (герои одеты в русские народные костюмы).
- Молодцы! Сегодня на уроке вы были и артистами, и режиссёрами, а хотите побывать художниками?
- Попробуйте выполнить иллюстрацию к сказке “Лисичка-сестричка и Волк” дома.
9. Закрепление, самостоятельная работа. Работа в парах. Разгадывание кроссворда. (5 мин.)
- На следующем уроке мы познакомимся с новым жанром литературы, а каким, вы узнаете из кроссворда.
- Слуги Бабы Яги.
- Кто хотел погубить Муху-Цокотуху?
- “Федорино горе”, “Айболит” - кто автор?
- Братец Алёнушки.
- Рыжая героиня многих народных сказок.
Проверка
- С чем же мы будем знакомиться на следующем уроке? (с баснями).
10. Итог.
- Что вы хотите сказать про урок?
- Что особенно понравилось?